Аппликация как вид художественной деятельности дошкольника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 03:44, лекция
Краткое описание
1. Сущность и значение аппликации для ребенка – дошкольника. Виды аппликации. 2. Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте. 3. Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними. 4. Задачи обучения и развития детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) . 5. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах.
Для передачи образа детям предоставляются
другие материалы: карандаши, тонкие веточки,
семена. Например, изготовляя аппликацию
бабочки, брюшко можно сделать не только
из листочка, но и нарисовать, приклеить
тонкую веточку; для глаз использовать
мелкие семена или тоже нарисовать.
В старшем дошкольном возрасте
дети овладевают более сложной техникой
вырезывания - симметричным, силуэтным,
многослойным, а также техникой обрывания,
плетения. Они могут комбинировать технику.
Дошкольники осваивают новые
способы прикрепления деталей: пришивание
их к ткани. При этом дети получают два
варианта изображения: плоскостное и полуобъемное
(когда между основой и деталью подкладывается
вата). Во втором случае изображение более
выразительное. Полуобъемная аппликация
получается и при частичном наклеивании
деталей, например только середины снежинки,
цветка, бабочки и т. п.
Систематическое обучение детей
разнообразным способам аппликации из
различных материалов создает основу
для творческого выражения дошкольника
в самостоятельной деятельности: он может
выбрать содержание аппликации (декоративный
узор, предмет, сюжет, материал (один или
несколько в сочетании) и использовать
разную технику, подходящую для более
выразительного исполнения задуманного.
Младший дошкольный
возра
ст [/u] – период, когда становление
всех органов и систем организма идёт
очень быстрыми темпами. Поэтому очень
важно своевременно заложить основы полноценного
развития.
Специфика аппликации дает
детям возможность активнее усваивать
знания о цвете, строении предметов, их
величине, о плоскостной форме и композиции.
В аппликации есть возможность передвигать
вырезанные формы, сравнивать, накладывая
одну форму на другую.
Игры-занятия проводятся с подгруппой
из пяти – шести детей. Под руководством
педагога дети учатся раскладывать фигуры
в определенном порядке, составлять изображение
предмета из двух-трех частей, соотносить
их по форме, окраске, величине, пространственному
расположению.
Основная цель этих упражнений:
воспитать у детей интерес к действиям
с вырезанными фигурами, вызвать желание
самостоятельно сделать из них какие-то
предметы, составить простейшие комбинации,
формируется сенсорный опыт, обогащается
знания об окружающих предметах и средствах
их образной передачи.
Игровые приемы – это способы
совместного (педагога и детей) развития
сюжетно игрового замысла путем постановки
игровых задач и выполнения соответствующих
игровых действий, направленные на обучение
и развитие детей.
На занятиях аппликацией особо
следует выделить организацию обследования
предметов, предлагаемых для изображения.
Обследование – это организованный педагогом
процесс восприятия предмета, который,
заключается в том, что педагог в строго
определенной последовательности выделяет
стороны и свойства предмета, которые
должны усвоить дети, чтобы затем успешно
осуществить процесс изображения. В процессе
такого восприятия у детей формируются
отчетливые представления о тех свойствах
и качествах предметов, которые важны
для изображения (о форме, величине, строении
и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать.
Самостоятельно они не могут овладеть
этим процессом. Форма, строение, цвет,
прежде всего, воспринимаются зрительно,
поэтому предметы сначала рассматриваются.
Для уточнения таких свойств предметов,
как объемная форма, величина, качество
поверхности материала (шероховатость,
гладкость, требуется наряду с рассматриванием
и ощупывание – осязательное восприятие.
Поэтому наряду с занятиями по аппликации,
проводятся занятия по ознакомлению детей
со свойствами бумаги.
Особенности развития детей
данного возраста указывают на необходимость
организации повторяющихся действий,
упражнений в обучающем процессе. Они
необходимы как для более качественного
овладения детьми определёнными умениями,
так и для ускорения осознанности и произвольности
в деятельности. В этом плане достаточно
эффективными оказались занятия с небольшой
подгруппой детей, где детям вначале предлагалось
действовать индивидуально, а затем эти
же действия, операции выполнять всем
вместе на общем листе бумаги или фланелеграфе,
и наоборот.
Использование репродуктивного
метода в данных случаях способствовало
формированию у детей сознательных и произвольных
действий, связанных с аналитическим процессом
познания.
Исследовательский метод эффективен
при создании образовательных ситуаций,
которые побуждают детей к самостоятельной
поисковой деятельности и нахождению
способа выполнения задания путём проб
и ошибок.
Использование исследовательского
метода побудило детей к активным поисковым
действиям. Дети самостоятельно действовали
путём сравнения, сопоставления и добивались
нужного результата. Исследовательский
метод также применяется, когда педагог
предлагает детям выполнить творческие
задания или выполнить изображения по
собственному замыслу.
Игровой прием является преобладающим
в организации занятий по аппликации с
детьми младшего дошкольного возраста.
Фактически игровой характер обучения
пронизывает весь учебный процесс. Детям
предлагаются путешествия по городу, в
лес, на разных видах транспорта; инсценировки,
прогулочные истории, во время которых
они встречаются с разными представителями
животного, растительного мира, игровыми
персонажами и т. д.
Все используемые методы и приемы
обучения аппликации на занятиях сочетаются,
взаимодействуют, обеспечивая лучшее
понимание и усвоение материала, развитие
детского изобразительного творчества.
Проводимые занятия, преследовали
разные цели, но в каждом из них детям отводилась
роль активного участника, при этом малыши
были незаметно для себя вовлечены в деятельность,
которая им предлагалась. Часть занятий,
особенно на более поздних этапах, преследовала
цель формирования простейших навыков
совместной работы, накоплению опыта совместных
действий, а также побуждению к активному
общению с другими детьми и взрослыми.
Таким образом, опыт работы
показал, что при направленном педагогическом
руководстве занятия по аппликации способствуют
более интенсивному развитию всех сторон
личности.
Литература:
1. Крупская Н. К. О дошкольном
воспитании. Сборник статей и
речей. М., 1973, с. 71.
2. "Методика обучения
изобразительной деятельности и
конструированию", под ред. Н. П. Сакулиной,
Т. С. Комаровой; М., 1979 г.
3. Методические рекомендации
к «Программе воспитания и
обучения в детском саду» (сост.
Л. В. Русскова) - М. : Просвещение, 1986.
4. Пантелеева Л. В. и др.
Художественный труд в детских
садах СССР и СФРЮ: Книга для
воспитателя детского сада (Л. В.
Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. -
М. : Просвещение, 1987.