Традиционные формы сотрудничества с
семьёй станут более эффективными, если
изменить отношение к их реализации, соблюдая
следующие условия:
- информация
должна быть актуальной для родителей,
отвечать их потребностям и интересам,
не быть формальной;
- желательно
использовать практические формы работы
с участием детей, что повышает интерес
родителей: просмотр открытых занятий
с детьми, видеозаписи прогулок, игр детей,
которые озвучиваются специалистами,
совместные игры родителей с детьми, аудиозаписи
детских рассказов, диалогов и т.д.
- необходимо
подбирать такие способы взаимодействия
с родителями, которые создадут заинтересованность
в изучении проблемы и ненавязчиво помогут родителям
стать активными участниками; консультации,
родительские собрания, беседы можно оживить,
проводя их в форме дискуссий, деловых
игр, «круглого стола», КВНа, используя видео-, аудиоинформацию,
детское творчество.
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ
РАБОТЫ
С РОДИТЕЛЯМИ.
При планировании
взаимодействия с родителями воспитанников
целесообразно учитывать следующее:
- Важно чётко
осознавать цель взаимодействия и в ходе
работы придерживаться только её. Она
может быть различна: привлечь внимание
родителей к улучшению материальной базы
ДОУ, показать эффективность педагогической
работы коллектива и т.д. Нарушение педагогом
данного положения может привести к результату,
обратному ожидаемому.
- План работы
с родителями должен учитывать особенности
годового планирования ДОУ в целом, а так
же акции и мероприятия, проводимые в районе
или городе (например, конкурсы по пожарной
или дорожной безопасности).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ»
- Алябьева Е.А. Тематический день как форма обобщения и закрепления лексического материала у воспитанников логопедической группы.// Логопед, 2005, №4, с.47
- Антонова
Т., Волкова Е. Проблемы и поиск современных
форм сотрудничества педагогов детского
сада с семьёй ребёнка.// Дошкольное воспитание,
1998, №6, С. 66.
- Антропова
Развитие ребёнка и его здоровье. Пособие
для родителей.//Дошкольное образование,
2004, №14.
- Арнаутова Е.П. Методы обогащения
воспитательного опыта родителей.
// Дошкольное
воспитание, 2002, №9, с. 52
- Арнаутова Е.П. Самоанализ опыта общения с родителями.//Дошкольное воспитание, 2002, №4, с. 47.
- Арнаутова Е.П. Социальное самочувствие семьи.// Дошкольное воспитание, 2004, №6, с. 57.
- Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьёй.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 10.
- Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьёй.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 28.
- Бабина
Е.С. Сотрудничество ДОУ и семьи в логопедической
работе. // Логопед, 2005, №5, с.57.
- Белоногова
Г., Хитрова Л. Педагогические знания –
родителям.// Дошкольное воспитание, 2003,
№6, с. 82.
- Богославец Л.Г. Взаимодействие
дошкольного образовательного учреждения
в условиях малого города.// Управление
дошкольным образовательным учреждением,
2004, №5, с. 18.
- Бурмистрова Н. Рекомендации родителям будущих первоклассников. // Ребёнок в детском саду, 2004, №4, с. 66.
- Взаимодействие
семьи и ДОУ// Обруч, 2003, №2 (тема номера).
- Вопросы
семейной педагогики в дошкольных образовательных
учреждениях./Под ред. Добрыниной О.А. –
Новокузнецк: ИПК, 2002.
- Воспитатели и
родители./Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова. – М: Просвещение, 1985.
- Воспитателю
о работе с семьёй./Под ред. Н.Ф. Виноградовой.
– М.: Просвещение, 1989.
- Голубева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.// Дошкольное
воспитание, 2001, №1, с. 44.
- Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. // Дошкольное воспитание, 2000, №6, с. 54.
- Давыдова
О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Данилина
Т.А., Лагода Т.С. Интеграция работы ДОУ и семьи.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 18.
- Детский
сад и семья./Под ред. Т.А. Марковой. – М.:
Просвещение, 1986.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002.
- Дорохина Н. Школа для заботливых родителей. //Ребёнок в детском саду, 2004, №3, с. 59.
- Дошкольная педагогика./Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. –М: Просвещение, 1978.
- Дошкольное
учреждение и семья – единое пространство
детского развития./ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва и др. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
- Зверева
О.Л. Методическая помощь воспитателям
в подготовке к общению с родителями.//
Управление дошкольным образовательным
учреждением, 2002, №4, с. 100.
- Канаева С.В. Ребёнок и семья: диагностика социальной ситуации.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №3, с. 56.
- Кириллова
Ю.А. Сценарий семейного физкультурно-оздоровительного
праздника «Папа, мама и я – спортивная
семья»//Дошкольная педагогика, 2005, №5,
с. 46.
- Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.
– М: Академия, 2000.
- Кононова
В.И. Анализ успешных родительских собраний.//
Управление дошкольным образовательным
учреждением, 2002, №5, с. 97.
- Короткова
Н. Передача родителям
способов игры с детьми.// Ребёнок в детском
саду, 2004, №4, с. 34.
- Кротова
Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ
и семьи.// Управление дошкольным образовательным
учреждением, 2003, №5, с. 103.
- Кузнецова
Н. Консультационные дни для родителей
«Сотрудничество».//Ребёнок в детском саду, 2001, №6, с. 65.
- Кулакова
Е.А., Арнаутова Е.П. ДОУ – семья – школа.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 86.
- Листраткина В. Индивидуальная работа с семьёй.//Дошкольное воспитание1993, №5, с. 45
- Лопатина
О.Г., Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ
и семьи: типичные проблемы. // Управление
дошкольным образовательным учреждением,
2002, №4, с. 93.
- Лукина
Л.И. Работа с родителями в дошкольном
образовательном учреждении.// Управление
дошкольным образовательным учреждением,
2004, №5, с. 40.
- Лялина
Л.А. Папа, мама и я – творческая семья.//
Управление дошкольным образовательным
учреждением, 2004, №5, с. 98.
- Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьёй по воспитанию здорового ребёнка.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №1, с. 97
- Микляева Ю. К вопросу о педагогической культуре родителей.// Ребёнок в детском саду, 2005, №3, с. 19.
- Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями.// Ребёнок в детском саду, 2005, №5, с. 2.
- Новосёлова
С.Л. Родителям о детских играх и игрушках.
Советы психолога. – М: 1992.
- Островская
Л.Ф. Беседы с родителями
о нравственном воспитании дошкольника.
– М: Просвещение, 1987.
- Палишкина Е.В. Оформляемся в детский сад: памятка для родителей.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №3, с. 52.
- Панагушина Л.В. Сотрудничество логопеда и родителей. //Логопед, 2005, №6, с.40.
- Потапова
Т.В. Экологическая культура в семье и
детском саду.// Управление дошкольным
образовательным учреждением, 2002, №4, с.
115.
- Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей.// Дошкольное
воспитание, 2006, №1, с. 14.
- Работа
с семьёй.// Дошкольное образование, 2000,
№20.
- Рогожина
О.А. Работа с родителями в специальном
дошкольном образовательном учреждении.
//Логопед, 2005, №2, с.46.
- Родители
и воспитатели – два берега одной реки.//Дошкольное
образование, 2003, №4.
- Родительская
школа.//Обруч, 2005, №2 (тема номера).
- Родительские
чтения./ Н.К. Перевощикова,
Г.П. Торочкина и др. – Кемерово: 1994.
- Рылеева
Е.В. Учимся сотрудничать с родителями.//Дошкольное
воспитание, 2004, №11, с. 57
- Рылеева
Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №3, с. 85.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. – М.: АРКТИ, 2005.
- Степанов
Е.Н. Диагностика удовлетворённости родителей
и педагогов работой образовательного
учреждения.// Управление дошкольным образовательным
учреждением, 2002, №5, с. 10.
- Стожарова М. Как помочь родителям трудных детей?// Ребёнок в детском саду, 2004, №2, с. 82.
- Филиппович
И.В. Взаимодействие специалиста, родителя
и ребёнка раннего возраста в коррекционно-педагогическом
процессе. // Логопед, 2004, №6, с.40.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М: Просвещение, 1993.
- Цветкова
Ю. Организация клуба семейных сайтов.//Дошкольное
образование , 2004, №9.
- Ширина
А.И., Люднова С.И. Семьи бывают разными. Уметь работать нужно со всеми.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 111.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ВИД |
ФОРМЫ РАБОТЫ |
ТРАДИЦИОННЫЕ |
СОВРЕМЕННЫЕ |
ГРУППОВЫЕ |
- общие и групповые родительские
собрания
- конференции
- консультации
- беседы
- семинары
- родительский комитет
- совместные праздники и развлечения
- совместное благоустройство
ДОУ и территории
- конкурсы совместного творчества
детей и взрослых
- вечер вопросов и ответов
- семейные клубы
|
- консультации в форме дискуссий,
деловых игр, «круглого стола», видеолектория
- работа творческих групп родителей,
творческие отчёты по организации различных
видов деятельности
- психологические тренинги,
тестирование
- кружки, клубы по интересам
- школа для родителей
- дни открытых дверей с проведением экскурсий и показательных мероприятий
- семейные творческие конкурсы (турниры знатоков, КВН, викторины, спектакли)
- экологические акции
- трудовой десант по благоустройству
и озеленению территории
- день добрых дел
- месячники по различным темам
- телефон доверия, информационные
корзины, почтовые ящики
- творческие посиделки
- педагогические гостиные
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ |
- посещение семьи
- беседы
- консультации
- индивидуальное собеседование
для выявления проблем родителей в воспитании
детей, изучения мотивов и потребностей
- анкетирование
|
- индивидуальная переписка
- обобщение семейного опыта
- копилка творческих идей
- психологические консультации (в т.ч. семейное консультирование)
- тренинги детско-родительских
отношений
- индивидуальное тестирование,
анкетирование
- семейные проекты (совместная деятельность детей и взрослых)
|
НАГЛЯДНЫЕ |
- уголки для родителей
- информационные стенды
- тематические выставки
- папки – раскладушки
- папки-передвижки
- памятки, рекомендации
- дни открытых дверей с проведением
экскурсий и показательных мероприятий
|
- визитная карточка ДОУ и группы
- рекламные буклеты
- презентация группы или какого-либо
вида детской деятельности
- выпуск газеты, семейного журнала
- видеофильмы обучающего, познавательного
характера, из жизни детей
- творческие выставки, вернисажи
- фотовыставки, тематические
фотоальбомы
- библиотеки литературы, периодических
изданий, видео- и фонотеки
- альбом-эстафета (передается
из рук в руки и заполняется родителями)
- ведение книги добрых дел
|