Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:07, доклад
Родился 3 июля 1926 в д.Кирилловка Московской области. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Награжден орденами и медалями. Служил в армии до 1952. Первое произведение Богомолова — опубликованная в журнале «Знамя» повесть Иван (1957) сразу принесла автору известность. Трагическая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков, рассказана с глубокой эмоциональностью, но без патетики. Несовпадение точек зрения автора и героя-рассказчика, старшего лейтенанта Гальцева, создает в повести сложную и неоднозначную смысловую перспективу.
БОГОМОЛОВ, ВЛАДИМИР ОСИПОВИЧ (1926-2003), русский советский писатель.
Родился 3 июля 1926 в д.Кирилловка Московской области. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Награжден орденами и медалями. Служил в армии до 1952. Первое произведение Богомолова — опубликованная в журнале «Знамя» повесть Иван (1957) сразу принесла автору известность. Трагическая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков, рассказана с глубокой эмоциональностью, но без патетики. Несовпадение точек зрения автора и героя-рассказчика, старшего лейтенанта Гальцева, создает в повести сложную и неоднозначную смысловую перспективу. С одной стороны, гибель Ивана — жестокая и непоправимая потеря, с другой — движущая Иваном жажда мести показана как глубокая недетская страсть, как доминанта его личности. В известной мере Иван взрослее, чем Гальцев (отсюда и непривычная для литературного канона полная форма имени персонажа: погибая, Иван уносит с собой неразгаданную тайну, ощущение которой возникает с первых строк повести.
К Ивану (как и ко всей
последующей военной прозе
Таким образом Повесть «Иван»-
книга о мужестве, стойкости и героической
смерти мальчишки, так быстро повзрослевшего,
потому что его детство опалено войной,
Художественный фильм «Иваново детство»-
повествование о том, каким должно быть
детство и каким оно было на самом деле.
В фильме использован приём кольцевой
композиции, он не заканчивается, как книга,
на трагической ноте, в этом его жизнеутверждающая
сила. Творчество Богомолова соприкасалось
с разными литературными традициями: эпическим
реализмом Л.Толстого, пластичностью образных
описаний И.Бунина. В последние годы писатель
работал над публицистической книгой
Срам имут и живые, и мертвые, и Россия..,
где вел полемику с новейшими сочинениями
о Великой Отечественной войне. Умер 30
декабря 2003 в Москве.
Повесть «Иван», опубликованная В. Богомоловым в 1958 г., особенно интересна в содержательно-стилевом плане: искусством отбора деталей, умением видеть главное и находить тон и ритм повествования, всегда быть достоверным (вплоть до введения документов тайной полевой полиции, среди которых Гальцев находит «дело» Ивана Буслова). Повествователь, организуя сюжетсвоим рассказом, ведет речь не только о себе, но главным образом о том событии и тех лицах, которые представляются ему самыми значительными. История мальчика-разведчика естественно стала центром содержания, к которому тяготеют, не обязательно волею автора, другие события и действующие лица. Все решает история Ивана, его исключительная судьба, необычайная отвага, обаяние подростка, образующие как бы поле огромного притяжения.
Воля и активность рассказчика чаще всего преобладают в ведении его сюжета и сюжетов окружающих его лиц. Монологичность повествовательной формы (ее «одногласие») подчиняется логике сюжета (одно событие, один эпизод). Тон, лексика, синтаксис, образующие стилистику речи, выдержаны от начала до конца в одной характерности. «В роще, где мы расположились, было тихо, поседевшие от инея листья покрывали землю, пахло пометом и конской мочой.
На этом участке входил в прорыв гвардейский казачий корпус, и в роще казаки делали привал. Запахи лошади и коровы с детских лет ассоциируются у меня с запахом парного молока и горячего, только вынутого из печки хлеба. Вот и сейчас мне вспомнилась родная деревня, где в детстве каждое лето я живал у бабки, маленькой, сухонькой, без меры любившей меня старушки. Все это было вроде недавно, но представлялось мне теперь далеким-далеким и неповторимым, как и все довоенное...» У Богомолова рисунок внешнего мира подвижен, созвучен (вначале) настроению рассказчика, пробуждает воспоминания, светлые ассоциации, пока не сменяется резко выраженными и контрастными по отношению к первоначальному изображению приметами войны («Воспоминания детства кончились...»), подчеркнуто выраженными.
Диалог, драматизируя
финал этого законченного фрагмента,
наполняет повествование
» «...И я больше не спрашивал. (...) Но забыть об Иване... я, конечно, не мог». В другом повествовательном варианте рассказчик ведет свойрассказ о прошлом ИЗ Настоящего, объединяя таким образом два разновременных плана. Он сохраняет живость восприятия и свое пристрастное, эмоциональное отношение к прошлому как участник тех событий, по его рассказ несет в себе приметы И черты воспоминания. При этом возможны отбор, восстановление звеньев событий, уточнение, может быть, домысливание, правда, проходящие вне читательского поля зрения.
Так развертывается повествование в «Раннем снеге» О. Кожуховой, «Одном из нас» В. Рослякова, «Куда вы, белые лебеди?
Повесть «Иван»- книга о
мужестве, стойкости и героической
смерти мальчишки, так быстро повзрослевшего,
потому что его детство опалено
войной,
Художественный фильм «Иваново детство»-
повествование о том, каким должно быть
детство и каким оно было на самом деле.
В фильме использован приём кольцевой
композиции, он не заканчивается, как книга,
на трагической ноте, в этом его жизнеутверждающая
сила.