Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 21:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является овладение, анализ и закрепление знаний о радости умственного труда как основа формирование познавательной активности школьников.
Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть следующие вопрос:
-Биография Сухомлинского В.А.
-В.А. Сухомлинский о радости умственного труда как основа формирования познавательной активности школьников
-Сухомлинский об учении
Введение……………………………………………………………………….4
1. Биография Сухомлинского В.А…………………………………………...6
2. В.А. Сухомлинский о радости умственного труда как основа формирования познавательной активности школьников
2.1 Сухомлинский об учении………………………………………………...9
2.2 Радость умственного труда, радость успеха в учении детей………....13
2.3Сущность понятия познавательная активность………………………...15
Заключение……………………………………………………………..……20
Список использованных источников …………………………………….22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНЕВЕРСИТНЕТ
ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА"
Кафедра педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу "педагогика"
В.А Сухомлинский о радости умственного труда как основа формирование познавательной активности школьников
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 22 с., 9 источников
Ум, труд, радость, учение, дети, творчество, познавательная активность,
Объект исследования – научное наследие Сухомлинского В.А.
Предмет исследования – В.А. Сухомлинский о радости умственного труда как основа формирования познавательной активности школьников
Цель работы: Целью данной курсовой работы является накопление и закрепление знаний, определение основных положений теории воспитания по Сухомлинскому
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы, сравнительно сопоставительный анализ, систематизация, классификация, обобщение фактов и явлений, наблюдение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Биография Сухомлинского В.А…………………………………………...6
2. В.А. Сухомлинский о радости умственного труда как основа формирования познавательной активности школьников
2.1 Сухомлинский об учении………………………………………………...9
2.2 Радость умственного труда, радость успеха в учении детей………....13
2.3Сущность понятия познавательная активность………………………...15
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников …………………………………….22
Введение
Педагогика во второй половины XX века и начала третьего тысячелетия развивается преимущественно под “знаком Сухомлинского” — звезда первой величины на педагогическом небосклоне.
«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечает: любовь к детям»
Любовь! Великое слово, которым народная мудрость выражает особое состояние души— высшее расположение сердца к объекту человеческого внимания, сильнейшую привязанность к нему. Любовь— это корень всего человечества. Пафосом утверждения ее во всех сферах целеустремленной деятельности— педагогической в первую очередь— пронизаны произведения Василия Александровича. Без любви нет творчества, и если судить строго о том, чем более всего дороги они нам, то это не заключенный в них замечательный опыт воспитательной работы, не дидактические рекомендации, а именно пример любви к детям, завет наполнять детство любовью, сеять ее в каждом ребенке. Сухомлинского заставляют нас задуматься о его главной мысли – о полноте счастья ребенка. Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливость познания мира, активное стремление к знанию, радость знания. Сухомлинский попытался открыть в каждом ребенке творца, сделать для него учебу в школе радостью.
Объект исследования: данной работы является совокупность педагогического опыта В.А. Сухомлинского.
Предмет исследования– педагогическая деятельность и теория В.А. Сухомлинского.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Целью данной курсовой работы является овладение, анализ и закрепление знаний о радости умственного труда как основа формирование познавательной активности школьников.
Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть следующие вопрос:
-Биография Сухомлинского В.А.
-В.А. Сухомлинский о радости
умственного труда как основа
формирования познавательной
-Сухомлинский об учении
-Радость умственного труда, радость успеха в учении
-Сущность понятия познавательная активность
Для выполнения курсовой работы я поставила следующие задачи:
В работе я использовала следующие методы: теоретический анализ педагогическую литературу, систематизацию, классификацию, обобщение фактов и явлений, наблюдение.
2.1 Биография В. А. Сухомлинского
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы.»[1,с16] Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу. Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. Внешне биография В.А.Сухомлинского мало чем отличается от биографий многих его сверстников и современников. Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом, где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его имя. Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь и деятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г.Короленко установлена мемориальная доска памяти В.А. Сухомлинского. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевкой средней школе. В 1939 году женился. Когда я шел на фронт, дома осталась жена, Вера Петровна. Она не могла выехать, так как была беременной. Осталась у своих родителей. Во время оккупации ее арестовало гестапо — за распространение советских листовок, сброшенных с самолета, за перепрятывание советских бойцов, бежавших из плена, за сохранение и передачу им оружия. Фашисты жестоко пытали ее, выкололи глаза, после этого мучили еще несколько дней и потом повесили. Когда жена была в гестаповском застенке, к ее родителям-старикам приехали два гестаповца и забрали больного десятимесячного ребенка — якобы для того, чтобы мать его покормила. Они принесли ребенка в камеру и сказали: если не скажешь, кто руководит вашей организацией, убьем сына. И убили на глазах у матери, а потом выкололи глаза и мучили.
В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже, ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим района. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский. Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А.Сухомлинского не стало.
Исследователи подчеркивают огромное влияние на него идей великого французского просветителя XVIII в. Жан Жака Руссо, что истинное воспитание — это идеальная гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты.
Несомненно, глубокое влияние на формирование взглядов В.А. Сухомлинского оказали и такие выдающиеся мыслители, и педагоги прошлого, как Песталоцци, Дистервец, Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. В.А. Сухомлинский любил творчество Федора Михайловича Достоевского и часто обращался к нему. В философии Ф.М. Достоевского его привлекало отношение к человеку как к высшей ценности. В.А. Сухомлинский постоянно культивировал у своих учеников способность к сочувствию, состраданию. И это у него от Ф.М. Достоевского. Огромное влияние на становление и развитие педагогических взглядов В.А. Сухомлинского оказали творчество и жизненный подвиг Я. Корчака, с работами которого («Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким») он ознакомился еще до войны.
За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А.Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн. экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Произведения Сухомлинского посвященные воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
2.1 Сухомлинский об учении
Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой. Учеников, особенно в подростковом и юношеском возрасте, нисколько не волнуют такие убедительные, с точки зрения учителя, доводы, как «надо учиться хорошо, надо выполнять свой ученический долг, ваш труд – это учение» и т.п. подростки и юноши обо всем стремятся иметь свою, личную точку зрения, все взвесить и осмыслить. К любому убеждению, а тем более к убеждению, что учиться надо хорошо, учащихся нужно подводить исподволь.
Сильное воздействие оказывает не прямое, а косвенное убеждение, когда личность педагога как бы отходит на задний план.
Ученик должен осмысливать приобретаемые знания как результат своего умственного труда.
Сухомлинский утверждал, что нет, и не может быть, детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание в свою очередь – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становиться все крепче и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте. Сухомлинский глубоко верил, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремился пробудить в своих воспитанниках творческое начало. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [2, т. 5., с. 92]
А самое главное, что все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у самих учеников желания учиться. А это желание приходит только с успехом в учении. Получается как будто парадокс: для того чтобы ребенок успевал и хорошо учился, надо чтобы он не отрывался от обучения, учился хорошо. И в этом кажущемся парадоксе Сухомлинский и заключил всю сложность педагогического дела. Интерес дела есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха; усидчивость по Сухомлинскому – это вдохновение, помноженное на уверенность ребенка, что он достигнет успеха.