Вальдорфская
система воспитания
История вальдорфской педагогики
Вальдорфская система образования была создана в начале
ХХ века на юге Германии.
Толчком для ее возникновения стал
период нестабильности в сфере образования.
Сотрудники табачной компании «Вальдорф
Астория» были обеспокоены тем, что их дети,
посещая учебные учреждения, не получали
должного педагогического внимания. Весь
обучающий процесс был направлен только
на постоянное заучивание материала.
В результате такого
обучения у учащихся не могли развиваться
творческие способности и познавательная
активность. О жалобах работников данной
компании стало известно ее владельцу
– Эмилю Мольта. Он мечтал создать новый
тип школы, программа которой полностью
соответствовала возрастным особенностям
ребенка и отличалась гуманным отношением
к подрастающему поколению. Новатор
обратился с данной просьбой к педагогу
Рудольфу Штайнеру.
Следует
отметить, что Рудольф Штайнер давал
частые уроки сыну одного венского коммерсанта,
который страдал мигренями, нарушением
поведенческих реакций и перенес гидроцефалию.
Многие педагоги и врачи были уверены,
что мальчик является полностью безнадежным,
и не сможет нормально развиваться.
Но Штайнер разработал специальную
программу для мальчика и занимался
с ним систематически на протяжении
двух лет. В итоге его ученик «догнал»
сверстников и вскоре получил высшее
медицинское образование.
Рудольф Штайнер принял
предложение Эмиля Мольта и разработал
первую программу вальдорфской школы,
которая была одобрена в 1919 году министерством
образования и культуры. Новая школа
под руководством Мольта была построена
в течение года. Первого сентября педагоги
вальдорфской школы приняли 256 учащихся
и открыли 8 классов. В данном учреждении
у 191 ученика родители трудились на табачной
фабрике. Через некоторое время школа
стала принимать детей из различных
слоев общества.
Основные принципы и направления
работы вальдорфской педагогики
Дошкольные учреждения, использующие
основы вальдорфской педагогики,
в процессе работы применяют
следующие принципы:
комфортной и
благоприятной
атмосферы
для развития;
2. использование многофункциональных
игр;
3. создание атмосферы, которая
способствует развитию игровой
деятельности;
- организация правильного ритма группы;
4. использование
многообразных видов
трудовой деятельности
и основных навыков искусства.
Создание комфортной и благоприятной
атмосферы для развития
Вальдорфские дошкольные учреждения
стремятся создать благоприятную
атмосферу, которая приближена к домашней
обстановке. Особое внимание уделяется
личности педагога, который должен
обязательно любить детей, быть
творческой и яркой личностью,
а также уметь устанавливать
доверительные взаимоотношения
со своими воспитанниками и их
родителями.
Для создания необходимой среды,
способствующей активному развитию
ребенка, важное значения имеет
художественное оформление и правильная
организация пространства.
Правильный ритм деятельности
– источник гармонии
- Деятельность в детских учреждениях вальдорфского типа разнообразна и отличается ритмичностью. Например, в понедельник планируется организация занятий по лепке, а во вторник – рисование акварельными красками. Малыши привыкают к последовательности и уже знают, что их будет ожидать в тот или другой день.
Использование многофункциональных
игр
- Ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, вальдорфские детские учреждения побуждают малышей к активной игровой деятельности. При этом игра носит свободный характер, и кроха выбирает вид деятельности, который ему интересен на данный момент. Педагоги не используют игр по заранее запланированной программе, так как смысл и функции игровой деятельности теряются.
- Следует отметить, что дети в вальдорфских учебных заведениях играют простыми игрушками, изготовленными из натуральных материалов. Часто дидактический материал для занятий мастерится руками воспитателей и их подопечных. Для этого применяются шишки, каштаны,
поленья, желуди,
сено и другой
природный
материал.
- Ребенок должен научиться фантазировать и развивать творческое мышление для самостоятельного дополнения образа. Например, на вальдорфских куклах отсутствуют глаза, нос, рот. Малышу не навязывается внешний облик куклы. Он включает собственную фантазию и придумывает свою куклу, которая не похожа на другие. Также дидактический материал отличается многофункциональностью. Например, лоскуток синей ткани может превратиться в море, звездное небо или нарядное платье для куклы.
- Кроме свободных игр, воспитанники детских учреждений вальдорфского направления с удовольствием используют различные пальчиковые игры, подвижные и музыкальные занятия. Также дети любят лепить, рисовать, изучать народные забавы, организовывать театральные постановки и т.д. Следует отметить, что пластилин не используется для лепки. В данном процессе применяется специально подготовленный воск.
Как проходят будни и праздники
в вальдорфском дошкольном учреждении
- Если вы впервые посетили детский сад с вальдорфским направлением, то вас приятно удивит теплая и творческая атмосфера в нем. Педагоги всегда с радостью и нетерпением ждут своих воспитанников. Когда малыш заходит в группу, то звучит колокольчик, подвешенный над дверью. Воспитатель лично встречает каждого ребенка. При этом обязательно здоровается с ним за руку и приветливо улыбается, что означает: «Заходи, кроха, тебя все ждут и рады твоему приходу!».
- Утро в вальдорфском детском саду начинается с нестандартной зарядки. Дети под различные ритмы активно двигаются, поют песни, читают веселые стихи.
принимают участие в свободной
игре. Они занимаются
теми делами, которые им интересны
на данный момент:
выкладывают дорожки из палочек,
придумывают одежку для кукол,
готовят тесто для пирогов,
раскладывают по корзинам шишки
и желуди, строят из стульев башни
и т.д.
- В это время воспитатели также не сидят без дела. Они занимаются различными «домашними» делами, а дети, заинтересовавшись их видом деятельности, начинают присоединяться к ним. Начинается процесс естественного подражания, который так важен для развития способностей малыша. Педагоги с ребятами шьют кукол, плетут корзины, составляют композиции из сухих листьев, делают различные поделки из шишек, разрисовывают камушки и т.д.
При этом воспитатели не говорят
слова «нет» своим воспитанникам
и поддерживают любую инициативу
малыша. Существует всего три ситуации,
по которым педагог может отказать:
-если действия ребенка могут
быть опасны для его здоровья
и жизни;
-если действия малыша причиняют
вред другим детям;
-если в процессе активной
деятельности может быть нанесен
ущерб вещам (например, нельзя
рисовать на мебели или стенах).
- Когда период свободной игры завершается, выполняется совместная уборка игрушек и дети приступают к завтраку. Для трапезы используется глиняная посуда, самотканые скатерти и салфетки из натуральных тканей. Дети садятся за большой общий стол.
Затем дети переключаются на музыкально-ритмичные
игры, организованные в интенсивном
темпе. Далее малыши направляются
на прогулку, где играют в подвижные
игры, кормят птиц, строят замки
из песка, ухаживают за цветами,
занимаются огородничеством и т.д.
- После прогулки на свежем воздухе, педагог рассказывает малышам интересную сказку или демонстрирует ее сюжет с помощью изготовленных кукол. Воспитатель одно произведение «проигрывает» в течение одной недели. Благодаря этому,
дети знают
в ней каждое слово
и полностью
«вживаются»
в ее сюжет.
- После обеда наступает тихий час. Детки отдыхают в уютных кроватях из натурального дерева и укрываются лоскутными одеялами ручной работы.
- После сна проводится полдник и активные занятия с малышами: пальчиковые игры, игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и т.д. Затем педагоги предлагают малышам подвижные игры или
игры-ожидания.
Праздники в данных детских
учреждениях являются неотъемлемой
частью общей жизни детей и их
педагогов. Это мероприятия где дети,
воспитатели и родители являются
одновременно как хозяевами, так и гостями
торжества. Они совместно украшают
зал, пекут в группе угощения,
разучивают песни, танцевальные
движения и стихи. У педагогов
нет заранее написанного сценария
праздника, и детей не заставляют
действовать по заготовленному
плану. На праздниках всегда присутствует
атмосфера домашнего тепла и любви.
- Кроме традиционных календарных и народных праздников в вальдорфских учреждениях существуют особые мероприятия: день Урожая, праздник Мужества или праздник Фонариков. Особенно ярко проходит праздник – День Рождения. Ребенок с родителями приходит в группу, где рассказывает самые интересные и веселые события из жизни. Затем малыши и воспитатели поздравляют именинника небольшим концертом, играют в подвижные игры, водят хороводы и конечно угощаются домашней выпечкой.
Плюсы вальдорфского детского
сада
- уважение к личности малыша и его выбору;
- отсутствие оценки действий ребенка и принуждения;
- воспитание через подражание и личный пример воспитателей;
- обучение новым навыкам и умениям происходит естественно и в доверительной обстановке;
- создание свободного пространства для творческого развития малыша;
- организация особого здорового ритма в группах;
- в детском коллективе находятся разновозрастные дети;
- формирование эстетических способностей малыша и развитие его эмоциональной сферы;
- в ходе трудовой деятельности формируются у ребенка его волевые качества.