Богомолов В.О. : труды и жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:07, доклад

Краткое описание

Родился 3 июля 1926 в д.Кирилловка Московской области. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Награжден орденами и медалями. Служил в армии до 1952. Первое произведение Богомолова — опубликованная в журнале «Знамя» повесть Иван (1957) сразу принесла автору известность. Трагическая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков, рассказана с глубокой эмоциональностью, но без патетики. Несовпадение точек зрения автора и героя-рассказчика, старшего лейтенанта Гальцева, создает в повести сложную и неоднозначную смысловую перспективу.

Вложенные файлы: 1 файл

БОГОМОЛОВ. петишева.docx

— 17.09 Кб (Скачать файл)

БОГОМОЛОВ, ВЛАДИМИР ОСИПОВИЧ (1926-2003), русский советский писатель.

Родился 3 июля 1926 в д.Кирилловка Московской области. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Награжден орденами и медалями. Служил в армии до 1952. Первое произведение Богомолова — опубликованная в журнале «Знамя» повесть Иван (1957) сразу принесла автору известность. Трагическая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков, рассказана с глубокой эмоциональностью, но без патетики. Несовпадение точек зрения автора и героя-рассказчика, старшего лейтенанта Гальцева, создает в повести сложную и неоднозначную смысловую перспективу. С одной стороны, гибель Ивана — жестокая и непоправимая потеря, с другой — движущая Иваном жажда мести показана как глубокая недетская страсть, как доминанта его личности. В известной мере Иван взрослее, чем Гальцев (отсюда и непривычная для литературного канона полная форма имени персонажа: погибая, Иван уносит с собой неразгаданную тайну, ощущение которой возникает с первых строк повести.

К Ивану (как и ко всей последующей военной прозе Богомолова) решительно неприменима категория  «героизма» — речь здесь скорее идет о чувстве профессионального  долга, определяющем поведение персонажей. Труд разведчиков показан детализированно, причем автор не бравирует своей компетентностью и знанием материала, а применяет это знание для достижения необходимого художественного результата. Военная терминология используется как остраняющая лексика, позволяющая преодолеть автоматизм восприятия и создать эффект читательского присутствия в описываемой ситуации. В этом сказалась плодотворная ориентация автора на повествовательную и стилистическую традицию Л.Толстого. Повесть Иван переведена более чем на сорок языков, опубликована более двухсот раз. На ее основе режиссером А.Тарковским создан фильм Иваново детство (1962).

Таким образом Повесть «Иван»- книга о мужестве, стойкости и героической смерти мальчишки, так быстро повзрослевшего, потому что его детство опалено войной,  
Художественный фильм «Иваново детство»- повествование о том, каким должно быть детство и каким оно было на самом деле. В фильме использован приём кольцевой композиции, он не заканчивается, как книга, на трагической ноте, в этом его жизнеутверждающая сила. Творчество Богомолова соприкасалось с разными литературными традициями: эпическим реализмом Л.Толстого, пластичностью образных описаний И.Бунина. В последние годы писатель работал над публицистической книгой Срам имут и живые, и мертвые, и Россия.., где вел полемику с новейшими сочинениями о Великой Отечественной войне. Умер 30 декабря 2003 в Москве.

 

 

Повесть «Иван», опубликованная В. Богомоловым в 1958 г., особенно интересна  в содержательно-стилевом плане: искусством отбора деталей, умением видеть главное  и находить тон и ритм повествования, всегда быть достоверным (вплоть до введения документов тайной полевой полиции, среди которых Гальцев находит «дело» Ивана Буслова). Повествователь, организуя сюжетсвоим рассказом, ведет речь не только о себе, но главным образом о том событии и тех лицах, которые представляются ему самыми значительными. История мальчика-разведчика естественно стала центром содержания, к которому тяготеют, не обязательно волею автора, другие события и действующие лица. Все решает история Ивана, его исключительная судьба, необычайная отвага, обаяние подростка, образующие как бы поле огромного притяжения.

Воля и активность рассказчика чаще всего преобладают  в ведении его сюжета и сюжетов  окружающих его лиц. Монологичность повествовательной формы (ее «одногласие») подчиняется логике сюжета (одно событие, один эпизод). Тон, лексика, синтаксис, образующие стилистику речи, выдержаны от начала до конца в одной характерности. «В роще, где мы расположились, было тихо, поседевшие от инея листья покрывали землю, пахло пометом и конской мочой.

На этом участке  входил в прорыв гвардейский казачий  корпус, и в роще казаки делали привал. Запахи лошади и коровы с детских лет ассоциируются у меня с запахом парного молока и горячего, только вынутого из печки хлеба. Вот и сейчас мне вспомнилась родная деревня, где в детстве каждое лето я живал у бабки, маленькой, сухонькой, без меры любившей меня старушки. Все это было вроде недавно, но представлялось мне теперь далеким-далеким и неповторимым, как и все довоенное...» У Богомолова рисунок внешнего мира подвижен, созвучен (вначале) настроению рассказчика, пробуждает воспоминания, светлые ассоциации, пока не сменяется резко выраженными и контрастными по отношению к первоначальному изображению приметами войны («Воспоминания детства кончились...»), подчеркнуто выраженными.

Диалог, драматизируя финал этого законченного фрагмента, наполняет повествование трагическим  предчувствием: Иван Буслов не вернулся. Подполковник Грязнов приказывает Мальцеву не спрашивать о «закордонниках»: «Чем меньше о них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут...

» «...И я больше не спрашивал. (...) Но забыть об Иване... я, конечно, не мог». В другом повествовательном  варианте рассказчик ведет свойрассказ о прошлом ИЗ Настоящего, объединяя таким образом два разновременных плана. Он сохраняет живость восприятия и свое пристрастное, эмоциональное отношение к прошлому как участник тех событий, по его рассказ несет в себе приметы И черты воспоминания. При этом возможны отбор, восстановление звеньев событий, уточнение, может быть, домысливание, правда, проходящие вне читательского поля зрения.

Так развертывается повествование в «Раннем снеге» О. Кожуховой, «Одном из нас» В. Рослякова, «Куда вы, белые лебеди?

Повесть «Иван»- книга о  мужестве, стойкости и героической  смерти мальчишки, так быстро повзрослевшего, потому что его детство опалено  войной, 
Художественный фильм «Иваново детство»- повествование о том, каким должно быть детство и каким оно было на самом деле. В фильме использован приём кольцевой композиции, он не заканчивается, как книга, на трагической ноте, в этом его жизнеутверждающая сила.

 


Информация о работе Богомолов В.О. : труды и жизнь