Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:30, реферат
Редактор первой национальной газеты "Казах", основоположник казахского языкознания, нарком просвещения в 20-е годы, автор первых учебников по казахскому языку для национальных школ, создатель казахской терминологии по лингвистике и литературоведению, А.Байтурсынов был арестован по ложному обвинению и 8 декабря 1937 года расстрелян. С именем А,Байтурсынова связано развитие инновационных педагогических идей в Казахстане в 20-е годы. Роль педагогической прессы, проблемы начальной школы, системы высшего образования, совершенствование содержания, форм и методов обучения, духовно-эстетическое воспитание подрастающего поколения - это не полный перечень проблем, рассматриваемых А.Байтурсыновым.
^ Ахмет Байтурсынов (1873 -1937 гг.)
Редактор первой национальной
газеты "Казах", основоположник
казахского языкознания,
С именем А,Байтурсынова связано развитие инновационных педагогических идей в Казахстане в 20-е годы. Роль педагогической прессы, проблемы начальной школы, системы высшего образования, совершенствование содержания, форм и методов обучения, духовно-эстетическое воспитание подрастающего поколения - это не полный перечень проблем, рассматриваемых А.Байтурсыновым. Как и известный русский педагог, просветитель К.Д.Ушинский, сторонник идеи народности в образовании, А.Байтурсынов призывает к созданию свободной школы, школы обучения на родном языке, достойной воспитать настоящего гражданина своего отечества.
В статье "Обучение
по-казахски" он считает, что
"улучшение жизни народа надо
начинать именно с дела
Дифференцируя перечень
предметов, необходимых для
Ахмет Байтурсынов - один из представителей психологической мысли в Казахстане. В его научных статьях рассматриваются такие вопросы, как деятельность, разум, познание, способности и другие психологические категории.
Читая выступления талантливого сына казахского народа на открытии первого вуза страны- Казахского педагогического института им.Абая в 1928 году, мы раскрываем ещё одну грань этой великой личности. По его мнению, "открытие казахского института - показатель стимула назревшей у народа потребности к достижению высшей культуры". Следует отметить его глубокое проникновение в сущность и специфику педагогической профессии. По его мнению, самое важное для школы - профессиональная педагогика, методические приемы, учитель, умеющий обучать детей.
Будучи истинным сыном своего народа, Ахмет Байтурсынов призывал приобщаться к культурным ценностям европейских народов, брать пример с них - вкладывать деньги в образование, науку, издавать книги. "Народ, впитавший в себя основы науки и практических знаний, будет умным, богатым и сильным" -эти слова великого ученого, просветителя приобретают особую актуальность в настоящее время.
А.Байтурсынов всю свою жизнь оставался верен своему девизу, который гласит:
Суть человеческой природы,
Я человечности служу.
Меняю милость на невзгоды,
Так как свободой дорожу.
Терпение мне не занимать,
Мой дух свободен и спокоен.
И пусть родная знает мать,
Что сын отца его достоин.
^ Жусипбек Аймаутов (1889-1931 гг.)
Ж.Аймаутов - человек щедрого таланта, талантливый писатель, ученый, просветитель, педагог, психолог. Его перу принадлежат более десятка учебников и учебных пособий по методике, педагогике, психологии, этике, эстетике и лингвистике. Он автор многих художественных произведений, сотен научно-популярных и публицистических книг, переводов произведений У.Шекспира, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого.
Ж.Аймаутов изложил основные педагогические взгляды в статье "Тарбие" ("Воспитание"). По его мнению, именно воспитание должно развивать в человеке положительные черты, выработать характер. Огромное значение он придавал духовному и физическому воспитанию. Он утверждал, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и факторов: школа, воспитатель, среда, ценностные ориентации ребенка, его религия и т.д. Дидактические взгляды Аймаутова нашли освещение в его учебнике "Пособие для воспитателей", где он дает научное определение дидактике.
Высоко оценивая роль
учителя в воспитательном
Большое внимание Ж.Аймаутов уделял изучению родного языка. Он считал, что именно в родном языке одухотворяется весь народ и вся его история. В своих работах он дает ряд указаний по изучению истории своего народа, края, истории других народов.
Ж.Аймаутов в своих работах освещает и вопросы психологии. Он автор книги "Психология"(1926 г.), "Жан жуйесi жане онер тандау" (1926 г.), "Пути комплексного обучения" (1929 г.) и др.
Блистательный переводчик, Аймаутов смог передать всю красоту и глубину "Скупого рыцаря" и "Каменного гостя" А.С.Пушкина, "Ревизора" Н.В.Гоголя и многих других произведений.
Магжан Жумабаев (1893 -1938 гг.)
Известный казахский писатель, поэт публицист, талантливый переводчик, просветитель Магжан Жумабаев внес неоценимый вклад в развитие педагогической мысли Казахстана. Магжан учился в медресе и-Галия (Высшая школа) в г.Уфе, потом в Омской учительской семинарии, позже окончил литературно-художественный институт под непосредственным руководством В.Я.Брюсова. Именно Брюсову принадлежит характеристика Магжана Жумабаева как "казахского Пушкина". Он был одним из самых образованных деятелей культуры советского Востока, активно участвовал в общественно-политической жизни страны: работал над организацией казахских школ, занимался подготовкой педагогических кадров, составлением учебников и учебных пособий, методических рекомендаций.
Следуя идеям своих предшественников Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Магжан Жумабаев считает, что только через просвещенность нации можно возродить дух нации, перестроить общественные отношения, уст ранить зло и несправедливость. Тема просветительства казахского народа нашла свое отражение в его творчестве. Этой проблеме посвящены многие его стихотворения. Среди них –«Балалык шак, «Куз», «Казагым», «Немере мен ажесы» и др.
Магжан Жумабаев- автор первой теоретической работы по педагогике на казахском языке, изданной в1922 году в г.Оренбурге . "Педагогика» Магжана Жумабаева написана на основе лекций, прочитанных на краткосрочных учительских курсах, организатором и директором которых был он сам.
Обобщив передовой
опыт мировой и народной
В трудах педагога
поднимаются и вопросы
Магжан Жумабаев придавал большое значение роли педагога в учебно-воспитательном процессе. Им разработаны основные требования к воспитателю: это любовь к детям, глубокая нравственность, профессионализм.
Сочетание литературного
творчества с научно-
Глубоко осознавая роль языка в обществе и считая изучение его одной из главных задач, Магжан принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания казахского языка.
Будучи истинным патриотом
своего народа, любившим свой
язык, культуру, традиции и обычаи
казахского народа, уважая и ценя
культуру других народов,
…Если даже ты не
увидишь света долго, мой
Мой чистый, глубокий, острый, могучий, необъятный язык,
Разбредшихся тюркских детей к груди
Ты прижмешь благородной рукой, мой язык!"
Время подтверждает
прозорливость идей