Взгляды античных философоф на воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:34, реферат

Краткое описание

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка -Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

В 3-2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА.docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: "В каком направлении  кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь".

Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так  как "во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного".

Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной  и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло.

Воспитатель должен учитывать  такие противоречия, готовить воспитанников  к преодолению отрицательных  природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное  восхождение ученика к миру идей. Реализовать подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, то есть человек, стоящий на пороге мира идей. Сделать это можно было при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать "платонической любовью").

Платон требовал разностороннего  воспитания для всех, кто его мог  получить, будь то мудрецы или воины.

В трактате "Государство", говоря об идеалах и программе  разностороннего воспитания, Платон, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию, полагая, что надлежит обеспечить "для тела гимнастику, для души музыку". В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматривается как подготовка к прохождению нового образовательного высшего этапа. Этот этап делится на два длительных цикла -10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода в программу заключительного воспитания трудовых процессов чужда Платону.

В трактате "Законы" Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания - "сделать  совершенным гражданином, умеющим  справедливо подчиняться или  начальствовать".

В идеальном обществе, которое  представлено в "Законах", руководитель дела образования является первым лицом  государства. Государство опекает  будущих матерей, заботясь, чтобы  они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего  обязательного (минимум трехлетнего) обучения: "Стар и млад должны по мере сил получить образование". В программе он сделал попытку соединить положительные стороны спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом "золотую середину". Особое внимание он предлагает уделять физическому воспитанию, в частности, посредством спортивных упражнений и танцев.

Здесь мне хотелось бы сделать  некоторое замечание. Во время Платона, ни анатомия, ни медицина не были столь  развиты. Однако философы уже тогда  смогли уловить некую связь физических и умственных упражнений. Как покажут  исследования много веков спустя, физическое развитие оказывает огромное влияние на развитие памяти, мышления, координации детей.

Платон полагает, что при  обучении следует обеспечить "свободу  призвания" (личные склонности), - сегодня  это именуется дифференциацией  образования сообразно призванию  человека и общественным потребностям. "Я говорю и утверждаю, - замечал  в этой связи Платон, - что человек, желающий стать выдающимся в каком  бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться... Например, кто  хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в  играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому  из них дать небольшие орудия - подражания настоящим. Точно так же пусть  он сообщит им начатки необходимых  знаний, например, строителя пусть  научит измерять и пользоваться правилом, воина ездить верхом и так далее. Пусть он пытается направлять вкусы  и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства". В программу  всеобщего образования включалось обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством  работы с "малыми инструментами воспроизведением настоящих".

Программа подобного обучения адресовалась лишь свободным гражданам  общества.

Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, принцип воспитывающего обучения ("самым важным в обучении мы признаем, надлежащее воспитание").

Хочу заметить, что игровое  обучение активно используется и  сегодня. На принципах игры построено  развитие детей в детских садах  и начальных классах школы.

Хотя Платон не оставил  специальных трактатов по воспитанию, его с полным основанием считают  выдающимся мыслителем по вопросам воспитания и обучения. Уже более двух тысяч  лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогической мысли. И это закономерно. Ведь Платон стоит  у истоков разработки обширного  комплекса проблем воспитания непреходящей теоретико-практической значимости. Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации. Раннее христианство видело в нем  своего идеолога при осмыслении цели воспитания. Взлет интереса к идее разностороннего воспитания Платона  наблюдался в эпоху Возрождения. Новое звучание Платоновы мысли  об идеальном воспитании нашли в  педагогических построениях утопистов  Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность  существует между педагогическими  идеями Платона и Ж.-Ж. Руссо. "Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите... Платона", -писал Ж. -Ж. Руссо.

АРИСТОТЕЛЬ

Ближайший ученик Платона  Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих  -философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в  обществе: "Воспитатели еще более  достойны уважения, чем родители, ибо  последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три  года был наставником Александра Македонского - будущего основателя громадной  империи.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликее.

Аристотелю чужда Платонова  тоска по запредельному миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается  в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В  отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу  вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном  бессмертном бытии и настаивал  на том, чтобы в равной степени  заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство Аристотель видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания. Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней сущностью вещей". Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.

Данная мысль, на мой взгляд, отражает истинность познания. По-настоящему образован то человек, который, ведя беседу об одном предмете, способен апеллировать знаниями из разных областей.

Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и  образование в трактате "Политика".

Рассматривая извечную проблему соотношения социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. С одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается  в соответствующем воспитании как  первой необходимости. Утверждалась при  этом целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для  свободного населения в идеальном  государстве.

Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом  отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников -педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей традицию передать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он предлагал проводить предварительное обучение.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В  круг предметов начального образования  должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника  предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико-животного", писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.

Аристотель оказал громадное  влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Идеи античной педагогики, активно использовались на всем протяжении Средневековья вплоть до Нового времени. В истории развития научной педагогики это стало началом начал. Многие из них воплотились в образовании  и продолжают существовать и в  настоящее время. Так, сегодня мы говорим о том, что сотрудничество является наиболее продуктивным и эффективным  видом учебной и педагогической деятельности.

Прототипом таких отношений  можно считать метод диалога  Сократа. Еще одна мысль, получившая свое развитие в дальнейшем - это  добровольное участие учеников в  учебной деятельности (Сократ). В  современном воспитательно-образовательном процессе она лежит в основе личностно-ориентированного подхода.

Педагогические идеи Сократа, Платона и Аристотеля представляют большую ценность для исследования. Основной тезис древнегреческой  философско-педагогической мысли состоял  в том, что процесс познания невозможен без стремления к нему (Аристотель) и активной целенаправленной самостоятельной  деятельности (Платон).

Важность и воспитательное значение детства понимали во все  времена и во всех народах. Древнегреческий  философ Демокрит (460— 370 г. до Р. X.) считал воспитание и обучение единственными возможностями улучшить, возвысить человека, склонного от рождения ко многим слабостям. «Хорошими людьми, — писал он, — становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу»

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.,1963.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.,1988.

История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном  обществе до середины XVII в. I Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, С.1997.-192.

5. www.pedagogy

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. О правах ребенка

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

(в виде тезисов.)

 (Тезис — это термин, который относится сразу к нескольким областям. Но общее определение есть. Это главная мысль какого-нибудь конкретного текста. Чаще всего тезисы встречаются в научно-деловом стиле.)

Глава 1. Общие  положения

Статья 1. Правовая основа регулирования прав ребенка

Для целей настоящего Закона под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую  дееспособность в полном объеме.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Статья 3. Государственные  органы и иные организации, обеспечивающие защиту законных прав и интересов  ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных  организаций по реализации положений настоящего Закона

Статья 4. Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государство защищает жизнь  ребенка от любых противоправных посягательств.

Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья

Статья 6. Равноправие детей

Все дети имеют равные права  независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения  к религии, места жительства, состояния  здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства  пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Информация о работе Взгляды античных философоф на воспитание