(Астапов В. М. Педагогу
о психическом здоровье учащихся.
- М.: Педагогика, 1991. С. 41.)
Анализ перечисленных
причин позволяет говорить о необходимости
реализации в школе как мер
общей профилактики, создающей условия
для активного вовлечения учеников
в школьную жизнь, предупреждения потери
интереса к учебе, неуспеваемости, так
и специальной профилактики по выявлению
нуждающихся в особом педагогическом
внимании, индивидуальной работе.
Исследования показывают,
что в новых условиях воспитывающая,
социально-педагогическая миссия школы
не должна ликвидироваться, а, напротив,
должна значительно усиливаться. В
ситуации кризиса детства, социальной
неустроенности значительной части
населения, семейного неблагополучия,
усилившейся агрессивности социальной
среды все более остро встает
вопрос о необходимости социально-педагогической
поддержки детей и подростков,
социально-педагогического сопровождения
ребенка, находящегося в трудной
жизненной ситуации.( Федорова, Л. Дети в России никому
не нужны.- http://www.rbcdaily.ru)
Ребенок приходит в нее
семилетним и покидает ее уже во
многом сформировавшейся личностью
в 17-18 лет. Здесь он не только учится,
он проживает в школе тот период,
в котором интенсивно происходит
становление его личности. Между
тем традиционную школу считают
учебным заведением, полагая, что
ребенка или подростка в ее
стенах, прежде всего, учат, насыщают знаниями,
а он учится, приобретает знания и умения,
необходимые для будущей жизни. В последние
10-15 лет в связи с перестройкой и сменой
идеологических ориентиров воспитательная,
формирующая личность роль школы значительно
ослабла.
Вместе с тем следует
учитывать и то, что нормы и
правила, которые устанавливаются
взрослыми в школе и дома, не
осознанные ребенком, не ставшие потребностью
(просто так удобно взрослым), вызывают
у него естественное стремление уйти
из-под опеки и влияния взрослых.
А это влечет за собой чувство
одиночества, неприкаянность, желание
заявить о себе. Как итог - уход
ребенка из-под влияния взрослых,
на улицу, побеги, появление химической
зависимости. (Юричка, Ю. И., Юричка А. Ю.
Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания,
правонарушения.- Монография. – М., 2001.)
- Профилактика безнадзорности несовершеннолетних как направление работы социального педагога общеобразовательной школы
В основе решения проблемы детской
безнадзорности лежит профилактическая
работа с семьями, в первую очередь с семьями,
находящимися в социально опасном положении
- малообеспеченными, неполными, семьями,
где есть безработные, злоупотребляющие
алкоголем. Государство и общество должны
выступить гарантом социальной защищенности
этой категории детей, взять на себя обязанности
и создать достаточные ресурсы - экономические,
социальные, духовные, нравственные для
того, чтобы обеспечить детям, находящимся
в трудной жизненной ситуации, условия
для нормальной жизни, учебы, развития
личности, профессиональной подготовки,
социальной адаптации, компенсируя в определенной
степени отсутствие родительской заботы.
Одновременно должна решаться стратегическая
задача - обеспечение приемлемого уровня
жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной
функции семьи, что может существенно
повлиять на уменьшение численности безнадзорных
детей, детей, оставшихся без попечения
родителей.
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ
«Об основах государственной
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
миссия и задачи общеобразовательного
учреждения определены следующим образом:
- Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- Обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.
( Закон РФ №120-ФЗ от
24.06.1999 г. «Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»,
ст.14, 15)
Для решения проблем несовершеннолетних
безнадзорников нужно заниматься ее ранней
профилактикой. Мы считаем ее одной из
самых актуальных в деятельности школы
и деятельности социального педагога.
Под профилактикой подразумеваются
научно обоснованные и своевременно
предпринимаемые действия, направленные
на предотвращение возможных физических
или социокультурных коллизий у
отдельных индивидов групп риска,
сохранение, поддержание и защиту
нормального уровня жизни и здоровья
людей, содействие им в достижении поставленных
целей и раскрытие их внутренних
потенциалов. Часто первичная профилактика
требует комплексного подхода, который
приводит в действие системы и
структуры, способные предотвратить
возможные проблему или решить поставленные
задачи (Энциклопедический словарь социальной
работы / Под. Ред. Л.Э. Кунельского и М.С.
Мацковской: В 3 т. Том 2. – М., 1993.)
Социальная профилактика
(предупреждение) – это деятельность
по предупреждению социальных проблем,
социального отклонения или удержанию
их на социально терпимом уровне посредством
устранения или нейтрализации порождающих
их причин (Шакурова В. М. Методика и
технология работы социального педагога.
– М., 2002.)
Социально – педагогическая
профилактика – это система мер,
социального воспитания, направленных
на создание оптимальной социальной
ситуации развития детей и подростков
и способствующих проявлению различных
видов его активности (Шакурова В.
М. Методика и технология работы социального
педагога. – М., 2002.)
Выделяют три уровня социальной
профилактики:
- Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно - духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Социальной профилактике посвящен, например, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.
- Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности. Например, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа определяется как деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или)предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
(Шакурова В. М. Методика
и технология работы социального педагога.
– М., 2002.)
Приведённое выше определение
понятия «социальная профилактика»
позволяет выделить основные цели,
на достижение которых направлен
этот процесс:
- Выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
- Уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- Предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- Сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- Содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
(Российская энциклопедия
социальной работы. В 2-х т. - М., 1997.)
Рассматривая социальную
профилактику как сознательную и
социально организованную деятельность,
можно выделить последовательный ряд
её основных стадий:
- Стадия предупреждения - основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.
- Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие.
- Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.
Последовательная реализация
этих стадий социальной профилактики
предполагает использование самых
разнообразных приёмов и методов
деятельности. На сегодняшний день
можно говорить о существовании
следующих методов социальной профилактики:
- Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
- Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.
- Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
- Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
- Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
- Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.
(Кузнецова, Л.П. Основные
технологии социальной работы: Учебное
пособие.- Владивосток, 2002.)
Социальный эффект использования
этих методов социальной профилактики
на практике будет существенно выше
при условии их комплексного использования,
т.е. при разработке и реализации
системы социально-профилактических
мероприятий. В зависимости от того,
какие цели будут преследовать эти
мероприятия, можно выделить следующие
их разновидности:
- Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).
- Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца).
- Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоя- тельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).
- Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).
- Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.
(Кузнецова, Л.П. Основные
технологии социальной работы: Учебное
пособие.- Владивосток, 2002.)
Успех социально-профилактических
мероприятий во многом определяется
тем, на каких принципиальных основаниях
строится эта деятельность.
В основе взаимодействия школы
и семьи должно быть взаимное доверие
и уважение, взаимная поддержка и
помощь, терпение и терпимость по отношению
друг к другу. Это поможет педагогам
и родителям объединить свои усилия
в создании условий, для формирования
у ребенка тех качеств и
свойств, которые необходимы для
его самоопределения и самореализации.
Сотрудничество школы
и семьи – это результат
целенаправленной и длительной работы,
которая, прежде всего, предполагает всестороннее
и систематическое изучение семьи,
знания особенностей и условий семейного
воспитания ребенка, а также открытость
семьи к педагогическому воздействию
в случае выявленных затруднений
(Восстановление социального
статуса безнадзорных детей / Под
ред. Г.М. Иващенко. – М., 2002.)
Безнадзорные нуждаются в восстановлении
утраченных контактов с семьей и школой.
Эту работу проводят социальные педагоги.