Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 22:14, контрольная работа
Чтобы соответствовать сегодня профессии «педагог», человек должен не только понять и принять требования профессии к личности, но и стараться овладеть определенными знаниями, умениями, развить в себе качества, необходимые в профессиональной деятельности.
Введение 3
Требования к практической готовности педагога 4
1. Общее понятие о теоретической и практической готовности педагога 4
2. Характеристика требований к практической готовности педагога 5
2.1. Требования к практической готовности выпускника педагогического вуза 5
2.2. Требования к практической готовности педагога 5
Заключение 13
Литература
Алла
Введение в пед.
деятельность
Содержание
Введение 3
Требования к практической готовности педагога 4
1. Общее понятие о теоретической
2. Характеристика требований
к практической готовности
2.1. Требования к практической
готовности выпускника
2.2. Требования к практической готовности педагога 5
Заключение 13
Литература 14
Введение
Чтобы соответствовать сегодня профессии «педагог», человек должен не только понять и принять требования профессии к личности, но и стараться овладеть определенными знаниями, умениями, развить в себе качества, необходимые в профессиональной деятельности.
Одним из первых, кто попытался выделить неструктурированную группу качеств, свойств, способностей учителя и определить специфику деятельности учителя, был М. М. Рубинштейн. Ученый считал задачу подготовки учителя первейшей. В формировании будущего учителя, подчеркивал он, необходимо установить:
По мнению М. М. Рубинштейна, учитель может сам профессионально и личностно развиваться, нужно только помочь развернуться его способностям [2,28].
Неотъемлемой составляющей
профессионализма учителя принято
считать его профессиональную компетентность.
Понятие «компетентность», характеризующее
сплав теоретической и
Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основы которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.
Независимо от видов деятельности педагога компетентность в каждой из них включает два основных компонента:
1. систему знаний, определяющих
теоретическую готовность
2. систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Содержание теоретической готовности педагога нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний – не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта педагога мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаются никому не нужным достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности. Таковой является теоретическая деятельность, в свою очередь проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличия у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений [4,43].
Содержание практической готовности педагога выражается во внешних (предметных) умениях, то есть в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения [4,48].
Обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога содержатся в квалификационной характеристике выпускника, получившего специальность «учитель», представленной в государственном стандарте высшего профессионального образования [3,52].
Многообразие выполняемых педагогом профессиональных функций и видов деятельности отражается в перечне содержащихся в квалификационной характеристике умений, которыми он должен владеть. Выпускник педагогического вуза обязан уметь:
Самоорганизация и самообразование
Для организации самообразования
и совершенствования
Основу профессиональной компетентности педагога составляет его практическая готовность к самоорганизации своей деятельности, которая складывается из умения планировать свою деятельность, правильно распределять свое время и находить оптимальные способы ее организации, умений самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов.
Педагогическая технология
Понятие «педагогическая технология» многозначно. Рассматриваемая как компонент педагогического мастерства и основа профессиональной компетентности учителя, педагогическая технология включает в себя систему умений, обеспечивающих проектирование и осуществление педагогического процесса в определенной последовательности действий, процедур. Педагог строит учебно-воспитательную деятельность технологично в том случае, если он понимает логику и структуру данной деятельности, отчетливо видит и выстраивает все ее этапы, владеет умениями, необходимыми для организации каждого этапа.
Для любых видов деятельности преподавателя (преподавательской, воспитательной, социально-педагогической, коррекционно-развивающей и т.д.) технологическая цепочка действий выглядит следующим образом:
Система гностических, прогностических проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных и аналитических умений, которые формируются в процессе соответствующей деятельности на основе аналогичных педагогических способностей, составляет в своей совокупности педагогическую технологию учителя.
Гностические способности
Педагогическое
Проектировочные педагогические
способности состоят в особой чувствительности
педагогов к конструированию «педагогического
лабиринта», т.е. того педагогического
маршрута, по которому нужно вести учащегося
от незнания к знанию, чтобы ему было не
просто интересно, но и полезно, экономно
и глубоко, трудно и легко, напряженно
и «творчески».
Конструктивные педагогические
способности состоят в особой чувствительности
к тому, как построить предстоящее занятие,
встречу, урок во времени и пространстве,
чтобы продвинуться на пути к искомому
конечному результату: с чего начать, какую
систему заданий-задач предложить, как
организовать их выполнение, как провести
оценивание.
Сформированность аналитических умений
— один из критериев педагогического
мастерства, ибо с их помощью извлекаются
знания из практики. Именно через аналитические
умения проявляется обобщенное умение
педагогически мыслить. Такое умение состоит
из ряда частных умений:
Коммуникативные педагогические способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:
Рефлексивные умения имеют
место при осуществлении
Между тем известны различные виды контроля: контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане; контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий. Все они в равной мере имеют место в педагогической деятельности, хотя и рассредоточены по этапам решения педагогической задачи. Бесспорно, особого внимания заслуживает контроль на основе анализа уже полученных результатов и в первую очередь применительно к деятельности учителя-предметника. Для эффективного осуществления этого вида контроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям [4,47].
Признание рефлексии как
специфической формы