Благополучие в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить уровень психологическое благополучия детей юношеского возраста.
Объект исследования: Дети юношеского возраста.
Предмет исследования: Уровень психического благополучие детей юношеского возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 330.72 Кб (Скачать файл)

Расхождение между уровнем притязаний и самооценки

23 балла и более –  резкий разрыв, то есть конфликт  между тем, к чему человек стремится  и каким себя считает;

8-22 – норма – человек  ставит цели, которые можно достичь;

1-7 или при совпадении  – уровень притязаний не является  стимулом для развития. Если уровень  притязаний ниже самооценки, тогда  «могу, но не хочу»

  «Изучение ценностных ориентаций»  М.Рокич

Для выявления ранговой структуры и степени реализованности терминальных и инструментальных ценностей используется методика М Рокичева «изучения ценностных ориентаций».

В данной методике предъявляются два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Терминальные ценности – убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования человека (например, счастливая семейная жизнь и др.) стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – убеждения в том, что какой – то образ действия или свойство личности (например, честность, рационализм и др.) являются предпочтительными для человека в любой ситуации.

Материал: таблицы терминальных и инструментальных ценностей  (таб 1., таб 2.), ручки.

Таб. 1.

Терминальные ценности

1

Активная деятельность

2

Жизненная мудрость

3

Здоровье

4

Интересная работа

5

Красота природы и искусства

6

Любовь

7

Материально обеспеченная жизнь

8

Наличие хороших и верных друзей

9

Общественное признание

10

Познание

11

Продуктивная жизнь

12

Развитие

13

Развлечение

14

Свобода

15

Счастливая семейная жизнь

16

Счастье других

17

Творчество

18

Уверенность в себе


 

 

 

Таб. 2.

Инструментальные ценности

1

Аккуратность (чистоплотность)

2

Воспитанность

3

Высокие запросы

4

Жизнерадостность

5

Исполнительность

6

Независимость

7

Непримиримость к недостаткам в себе  и в других

8

Образованность

9

Ответственность

10

Рационализм

11

Самоконтроль

12

Смелось в отстаивании своего мнения и взглядов

13

Твердая воля

14

Терпимость

15

Честность

16

Чуткость

17

Широта взглядов

18

Эффективность в делах


 

 

Задание: Каждому ученику предоставляется два списка ценностей, в каждом списке по 18 пунктов (с краткой расшифровкой), и предлагается проранжировать их в значимом для него порядке.

Инструкция: Перед вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель (с вашей точки зрения) и в скобках слева от них проставьте цифру 1. Затем выберете следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

Рассмотрим так же второй список, лежащий перед вами, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведение людей. Выберете ту из них, которую вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах, в скобках слева от нее проставьте цифру 1. Затем выберете следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

Обработка результатов: Для получения групповых результатов, для каждой из ценностей подсчитывается среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы. Затем усредненные ранги всех ценностей вторично ранжируются в порядке возрастания: ценности с наименьшим усредненным рангом переписывается вторично.

В результате процедуры получается групповая иерархия ценностных ориентаций.

«Шкала тревожности» А.М.Прихожан

Для выявления уровня личностной тревожности будет использоваться «шкала тревожности» А.М. Прихожан, разработанной по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» В. Кандаша.

Особенность шкал такого типа в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, зависимы от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Методика включает в себя ситуации 3-ех типов:

  1. Ситуации, связанные со школой, общением с учителем;
  2. Ситуации, актуализирующие представления о себе;
  3. Ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выделяемые с помощи данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 3.

Таб. 3

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1

4

7

10

13

16

19

22

25

28

Самооценочная

2

5

8

11

14

17

20

23

26

29

Межличностная

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30


 

 

Материал: бланк методики содержащий инструкцию и задание, с указанием фамилии, имя школьника, класс, возраст и дату проведения, (Таблица 4.), ручки.

Табл 4.

Текст методики

1

Отвечать у доски

1 2 3 4

2

Пойти в дом к незнакомым людям 

1 2 3 4

3

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

1 2 3 4

4

Разговаривать с директором школы

1 2 3 4

5

Думать о своём будущем

1 2 3 4

6

Учитель смотрит по журналу кого спросить

1 2 3 4

7

Тебя критикуют, в чём-то упрекают

1 2 3 4

8

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

1 2 3 4

9

Пишешь контрольную работу

1 2 3 4

10

После контрольного учитель называет оценки

1 2 3 4

11

На тебя не обращают внимания

1 2 3 4

12

У тебя что-то не получается

1 2 3 4

13

Ждёшь родителей с родительского собрания

1 2 3 4

14

Тебе грозит неуспех, провал

1 2 3 4

15

Слышишь смех за своей спиной

1 2 3 4

16

Сдавать экзамен в школе

1 2 3 4

17

На тебя сердятся, не понятно, почему

1 2 3 4

18

Выступать перед большой  аудиторией

1 2 3 4

19

Предстоит важное, решающее дело

1 2 3 4

20

Не понимаешь объяснений учителя

1 2 3 4

21

С тобой не согласны, противоречат тебе

1 2 3 4

22

Сравнивать себя с другими

1 2 3 4

23

Проверяются твои способности

1 2 3 4

24

На тебя смотрят, как на маленького

1 2 3 4

25

На уроке учитель неожиданно задаёт тебе вопрос

1 2 3 4

26

Замолчали, когда ты подошёл

1 2 3 4

27

Оценивается твоя работа

1 2 3 4

28

Думаешь о своих делах

1 2 3 4

29

Тебе надо принять важное решение

1 2 3 4

30

Не можешь справиться с домашними заданиями

1 2 3 4


 

 

Задание: Представить себе каждую из зачитанных ситуаций, обвести одну из цифр кружком в зависимости от того насколько она может вызвать у вас тревогу, беспокойство, опасения или страх.

Инструкция: Вам будут зачитаны ситуации, с которыми вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение или страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справ: 0, 1, 2, 3 или 4 в зависимости от того, насколько эта ситуация для вас неприятна, насколько она у вас может вызвать тревогу, беспокойство, опасение или страх.

Обработка результатов: Посчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов  тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

Таблица стандартных данных, позволяющих охарактеризовать показатели уровня тревожности (Таб. 5, Таб. 6).

Таб. 5

Уровень тревожности

Класс

Школьная тревожность

Общая тревожность

Д

М

Д

М

1-нормальный

10

2-14

1-13

17-54

10-48

2-несколько повышен

10

15-20

14-19

55-72

49-67

3-высокий

10

21-26

20-25

73-90

68-86

4-очень высокий

10

Более 26

Более 25

Более 90

Более 86

5 «чрезмерное» спокойствие

10

Меньше 2

----------

Меньше 17

Меньше 10


 

 

Таб. 6

Уровень тревожности

Класс

Межличностная тревожность

Самооценочная тревожность

Д

М

Д

М

1-нормальный

10

4-19

3-17

6-19

1-17

2-несколько повышен

10

20-26

18-25

20-26

18-26

3-высокий

10

27-33

26-32

27-32

27-34

4-очень высокий

10

Более 34

Более 32

Более 33

Более 34

5 «чрезмерное» спокойствие

10

Меньше 4

Меньше 3

Меньше 6

--------


 

 

2.2. Анализ  полученных данных

Методика «самооценки» Дембо-рубинштейн

Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 15 минут.

При обработке учитывались показатели уровня самооценки. Протоколы проведения методики (приложение 1).

Анализы результатов представлены в таблице 7. и диаграмме 1.

Таб. 7.

Ф.И.О.

II

III

IV

V

VI

VII

Притязание

Самооценка

Уровень самооценки

Женя К.

85

72

99

100

100

100

556

92

Завышенная

Оля М.

76

94

85

98

100

96

549

92

Завышенная

Олег Б.

73

78

72

80

77

77

457

76

Высокая

Роман Ж.

58

59

68

77

86

92

440

73

Высокая

Борис К.

45

23

52

38

67

25

250

42

Заниженная

Анатолий Г.

58

48

89

19

92

15

321

54

Средняя

Анна М.

78

78

98

88

83

100

525

88

Завышенная

Лиза Д.

76

66

79

80

72

79

452

75

Высокая

Марина С.

75

83

78

98

96

82

512

85

Завышенная

Катя М.

88

90

89

91

93

93

544

91

Завышенная

Виолетта П.

97

98

96

93

100

96

580

97

Завышенная

Семен Д.

40

36

54

38

26

59

253

42

Заниженная

Мария Г.

48

44

39

57

69

70

327

55

Средняя

Сергей В.

93

98

84

98

89

96

555

93

Завышенная

Константин П.

50

50

98

95

85

100

478

80

Завышенная

Женя М.

85

72

99

100

100

100

556

92

Завышенная

Олег М.

76

94

85

98

100

96

549

92

Завышенная

Оля Б.

73

78

72

80

77

77

457

76

Высокая

Роман Ж.

58

59

68

77

86

92

440

73

Высокая

Григорий К.

95

75

99

98

87

99

553

92

Завышенная

Максим Г.

58

48

89

19

92

15

321

54

Средняя

Анна М.

78

78

98

88

83

100

525

88

Завышенная

Линда Д.

76

66

79

80

72

79

452

75

Высокая

Карина С.

75

83

78

98

96

82

512

85

Завышенная

Саша М.

88

90

89

91

93

93

544

91

Завышенная

Есения П.

97

98

96

93

100

96

580

97

Завышенная

Ангелина Д.

90

67

94

74

99

99

533

87

Завышенная

Снежана Г.

48

44

39

57

69

70

327

55

Средняя

Павел В.

93

98

84

98

89

96

555

93

Завышенная

Константин Е.

50

50

98

95

85

100

478

80

Завышенная

Информация о работе Благополучие в юношеском возрасте