Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 00:06, реферат
Болонский процесс - создание единого европейского образовательного и научного пространства
Актуальность проблемы диверсификации методов обучения в системе образования Украины обусловлена сложными процессами вхождения Украины в Европу, которые включают в себя: интеграцию в Европейское экономическое пространство, унификацию и согласование законодательной и правовой базы, контроль миграционных потоков, согласование политических решений по предотвращению угрозы распространения глобального терроризма на территорию Европы, в том числе и Украины и т.п. Неотъемлемой частью этих процессов является вхождение Украины в Европейское образовательное пространство.
1. Болонский процесс - создание единого европейского образовательного и научного пространства
2. Реформы Болонского процесса
3. Высшее образование в Украине
4. Внедрение кредитной системы
5. Перспективы для студентов
6. Болонский процесс в Украине – «за» и «против»
Список использованной литературы
План
1. Болонский процесс - создание единого европейского образовательного и научного пространства
2. Реформы Болонского процесса
3. Высшее образование в Украине
4. Внедрение кредитной системы
5. Перспективы для студентов
6. Болонский процесс в Украине – «за» и «против»
Список использованной литературы
1. Болонский процесс - создание единого европейского образовательного и научного пространства
Актуальность проблемы диверсификации методов обучения в системе образования Украины обусловлена сложными процессами вхождения Украины в Европу, которые включают в себя: интеграцию в Европейское экономическое пространство, унификацию и согласование законодательной и правовой базы, контроль миграционных потоков, согласование политических решений по предотвращению угрозы распространения глобального терроризма на территорию Европы, в том числе и Украины и т.п. Неотъемлемой частью этих процессов является вхождение Украины в Европейское образовательное пространство.
«Болонский процесс» был начат 19 июня 1999 года в г. Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название «Болонская декларация». Этим актом большинство европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно, по мнению идеологов Болонского процесса, значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг. В Болонской декларации выдвигается требование принятия общей системы сравнимых ученых степеней. Во всех странах, присоединившихся к Болонскому процессу, вводятся два цикла учебы по формуле 3+2 (первый, бакалаврский цикл, должен продолжаться не менее трех лет, а второй, магистерский, — не менее двух, кроме того, они должны приниматься на европейском рынке труда в качестве образовательных и квалификационных уровней). Интеграция в Болонский процесс призвана содействовать европейскому сотрудничеству университетов и устранению препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах стран-участниц Болонского процесса.
Болонский процесс в ходе своего развития прошёл ряд этапов, на каждом из которых расширялся круг стран-участниц процесса и декларировались новые цели. Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001 года, где представителями уже 33 стран Европы было подписано Пражское коммюнике. Одним из наиболее важных решений этого саммита стало решение о содействии повышению привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования для остальных регионов мира.
Очередной этап Болонского процесса состоялся в Берлине 18-19 сентября 2003 года, где также было подписано соответствующее коммюнике, но на этот раз представителями уже 40 стран Европы. На этом саммите было отмечено, что европейское пространство высшего образования и европейское пространство исследовательской деятельности — это две взаимосвязанные части «общества знаний».
Наконец, 19 мая 2005 года в норвежском городе Бергене состоялся последний на сегодняшний день и чрезвычайно важный для Украины этап Болонского процесса. На это раз коммюнике подписали 45 стран и среди них — Украина.
Важно также отметить,
что ещё одной составляющей Болонского
процесса является т.н. «Великая Хартия
университетов» — результат предложения
о создании содружества университетов,
с которым еще в 1986 году Болонский
университет обратился к ведущи
2. Реформы Болонского процесса
Основными документами Болонского процесса являются Великая хартия университетов (Болонья, 1988), Лиссабонская конвенция (1997), Сорбоннская декларация (Париж, 1998) и Болонская декларация (1999). Изучение документов по Болонскому процессу даёт возможность не только понять смысл энтузиазма европейских стран, но и предположить, зачем нужны реформы, которые внедряются в образовательной системе нашей страны.
Бакалавр — «специалист широкого профиля». Повсеместное внедрение этого уровня как отдельной образовательной ступени — один из главных экспериментов Болонского процесса. Этот эксперимент направлен на удешевление массового высшего образования и подготовку людей, имеющих фундамент, на который можно быстро «наращивать» новые специальные знания, в зависимости от велений прогресса и интересов работодателей. Причём последние, видимо, ещё не оценили прогрессивности бакалаврата, так как во многих документах Болонского процесса указано, что работодатель обязан брать на работу бакалавра как лицо с высшим образованием. Сейчас страны-участницы разрабатывают систему, которая сможет регулировать трудоустройство счастливых обладателей степени бакалавра (Болонская декларация от 19.06.1999; Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Коммюнике конференции министров высшего образования. Берлин. 19.09.2003). Однако, несмотря на все директивы, рынок берёт своё, и бакалаврат всё больше превращается в первую ступень высшего образования, не имеющую самостоятельного значения в приобретении профессии.
Далее следует уровень магистра. В Лиссабонской конвенции и Болонской декларации подчёркивается, что для обучения на этом уровне студент должен обладать квалификацией бакалавра. Однако способ, с помощью которого человек становится магистрантом, определяется на национальном уровне. По идее, Болонский процесс обязывает вузы стран-участниц обеспечивать определённый минимальный уровень в соответствующих областях. Всё, что может дать конкретный университет за пределами этого уровня, только приветствуется. Никто в Европе не заставляет и не собирается рушить всё разнообразие учебных программ, наработанных столетиями. Понятие престижности вуза также останется.
При этом автоматического взаимного признания дипломов по всей территории Болонского процесса не предполагается. Согласно разделу III Лиссабонской конвенции, квалификации (дипломы), выданные в одной из стран-подписантов, подлежат обязательной оценке. Достижение процесса — в том, что обладатель квалификации может требовать бесплатную оценку своего образования, но не может её избежать. Для того, чтобы упростить процедуру оценки, вводится унифицированная «система кредитов» (кредиты — зачетные единицы трудоемкости пройденных курсов) и единая форма Приложения к диплому.
Предполагает Болонский
процесс и обеспечение
В поле Болонского процесса находится и третья ступень — аспирантура, где также предполагается провести унификацию степеней. Защитившие диссертацию выпускники аспирантуры будут именоваться докторами наук. Однако в ряде стран (например, Германия, Финляндия) есть степень — аналог доктора наук советской системы. Этот уровень поствузовской подготовки не регулируется Болонским процессом. Напомним, что указанные страны обладают наиболее сильными системами образования в Европе (на данный момент). Болонский процесс предполагает и определённую систему проверки качества образования, которая будет удостоверять, что в вузе можно получить необходимый минимум знаний.
Есть две основные причины старта Болонского процесса:
1) Массовое высшее образование в последние десятилетия стало очень доходным бизнесом, и на этом рынке европейские вузы проигрывали США и терпели убытки.
2) Европейский союз
медленно, но верно двигается
по пути интеграции в единое
государство. Общая социально-
Поэтому процесс объединения,
начатый «снизу» ректорами
К настоящему моменту в процессе участвуют 45 стран, в том числе Украина, Россия, Армения, Азербайджан, Грузия и Молдова. Описанная выше система действительно необходима Европейскому союзу, более того, без неё ЕС будет неконкурентоспособен по сравнению с главными игроками мировой экономики и политики — США и Китаем. Стремления наших соседей по СНГ тоже понятны: они объективно не имеют возможности самостоятельно сохранить и развивать наследие советской империи и надеются на помощь богатой Европы.
3. Высшее образование в Украине
Чтобы процесс интеграции системы образования Украины в Европу стал реальностью, нужно провести серьезные реформы в отрасли образования. Украинское высшее образование отличается от европейского. В Европейском Союзе приняты и действуют другие стандарты. Престиж образования, высокой квалификации в Европе традиционно очень высокий. Там знают и понимают, что одолеть образование способен не каждый человек.
Высшее образование способен получить едва один из десяти тех, кто учился в школе, а к высшим квалификациям (на магистерском и докторском уровнях) доходит не больше 10-15 % выпускников бакалаврату. В Европе завершают среднее образование на высоком уровне лишь только те выпускники, которые намереваются поступить в высшие учебные заведения. Это приблизительно от 15 до 25% всех учеников средних школ.
Сегодня высшие учебные заведения Украины принимают на учебу до 70% выпускников школ, то есть в 7 раз больше, чем позволяет нормальное распределение интеллекта. Сегодня наш диплом не признается в Европе, наши специалисты без дополнительного переобучения не могут устроиться на работу по специальности. И хотя они по многим показателям, за развитием, эрудированностью, специальной подготовленностью превосходят зарубежных специалистов, дискредитация украинского диплома длится.
Больше всего не устраивает заграничных работодателей в подготовке наших специалистов – низкая действенность знаний. Действенность - это способность использовать приобретенные знания, умения на практике. За экспертными оценками, по этому параметру мы уступаем больше всего.
По европейскому стандарту дипломированный специалист сразу занимает рабочее место и исполняет свои должностные обязанности. Диплом гарантирует высокий уровень подготовки. Принимая специалиста, фирма уверена, что он подготовлен на должном уровне. Гарантия этого – высокое резюме университета. Если специалист не будет подготовлен должным образом, и фирма будет иметь к нему претензии, имидж университета может быть потерян навсегда, его рейтинг серьезно пострадает.
За рубежом принята двухступенчатая система высшего образования. Университеты готовят бакалавров (3-4 года учеба) и магистров (еще 1,5 – 2 года). Диплом бакалавра свидетельствует о полном высшем образовании. Кто желает продлить учебу, становится сначала магистром, а затем может получить научную степень доктора. Наши высшие учебные заведения сегодня обеспечивают четыре уровня подготовки специалистов с высшим образованием: заведения 1-2 уровней аккредитации готовят младших специалистов и бакалавров, в заведениях 3-4 уровней аккредитации готовят бакалавров, специалистов и магистров. За рубежом этого не понимают.
Следовательно, нужно
унифицировать образовательно-
4. Внедрение кредитной системы
Из 1998 по 2004 год в рамках Болонского процесса состоялось много разноуровневых встреч, рабочих совещаний, конференций на которых было сформулировано шесть ключевых принципов этого процесса:
1. Введение двоциклового обучения. Фактически предлагается ввести два циклы учебы:
1-й – к получению первой академической степени (бакалавр)
2-й – после его получения (магистр).
При этом длительность учебы
на 1-ом цикле должна быть не меньше
3-х и не больше 4-х лет. Учеба
на протяжении второго цикла может
предусматривать получение
2. Внедрение кредитной
системы. Предлагается