Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 11:47, курсовая работа
Цель исследования: показать влияние аппликации на развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Изучить литературу по теме «аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных».
2) Описать базовые понятия темы «аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных».
3) Проанализировать возможность развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
4) Определить сформированность технических навыков и умений в процессе создания образов животных в аппликации на занятиях по изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
5) Создать модель проекта « Звери всякие нужны».
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития мелкой моторики рук у детей
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста
1.3. Аппликация как вид изобразительной деятельности. Возможности использования аппликации для развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста на занятиях при изображении животных
Глава 2. Модель проекта « Звери всякие нужны»
Заключение
Список литературы
Список литературы
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Педагогический колледж №8 «Измайлово»
Курсовая работа
Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных в проектной деятельности
Выполнила: Донская Лариса Анатольевна
Группа 51 Д/З
Специальность: 050704
« Дошкольное образование»
Научный руководитель: Острейковская
Галина Васильевна
Отличник народного образования
Дата защиты: -----------------
Отметка: -----------------------
Москва
2014
Понятийный аппарат
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста
Глава 2. Модель проекта « Звери всякие нужны»
Заключение
Понятийный аппарат
Список литературы
Приложение
Введение
Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его речи, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детской руки можно говорить об особенностях развития центральной нервной системы и её святая святых – мозга. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и с общей двигательной, и с ручной. Начало развитию мышления даёт рука.
Аппликация – один из видов изобразительного искусства. Направление на развитие ручной умелости – крайне полезного для общего развития ребёнка занятия. Оно способствует приобщению к миру прекрасного, открывает перед ребёнком красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.
В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики различных нарушений.
Вопросами взаимосвязи развития мозга и мелкой моторики занимались такие ученые как М. М. Кольцова, В. Н. Бехтерев, Е. И. Исенина, А. В. Антакова – Фомина, Н. Н. Новикова и др. Ими было доказано, что именно мелкие мышцы пальцев рук подобно высшим отделам головного мозга обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Цель исследования: показать
влияние аппликации на
Задачи:
Область: педагогика, изобразительная деятельность.
Объект исследования: средства развития мелкой моторики рук в процессе создания образов животных в аппликации.
Предмет исследования: процесс формирования у детей среднего дошкольного возраста мелкой моторики рук на занятиях по аппликации при изображении животных.
Проблема: действительно ли изображение животных в аппликации будет способствовать развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Гипотеза: использование педагогами на занятиях упражнений по аппликации животных будет способствовать наилучшему развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические:
* изучение психолого-
* сравнение,
* обобщение.
2. Практические:
* изучение педагогического
* педагогическое наблюдение,
* беседа,
* тестирование детей и изучение продуктов детского творчества.
Структура работы:
Данная работа состоит из введения, главы 1, которая содержит 3 теоретических параграфа, главы 2, в которой описывается практический опыт ( модель проекта), заключения, понятийного аппарата, списка литературы и приложений.
Данная работа не претендует на широкое рассмотрение и решение обозначенной проблемы, а представляет попытку рассмотреть возможность развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации при изображении животных в проектной деятельности.
Глава 2. Модель проекта « Звери всякие нужны»
Актуальность. Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников – одна из самых актуальных, так как общая умелость руки – важный показатель физического и нервно психического развития ребёнка. Кроме того при выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные интегрированные образы и представления.
Аппликация направлена на развитие ручной умелости, также выполняет свою важнейшую психологическую функцию: работает на формирование у ребёнка базовой, глубинной убеждённости в своей компетентности, поскольку результат его труда вызывает у окружающих положительные эмоции, похвалу и одобрение без всяких натяжек.
Тип проекта:
по доминирующей деятельности: творческий
по числу участников проекта: подгрупповой (6 человек)
по времени проведения: краткосрочный (2 недели)
по характеру контактов: внутри одной возрастной группы
по характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель
Цель проекта:
создать условия, показывающие
влияние аппликации на
Формирование технических умений и навыков, мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации.
Задачи:
1) развивать тактильную чувствительность, мелкую ручную моторику, эстетический вкус;
2) воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, любовь к животным;
3) совершенствовать коммуникативные навыки, технические навыки и умения;
4) расширять знания о животных, их повадках, характерных особенностях внешнего вида и строения;
5) развивать речь детей, обогащать словарный запас через загадки, стихотворения о животных, пальчиковые игры, через игры, способствующие развитию мелкой моторики рук (мозаика, конструкторы и т. д.)
Направления реализации проекта:
- совместная деятельность
Основные формы реализации проекта:
- отбор художественной и
- пальчиковых игр
- логоритмических упражнений
- подбор иллюстративного материала
- совместная продуктивная
Формы работы с детьми:
- отгадывание загадок
- чтение стихотворений
- проведение занятий по аппликации
- разучивание пальчиковых игр, ритмических упражнений
- игры с мелкими предметами, мозаика, пазлы и т. д.
Формы работы с родителями:
- анкетирование
-проведение консультации на тему « развитие руки: просто, интересно, эффективно»
- беседа с родителями на тему «игры, способствующие развитию ручной умелости»
Обеспечение проекта:
Материально – техническое: музыкальный центр, материалы и оборудование для занятий
Учебно-методическое:
Этапы проекта
Подготовительный:
- определение темы проекта
- формулирование целей и задач
- составление плана основного этапа проекта
- диагностика детей, консультация для родителей
С детьми:
- рассматривание иллюстраций о животных
- беседа о повадках, характерных особенностях внешнего вида животных
- разучивание пальчиковых игр, ритмических упражнений
Основной
Основная работа по проекту совместно с детьми:
- чтение художественной
- заучивание стихотворений
- загадывание загадок о животных
- беседа с детьми о животных, рассматривание внешнего вида, особенностях строения, повадках
- организованная деятельность
Заключительный
Демонстрация результатов проектной деятельности:
- выставка детских работ
- диагностика детей
Предполагаемый результат: связан с целью проекта, т. е. показать влияние аппликации на развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных.
Продукт: выставка « Звери всякие нужны»
Театрализованная деятельность: в гостях у сказки « Звери всякие нужны, звери всякие важны»
Презентация