Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 17:05, шпаргалка
Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.
Тема 2.1: Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только. Более подробное определение педагогики нам предстоит вывести чуть позже, а пока интересно проследить историческое развитие и становление педагогики, как на протяжении веков менялось значение и отношение к воспитанию, образованию, какие цели преследуются и средства применяются.
Педагогика – очень интересная наука. Интересна история ее развития, становления, с ошибками, заблуждениями, драматическими судьбами, с прозрениями и открытиями, а также заслуживает отдельного внимания предмет изучения педагогики. Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что создавались специальные воспитательные и учебные заведения, которые отвечали за осмысление теоретических знаний, опыта обучения и внедрение в процесс воспитания. Все это привело к тому, что педагогика как наука сформировалась и обособилась в отдельную отрасль.
Именно поэтому в определенный момент развития цивилизации, когда получили развитие производство и наука, это было в поздний период рабовладельческого строя, образование превратилось в определенный институт воспитания, появились воспитательные учреждения, специалисты, главной задачей которых стало воспитание и обучение детей. Такие школы появились в Древнем Египте, в странах Ближнего Востока, Древней Греции. Необходимо добавить, что уже в древнем мире некоторые ученые умы осознавали значение воспитания и передачи положительного опыта поколениям. Даже в Библии есть указания на педагогическую и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих высказываниях делал акцент на воспитательной роли отцов, которые должны были позаботиться об обучении своих сыновей в том или ином труде. Постепенно, усложняясь и расширяясь, воспитание стало развиваться более интенсивно и эффективно. Сначала это происходило в сфере философии.
Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530–470 гг. до н. э.), Демокрита(460 – нач. IV в. до н. э.), Сократа(469–399 гг. до н. э.), Платона(427–347 гг. до н. э.), Аристотеля(384–322 гг. до н. э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Итак, исторические этапы развития педагогики. [5]
Этапы развития педагогической науки.
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ
На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков.
Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки. [5]
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ
Появление воспитания и образования особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление которых принято относить к 5-му тысячелетию до н.э. В древнейших государствах, пришедших на смену союзам племен, воспитание и обучение детей по-прежнему осуществлялось по преимуществу в семьях.[3,с.11]
У всех этих народов в ту эпоху происходили глубинные изменения в практике воспитания
подрастающих поколений, совершенствовались сходные, в сущности, способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникновение и развитие письменности стало важнейшим фактором развития школы. Главными очагами обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство. Семья, однако, не была в состоянии дать детям даже минимальную образовательную подготовку – научить письму, чтению, счету. Это стало главной задачей школ. Содержание обучения в этих школах было крайне скудным по причине того, что детей готовили к выполнению четко определенных функций. К 1-му тысячелетию до н.э. развитие ремесел, торговли, постепенное усложнение характера труда, рост городского населения способствовали расширению круга людей, которым стало необходимо школьное обучение. Помимо детей родовой знати и служителей культа учениками школ становились уже и дети состоятельных ремесленников и торговцев, однако абсолютное большинство населения обходилось по-прежнему лишь семейным воспитанием своих детей, без элементов собственно образования. Возникновение школы являлось следствием развития общества. Школа обладала относительной самостоятельностью и со своей стороны влияла на эволюцию общества. Так, школа письма, возникнув как ответ на необходимость обеспечивать передачу опыта от поколения к поколению, позволяла, в свою очередь, обществу двигаться вперед.[3,с.12]
Школы в древнейших цивилизациях | |
МЕСОПОТАМИЯ (III—II тыс. до н. э.) |
Родоначальница всех восточных культур. На ее территории — раннеклассические государства (Ур, Урук, Лагаш и др.) с очень высокой цивилизацией. Школы писцов всех рангов- (э-дубы — «дом табличек» чтение и письмо на двух языках: шумерском и аккадском) история, география, геология, ботаника, математика, зоология, медицина, мифология, право и делопроизводство, музыка, пение, литература; жреческие - письмо, чтение, танцы, музыка, упражнения литературного характера, списывание, заучивание поэтических и религиозных текстов. |
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (III—II тыс. до н. э.) |
Школы при храмах религиозно-нравственное воспитание, астрономия, матема-тика, медицина. при дворе фараона (дворцовые) физические и военные упражнения, чтение и письмо иероглифов, правила поведения и дворцовый этикет. при крупных государственных учреждениях (писцов) элементарная школа (с 5 до 12 лет) чтение, письмо, арифметика и геометрия на уровне практического применения. канцелярия (с 12 до 16 лет) заучивание титулов, географи-ческих названий,технических терминов, названий рыб, камней, растений; овладение различными типами письма и разновидностями египетского языка, искусство спора и правила устного и письменного этикета. |
ЕГИПЕТ И ДВУРЕЧЬЕ (вторая половина II тыс. до н. э. — первая половина I тыс. до н. э.) |
На смену школьному образованию приходит индивидуальное обучение в рамках семейного воспитания; центрами образования становятся храмы. |
ИЗРАИЛЬ (первая половина I тыс. до н. э.) |
Появление монотеистической религии. Очень высоко ставится образование: «Пусть погибнет святилище, лишь бы дети посещали школу». |
ИНДИЯ (I тыс. до н. э.) |
Кастовая система образования. Прием в школу — «второе рождение». Школы для высшей касты брахманов (жрецов) (от 6— 12 до 22—24 лет) религиозное образование (изучение Вед). для кшатриев (воинов, правителей) заучивание стихов и гимнов, философия, красноречие, грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музы- Готовили также сборщиков налогов и дани, казначеев. Могли учиться и вайшья (торговцы, земле-дельцы, ремесленники). Судры (неприкасаемые) к образованию не допускались. В VI—V вв. до н. э. появляется буддизм — высшая цель человеческих стремлений — постижение духовного просветления как высшего состояния удовлетворенности и самодостаточности путем отречения духа от тела, которое надо укрощать и подавлять. Нравственные идеи: братская любовь, милосердие, запрет на убийство живых существ, не красть, не пить хмельное, не прелюбодействовать и др. |
КИТАЙ Доконфуцианский период (с IV тыс. до н. э. до середины I тыс. до н. э.) |
Привилегированные сословия: жрецы и аристократия. Аристократы обучались: шести видам письма, чтению, девяти видам счета, навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Военно-физическое воспитание: 5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем. Жреческие школы: космогония, магия, музыка, танцы, общеобразовательные предметы. |
Конфуцианский период (со второй половины I тыс. до н. э.) |
В идеале образованного человека заключена теория гуманитарно-этического образования. Зародилась идея всеобщего (но необязательного) образования. Положение в гос. иерархии зависит от уровня образования. Методика обучения: накопление материала через заучивание - осмысление через комментирование - интерпретация через написание сочинений. Учеба в школе без каникул. Физические наказания. Экзамены 2 раза в год. После школы экзамены 1 раз в 3 года: в губернском городе — 1 -й и 2-й экзамены. После 1-го: ученая степень «цветущего таланта», после 2-го:признанного ученого. 3-й экзамен—в императорской столице: ученый, внесенный в списки. 4-й: членство в императорской Академии. |
[1,с.14-15]
КОНФУЦИЙ
(КУН-ФУ-ЦЗЫ - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. до н.э.)
Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем
Китае оказал Конфуций (551–479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. По Конфуцию, прочность и жизненность общества покоятся на правильном воспитании его членов, согласно их социальному статусу: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Правильное воспитание являлось, по Конфуцию, главным фактором человеческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Впрочем, Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. По природным задаткам Конфуций различал «сынов неба» – людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть правителями; людей, овладевших знаниями посредством учения и способных стать «опорой государства»; и, наконец, чернь – людей, неспособных к трудному процессу постижения знаний. Конфуций наделял идеального человека, сформированного воспитанием, особо высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образованностью нравственному началу. Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам [3,с.23]
Цель воспитания — благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение.
Конфуций считал, что природное в человеке — материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. Стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному на-значению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».
Принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим».
«Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости». Основал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров», [1,стр.16]
ПЕДАГОГИКА ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ
Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.
1. Архаичный (древнегреческий) период с IX в. до н. э. по VIII в. до н. э. Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников.
2. Период расцвета Эллады (новогреческий)длился
с VII в. до н. э. по IV в. до н. э. Наибольшую
известность и влияние среди
греческих городов-полисов в
Древняя Греция
В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки — философии. Для индивидуума в определенных пределах были сняты рамки восточной кастовости. Религия не занимала господствую-щего положения.
Цель воспитания — гармоничное развитие индивидуальности.
1-й этап — гомеровский: связан с осмыслением идеала воспитания и путей его реализации; 2-й — классический, 3-й — новое, или эллинское, воспитание.
Основные педагогические идеи получили отражение в учениях античных мыслителей: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. [1,с.18]
СОКРАТ (ок. 469-399 гг. до н.э.)
Цель воспитания — познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям
Отвергал теорию сенсуализма. Знания — понятия, представления, истинные для всех, обладают универсальной ценностью и значением. По мнению Сократа высшие добродетели:
Древнегреческий философ-идеалист. Жил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон.
Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта.
«Знаю, что ничего не знаю», — одно из известнейших изречений Сократа.
Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.
«Прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые. Добродетели, т.е. понимание того, что есть благо, могут достичь лишь благородные люди» (аристократы).
Информация о работе Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития