Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:55, доклад
В любой отраслевой социологии одной из ключевых проблем всегда была проблема взаимодействия субъектов внутри той или иной системы. Не иключением стала и социология образования, в которой рассматривается проблема взаимодействия субъектов в сфере высшего образования – т.е. студентов и преподавателей, студентов между собой либо преподавателей между друг другом. Наиболее актуальной и обсуждаемой темой, как мне кажется, всегда была проблема взаимоотношений студентов и преподавателей. Из-за чего возникают недоразумения, конфликты, проблемы? Кто виноват в этом? Как надо было поступить, чтобы этого избежать? - вот только некоторая часть вопросов, на которые хотлось бы найти ответы.
В любой отраслевой социологии одной из ключевых проблем всегда была проблема взаимодействия субъектов внутри той или иной системы. Не иключением стала и социология образования, в которой рассматривается проблема взаимодействия субъектов в сфере высшего образования – т.е. студентов и преподавателей, студентов между собой либо преподавателей между друг другом.
Наиболее актуальной и обсуждаемой темой, как мне кажется, всегда была проблема взаимоотношений студентов и преподавателей. Из-за чего возникают недоразумения, конфликты, проблемы? Кто виноват в этом? Как надо было поступить, чтобы этого избежать? - вот только некоторая часть вопросов, на которые хотлось бы найти ответы.
На межличностном уровне взаимодействие преподавателей и студентов включает в себя: особенности образа жизни преподавателей и студентов; сознание участников образовательного процесса; взаимопонимание субъектов взаимодействия; идентификацию социальных ролей в рамках установленных правил их взаимодействия; потребности преподавателей в самореализации, профессиональном росте, общественной оценке труда, получении удовольствия от работы; потребности студентов в самореализации, образовании, общении, поощрении и поддержке стремления к обучению и саморазвитию, качестве образования; культурный и образовательный потенциал преподавателей и студентов; их интересы, ценностные ориентации; взаимные ожидания и взаимное уважение. Однако не всегда потребности совпадают с реальностью. Проблема заключается в том, что существуют некоторые разногласия и расхождения в реальности с тем, что бывает по началу заявлено самими студентами либо преподавателями. Студент, с одной стороны, стремится к приобретению качественного высшего образования, а с другой - заинтересован только в тех знаниях, которые в дальнейшем будут непосредственно востребованы. В вуз студенты идут, чтобы получить диплом о высшем образовании, подтверждающий его квалификационный уровень, но, в то же время, у них довольно низка заинтересованность в получении глубоких знаний.
С другой стороны, нге все проблемы появляются из-за студентов. Возникают они и по вину преподавателей. Как бы они не стремились к пониманию студентов, не всегда у них это получается, и, к ому де, это может сопроводждаться отсутствием терпения, тактичности или даже бестактностью, на почве чего и возникают конфликты.
Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне их межличностных контактов.
Высшее
образование создается
Центральная проблема во взаимодействии преподавателей и студентов – это проблема их взаимоотношений. Каждый из участников образовательного процесса входит в социальную ситуацию, обладая неким накопленным опытом и с культурными предпосылками. Разделяемые всеми участниками когнитивные и нормативные предпосылки являются основой для взаимодействия.
На культуру взаимодействия преподавателей и студентов вузов влияет
множество факторов. Среди них – уровень общей и профессиональной культуры преподавателей и студентов; взаимное уважение участников образовательного процесса; ценностные ориентации педагогов и учащихся; их культурный и образовательный потенциал; социальное партнерство субъектов образования; соблюдение ими норм и правил поведения.
Факторами, негативно влияющими на культуру взаимодействия субъектов высшей школы, являются: невысокий уровень общей культуры студенческой молодежи, бестактность субъектов высшего образования по отношению друг другу, взаимное неуважение преподавателей и студентов.
Все заявления любого ВУЗа про “ориентацию на студента, на личность” рабиваются в пух и прах из-за несостоятельности системного подхода к высшему образованию. “Относись к другому как к цели но никогда как к средству” – завет Канта - не всегда срабатывает.
Что же касается общепостулируемых принципов, то в сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам. Данный порядок закреплен институционально. Закрепление уважительного отношения к преподавателю – обязательное правило ожидания вежливого отношения со стороны студента. Аналогичного правила должны придерживаться также преподаватели при взаимодействии со студентами. Взаимное преломление социальных норм и ценностей в сознании участников образовательного процесса, его осмысление и отражение в реальных действиях преподавателей и студентов определяет доминанту личностно - ориентированного подхода в образовательной деятельности.
Основная задача преподавателя и студента найти "золотую" оптимальную для них середину, при которой их взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее.
Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга, уважать предпочтения и просьбы друг друга – все это является необходимым требованием к успешному взаимодействию, четкому видению возможных проблем и решению их.
Литература:
Информация о работе Взаимоотношения преподавателей и студентов: проблемы и пути решения