Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Вложенные файлы: 1 файл

vzaimodeystv_s_roditelyami.docx

— 53.31 Кб (Скачать файл)

 

Традиционные формы сотрудничества с семьёй станут более эффективными, если изменить отношение к их реализации, соблюдая следующие условия:

  • информация должна быть актуальной для родителей, отвечать их потребностям и интересам, не быть формальной;
  • желательно использовать практические формы работы с участием детей, что повышает интерес родителей: просмотр открытых занятий с детьми, видеозаписи прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами, совместные игры родителей с детьми, аудиозаписи детских рассказов, диалогов  и т.д.
  • необходимо подбирать такие способы взаимодействия с родителями, которые создадут заинтересованность в изучении проблемы и ненавязчиво помогут родителям стать активными участниками; консультации, родительские собрания, беседы можно оживить, проводя их в форме  дискуссий, деловых игр, «круглого стола», КВНа, используя видео-, аудиоинформацию, детское творчество.

 

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

 

При планировании взаимодействия с родителями воспитанников целесообразно учитывать следующее:

    1. Важно чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к улучшению материальной базы ДОУ, показать эффективность педагогической работы коллектива и т.д. Нарушение педагогом данного положения может привести к результату, обратному ожидаемому.
    2. План работы с родителями должен учитывать особенности годового планирования ДОУ в целом, а так же акции и мероприятия, проводимые в районе или городе (например, конкурсы по пожарной или дорожной безопасности).

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

 

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ»

 

 

  1. Алябьева Е.А. Тематический день как форма обобщения и закрепления лексического материала у воспитанников логопедической группы.// Логопед, 2005, №4, с.47
  2. Антонова Т., Волкова Е. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка.// Дошкольное воспитание, 1998, №6, С. 66.
  3. Антропова Развитие ребёнка и его здоровье. Пособие для родителей.//Дошкольное образование, 2004, №14.
  4. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей.

// Дошкольное  воспитание, 2002, №9, с. 52

  1. Арнаутова Е.П. Самоанализ опыта общения с родителями.//Дошкольное воспитание, 2002, №4, с. 47.
  2. Арнаутова Е.П. Социальное самочувствие семьи.// Дошкольное воспитание, 2004, №6, с. 57.
  3. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьёй.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 10.
  4. Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьёй.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 28.
  5. Бабина Е.С. Сотрудничество ДОУ и семьи в логопедической работе. // Логопед, 2005, №5, с.57.
  6. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям.// Дошкольное воспитание, 2003, №6, с. 82.
  7. Богославец Л.Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в условиях малого города.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 18.
  8. Бурмистрова Н. Рекомендации родителям будущих первоклассников. // Ребёнок в детском саду, 2004, №4, с. 66.
  9. Взаимодействие семьи и ДОУ// Обруч, 2003, №2 (тема  номера).
  10. Вопросы семейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях./Под ред. Добрыниной О.А. – Новокузнецк: ИПК, 2002.
  11. Воспитатели и родители./Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова. – М: Просвещение, 1985.
  12. Воспитателю о работе с семьёй./Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  13. Голубева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.// Дошкольное воспитание, 2001, №1, с. 44.
  14. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. // Дошкольное воспитание, 2000, №6, с. 54.
  15. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

 

  1. Данилина Т.А., Лагода Т.С. Интеграция работы ДОУ и семьи.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 18.
  2. Детский сад и семья./Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002.
  4. Дорохина Н. Школа для заботливых родителей. //Ребёнок в детском саду, 2004, №3, с. 59.
  5. Дошкольная педагогика./Под ред.  В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. –М: Просвещение, 1978.
  6. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития./ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва и др.  – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
  7. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 100.
  8. Канаева С.В. Ребёнок и семья: диагностика социальной ситуации.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №3, с. 56.
  9. Кириллова Ю.А. Сценарий семейного физкультурно-оздоровительного праздника «Папа, мама и я – спортивная семья»//Дошкольная педагогика, 2005, №5, с. 46.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М: Академия, 2000.
  11. Кононова В.И. Анализ успешных родительских собраний.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №5, с. 97.
  12. Короткова Н. Передача родителям способов игры с детьми.// Ребёнок в детском саду, 2004, №4, с. 34.
  13. Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2003, №5, с. 103.
  14. Кузнецова Н. Консультационные дни для родителей «Сотрудничество».//Ребёнок  в детском саду, 2001, №6, с. 65.
  15. Кулакова Е.А., Арнаутова Е.П. ДОУ – семья – школа.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 86.
  16. Листраткина В. Индивидуальная работа с семьёй.//Дошкольное воспитание1993, №5, с. 45
  17. Лопатина О.Г., Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 93.
  18. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 40.
  19. Лялина Л.А. Папа, мама и я – творческая семья.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 98.
  20. Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  21. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьёй по воспитанию здорового ребёнка.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №1, с. 97

 

 

 

  1. Микляева Ю. К вопросу о педагогической культуре родителей.// Ребёнок в детском саду, 2005, №3, с. 19.
  2. Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями.// Ребёнок в детском саду, 2005, №5, с. 2.
  3. Новосёлова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках. Советы психолога. – М: 1992.
  4. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М: Просвещение, 1987.
  5. Палишкина Е.В. Оформляемся в детский сад: памятка для родителей.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №3, с. 52.
  6. Панагушина Л.В. Сотрудничество логопеда и родителей. //Логопед, 2005, №6, с.40.
  7. Потапова Т.В. Экологическая культура в семье и детском саду.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 115.
  8. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей.// Дошкольное воспитание, 2006, №1, с. 14.
  9. Работа с семьёй.// Дошкольное образование, 2000, №20.
  10. Рогожина О.А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении. //Логопед, 2005, №2, с.46.
  11. Родители и воспитатели – два берега одной реки.//Дошкольное образование, 2003, №4.
  12. Родительская школа.//Обруч, 2005, №2 (тема номера).
  13. Родительские чтения./ Н.К. Перевощикова, Г.П. Торочкина и др. – Кемерово: 1994.
  14. Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями.//Дошкольное воспитание, 2004, №11, с. 57
  15. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №3, с. 85.
  16. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. – М.: АРКТИ, 2005.
  17. Степанов Е.Н. Диагностика удовлетворённости родителей и педагогов работой образовательного учреждения.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №5, с. 10.
  18. Стожарова М. Как помочь родителям трудных детей?// Ребёнок в детском саду, 2004, №2, с. 82.
  19. Филиппович И.В. Взаимодействие специалиста, родителя и ребёнка раннего возраста в коррекционно-педагогическом процессе. // Логопед, 2004, №6, с.40.
  20. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М: Просвещение, 1993.
  21. Цветкова Ю. Организация клуба семейных сайтов.//Дошкольное образование , 2004, №9.
  22. Ширина А.И., Люднова С.И. Семьи бывают разными. Уметь работать нужно со всеми.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 111.

 

 

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

 

ВИД

ФОРМЫ    РАБОТЫ

ТРАДИЦИОННЫЕ

СОВРЕМЕННЫЕ

ГРУППОВЫЕ

 

  • общие и групповые родительские собрания
  • конференции
  • консультации
  • беседы
  • семинары
  • родительский комитет
  • совместные праздники и развлечения
  • совместное благоустройство ДОУ и территории
  • конкурсы совместного творчества детей и взрослых
  • вечер вопросов и ответов
  • семейные клубы

 

  • консультации в форме дискуссий, деловых игр, «круглого стола», видеолектория
  • работа творческих групп родителей, творческие отчёты по организации различных видов деятельности
  • психологические тренинги, тестирование
  • кружки, клубы по интересам
  • школа для родителей
  • дни открытых дверей с проведением экскурсий и показательных мероприятий
  • семейные творческие конкурсы (турниры знатоков, КВН, викторины, спектакли)
  • экологические акции
  • трудовой десант по благоустройству и озеленению территории
  • день добрых дел
  • месячники по различным темам
  • телефон доверия, информационные корзины, почтовые ящики
  • творческие посиделки
  • педагогические гостиные

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

 

  • посещение семьи
  • беседы
  • консультации
  • индивидуальное собеседование для выявления проблем родителей в воспитании детей, изучения мотивов и потребностей
  • анкетирование

 

  • индивидуальная переписка
  • обобщение семейного опыта
  • копилка творческих идей
  • психологические консультации (в т.ч. семейное консультирование)
  • тренинги детско-родительских отношений
  • индивидуальное тестирование, анкетирование
  • семейные проекты (совместная деятельность детей и взрослых)

НАГЛЯДНЫЕ

 

  • уголки для родителей
  • информационные стенды
  • тематические выставки
  • папки – раскладушки
  • папки-передвижки
  • памятки, рекомендации
  • дни открытых дверей с проведением экскурсий и показательных мероприятий

 

  • визитная карточка ДОУ и группы
  • рекламные буклеты
  • презентация группы или какого-либо вида детской деятельности
  • выпуск газеты, семейного журнала
  • видеофильмы обучающего, познавательного характера, из жизни детей
  • творческие выставки, вернисажи
  • фотовыставки, тематические фотоальбомы
  • библиотеки литературы, периодических изданий, видео- и фонотеки
  • альбом-эстафета (передается из рук в руки и заполняется родителями)
  • ведение книги добрых дел

 

 


Информация о работе Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи