Василий Порфирьевич Вахтеров(1853-1924)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:59, творческая работа

Краткое описание

Опираясь на эволюционную теорию Ч. Дарвина, Вахтеров разрабатывал самостоятельную педагогическую концепцию, которая получила название эволюционной ("новой", "научной") педагогики. Её основу составляла идея развития, т.е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединённая с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов обществ, прогресса ("Основы новой педагогики", 1913 г., 1916г.). По Вахтерову, формирование ребёнка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Василий Порфирьевич Вахтеров(1853-1924).pptx

— 277.48 Кб (Скачать файл)

Василий Порфирьевич Вахтеров(1853-1924)

 Василий Порфирьевич  Вахтеров(1853-1924) известный русский  педагог-методист начальной школы,  широко пропагандировал всеобщие  обязательные начальные обучения , боролся против формализма в  обучении , организовывал школы для  рабочих. Родился в 1853году в  городе Арзамасе Нижегородской  губернии в семье промыслового  рабочего . Восьмилетним  мальчиков  ,у которого рано обнаружились  незаурядные способности , Василий  был отдан на учебу в Арзамасское  духовное училище , а затем определен в духовную семинарию Нижнего Новгорода . Обучение в Арзамасском  училище не вызывало у будущего педагога интереса к школьным занятием . Однако глубокий интерес к занятиям возникал в тех случаях , когда в них он видел средство для решения жизненно важной  задачи . Интерес грамматике и математике ,латинскому  и греческому языкам , привел его к увеличению астрономии , филологией, психологией .

    В основе творчества выдающегося педагога- просветителя Василия Порфирьевича Вахтерова , по учебникам и книгам которого в первой четверти 20 века училась вся Россия , заложена идея «эволюционной педагогики».

   Опираясь  на эволюционную теорию Ч. Дарвина, Вахтеров разрабатывал самостоятельную педагогическую концепцию, которая получила название эволюционной ("новой", "научной") педагогики. Её основу составляла идея развития, т.е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединённая с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов обществ, прогресса ("Основы новой педагогики", 1913 г., 1916г.). По Вахтерову, формирование ребёнка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога - способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребёнка. Научный принцип Вахтеров выдвигал как определяющий при решении вопросов содержания школьного образования, методов обучения и воспитания.

   Вахтеров разделял педагогические взгляды К. Д. Ушинского , А. Я. Герда , в своих статьях на методические темы развивал теоретические основы школьного образования и преподавания  начального естествознания . В. П. Вахтеров требовал , чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на наблюдение , опыты , демонстрацию объектов.

   Вахтеров работает редактором в издательстве И.Д. Сытина , составляет «Букварь»для народной школы , готовит учебники «Новый утварь», «внешкольное образование народа», «Народные чтения», «Нравственное воспитание и начальная школа» , брошюры о сельских библиотеках.

    Основной  труд В. П. Вахтерова- «предметный метод обучения» (1907).В нем он высказывал требования наглядного обучения , проведения предметных уроков , экскурсий в природу. Особое внимание уделял развитию у детей активности при изучении природы.

       Обосновывал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогического исследования. Для сравнения эффективности различных. методов обучения детально разработал и теоретически обосновал методику естественного эксперимента, обеспечивавшего объективность оценки организационных форм, средств, приемов обучения и при этом не нарушавшего естественного хода учебного процесса. Вахтеров как теоретик и методист начального обучения следовал общепедагогическим идеям К. Д. Ушинского. Сторонник развивающего обучения, Вахтеров выступал за обновление и расширение содержания обучения в народной школе, за активные методы, способствующие развитию самостоятельного мышления ребёнка. Составленный им "Русский букварь" (1898 г.) выдержал свыше100 изданий. Одновременно разработал методическое руководство для учителя "На первой ступени обучения" и создал (совм. с Э. О. Вахтеровой) хрестоматию для классного чтения "Мир в рассказах для детей" (1900-1905 гг.).

   Народный  комиссариат просвещения РСФСР  рекомендует «Русский букварь»  и «Мир в рассказах для детей»  Вахтерова к использованию в школах.

    К сожалению  осуществить многое , из задуманного  Василию Порфирьевичу не удалось.3 апреля 1924  года он скончался  . Но на него место пришли  новые прогрессивные ученые- педагоги  Шацкий, Короленко, которые осваивали его идеи , способствуя их развитию и продолжению.

    • Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 129.
    • wikipedia.org/wiki
    • http://www.gnpbu.ru

 

Литература.

Спасибо за внимание!!!


Информация о работе Василий Порфирьевич Вахтеров(1853-1924)