Введение ФГОС в условиях сельской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:08, доклад

Краткое описание

1 сентября 2011 все школы России в начальном звене перешли на новые стандарты (ФГОС). Они призваны сыграть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение ФГОС в условиях сельской школы.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Введение ФГОС в условиях сельской школы.

 

Задача современной  образовательной   системы –

                                                                     не напичкать ученика  фундаментальными

                                                      знаниями, а сформировать навыки

                                                                           успешной социальной адаптации,  способности

                                 к  самообразованию...                                                          

А.М. Кондаков

 

1 сентября  2011 все школы России в начальном  звене  перешли на новые стандарты (ФГОС).  Они  призваны сыграть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Школе предстоит сформировать у учащихся  систему умений – учиться и способность к организации своей деятельности, а также умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Мы должны научить ученика учиться, помочь ему самостоятельно прийти к правильному решению, дать возможность ученику быть исследователем в учебном процессе. 

Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования.  Стандарт второго поколения перестает быть «обязательным минимумом», становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально возможное многообразие жизненного выбора.

На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Кроме этого, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Год назад наша школа, МОУ Томинская СОШ Сосновского  муниципального района, активно включилась в изучение условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического  потенциала образовательного учреждения. Условия введения ФГОС второго поколения в   школе  были  рассмотрены на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете.

На школьном методическом объединении  учителей начальных классов  были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС НОО оставили УМК «Школа России», потому что наша школа на протяжении многих  лет успешно использовала эту образовательную систему.

Опыт первых месяцев  внедрения ФГОС   позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Наши первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки ведутся по 30 минут, проводится динамическая пауза. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирают природный материал для поделок, ведут наблюдения, говорят об охране природы и способах её сохранения. Они разучивают  стихи, соответствующие текущему времени года, погодным условиям, разгадывают загадки, проводят фенологические наблюдения. Дети оживлённо общаются с педагогами  и друг с другом – в классе  сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Они охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся  рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение. С начала учебного года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников. К сожалению, в нашей школе нет педагога-психолога, поэтому вся работа с родителями ложиться на учителя 1 класса и на заместителя директора по УВР.

Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому  в школе уделяется большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу  известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

С целью определения  интересов учащихся для занятий  внеурочной деятельностью в нашей  школе  родителям первоклассников и их детям были предложены опросники, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам. Проблем в подборе кадров для организации внеурочной деятельности в нашей школе не было – школа имеет высококвалифицированных специалистов – штатных сотрудников и внешних совместителей из детской юношеской спортивной школы, из детской Школы искусств, имеющиеся материально –технические условия также позволяют проводить полноценные занятия внеурочной деятельностью.

             Внеурочная деятельность в   классе   организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно - активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения и   представлена  следующими направлениями:

 - спортивно-оздоровительное,

- художественно-нравственное,

-общекультурное направление,

-общеинтеллектуальное направление, 

-социальное направление,

- проектная деятельность

 Спортивно-оздоровительное направление  представлено  спортивным кружком «Чемпион» и курсом «Если хочешь быть здоров – правильно питайся». У школы имеется зимняя хоккейная площадка, которая будет способствовать укреплению здоровья учащихся.

Художественно-нравственное направление  представлено театральным кружком  и хором. Руководители этих кружков – дипломированные специалисты, уже имеющие в своем активе награды в муниципальных и областных конкурсах детских объединений.

Общекультурное направление представлено курсом  «В школу с улыбкой» и  работой кружка «Зеленая планета». На этих кружках учащиеся имеют возможность развить свою наблюдательность,  научиться концентрировать  внимание, развивать память, речь.

Общеинтеллектуальное направление  представлено работой кружка «Лего-конструирование» и курсом «Инфознайка».  На занятии кружка по информатике первоклассники в игровой форме постигают азы компьютерной грамотности, при этом имеют возможность работать на современных компьютерах. На кружке лего-конструировния будущие инженеры, программисты и изобретатели создают свои шедевры чудо-роботов.

Социальное направление представлено курсом «Край, в котором я живу», работа проводится на базе школьного музея, являющегося бессменным победителем конкурсов школьных музеев на протяжении нескольких лет. Кроме этого, в плане проектной деятельности, кроме проектов по кружкам,  есть социальные проекты – «Наша школьная клумба», «Добрые дела моего класса».

Родители первоклассников к  нововведениям относятся положительно и очень довольны, что их дети заняты внеурочной деятельностью.

Можно еще много описывать уже проведенных или запланированных мероприятий в плане внедрения ФГОС – и систему оценивания, включая Портфолио,  и работу по формированию классного коллектива и другое. Но, как и все нововведения, введение ФГОС, с моей точки зрения, обнаружил и ряд проблем уже в ходе апробации на пилотных площадках, и часть проблем остались нерешенными при введение ФГОС в штатном режиме.

Это, прежде всего, введение дополнительных ставок педагога-психолога, а лучше, детского психолога, коррекционного психолога, а также логопеда. Дети, нуждающиеся  в помощи этих специалистов, есть, и их немало, а специалистов нет, возможности школы на сегодняшний момент не позволяют ввести данные должности.  Разве в этом случае может идти речь о качественном решении проблемы адаптации учащихся, решения специфических проблем каждого ребенка в отдельности?

Следующая проблема – недостаток специального оборудования – кабинета ЛФК, не говоря уже о том, что в школе нет штатного медика, кабинета для коррекционной работы.

Никуда пока не денутся сомнения родителей в положительном результате, сам результат мы можем увидеть  через 4 года. Но, опять же, в работе с родителями необходима помощь психолога.

Кроме этого, родителей беспокоит  дополнительная родительская плата  за обеды, в условиях сельской местности  это существенные деньги.

 

 

 

Заместитель директора по УВР   МОУ Томинская СОШ            Е.Ал. Максимова


Информация о работе Введение ФГОС в условиях сельской школы