Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:36, реферат
С точки зрения логики и техники законотворческого процесса законодатель должен определять правовое положение субъектов, их права и обязанности в соответствии со свойствами и особенностями урегулированных данной отраслью общественных отношений и особенностями субъектов этих отношений. Если не определены надлежащим образом на теоретическом уровне и законодательно не закреплены свойства и особенности общественных отношений, не может быть и надлежащего закрепления статуса субъектов этих отношений. Совершенствование законодательства об образовании во многом зависит от того, как государство, общество и личность воспринимают вуз, каким «пакетом» прав, обязанностей и ответственности он наделяется.
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Социально-педагогическая
ТЕМА РЕФЕРАТА: «Виды высших учебных заведений Республике
Введение
Термин «статус» имеет разные значения в зависимости от сферы употребления. «Статус» в переводе с латыни означает правовое положение, состояние. Правовой статус интегрирует те общие качества, которые характеризуют правовое положение субъектов одной социальной категории, а его видовые модификации формируются в зависимости от характера объекта правового регулирования.
Необходимость определения
административно-правового
С точки зрения логики и техники законотворческого процесса законодатель должен определять правовое положение субъектов, их права и обязанности в соответствии со свойствами и особенностями урегулированных данной отраслью общественных отношений и особенностями субъектов этих отношений. Если не определены надлежащим образом на теоретическом уровне и законодательно не закреплены свойства и особенности общественных отношений, не может быть и надлежащего закрепления статуса субъектов этих отношений. Совершенствование законодательства об образовании во многом зависит от того, как государство, общество и личность воспринимают вуз, каким «пакетом» прав, обязанностей и ответственности он наделяется.
Понятие «правовой статус»
в достаточной степени
1. Вуз, его назначение и статус
Статус вуза для обучающихся в нем (студентов и аспирантов) является одним из определяющих факторов.
Статус вуза как организационно-
Высшим учебным заведением (вузом) является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Республики Беларусь об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Один из его важнейших элементов – статус вуза, отражающий отношение государства и общества к этому субъекту через совокупность прав, обязанностей, ответственности и гарантий.
Статус вуза может быть сильно индивидуализированным, например, в регионах, которые заключили специальные соглашения по вопросам высшего образования. В статусе выделяются стационарные части и временные: стационарные определяются нормативными актами, временные – договорами и соглашениями, заключаемые вузами (это нестабильная часть статуса). На эволюцию статуса вуза влияют экономические, политические, социальные и правовые факторы, международное сотрудничество и др.
Важным элементом статуса
вуза является его общеправовая характеристика,
через которую исследуемый
Под высшим учебным заведением понимается образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РБ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Из данного определения вытекают следующее признаки вуза:
1) организационно-правовая форма – учреждение;
2) может быть учрежден
и вправе действовать на
3) реализует образовательные
программы высшего
4) осуществляет образовательную
деятельность на основании
В настоящее время учреждения имеют некоторые черты исключительности по сравнению с другими видами юридических лиц, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества. Подавляющее большинство других видов юридических лиц являются собственниками имущества. Определение вуза и вытекающие из него признаки вызывают возражения. Во-первых, вуз – юридическое лицо, а следовательно, в процессе создания и осуществления своей деятельности он в первую очередь подпадает под действие норм гражданского права, регулирующих возникновение, функционирование и прекращение деятельности юридических лиц; во-вторых, в приведенном определении отсутствует второе (важное) направление его деятельности – научно-исследовательская деятельность.
Поскольку в системе юридических лиц высшее учебное заведение относится к некоммерческим организациям, выступая в качестве организационно-правовой формы учреждения, остановимся подробнее на проблемах, касающихся института некоммерческих организаций, перейдя впоследствии от общих проблем, касающихся правового положения вуза, к частным.
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РБ. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом РБ.
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Автономная некоммерческая организация вправе вести предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на условиях, равных с другими лицами.
Сердцевину правового статуса составляют права и обязанности субъектов. Все права и обязанности вуза можно разделить на группы по сферам их реализации:
1) в области организации учебного процесса и научных исследований;
2) в сфере финансово-хозяйственной деятельности;
3) в части кадрового обеспечения;
4) во внутривузовском управлении.
Университеты, академии
и другие высшие учебные заведения
в системе образования
Конкретные права и обязанности каждого вуза закрепляются в его уставе.
Общеизвестно мнение
о том, что юридическое закрепление
прав и свобод личности не является
результатом произвольных действий
государства, а детерминировано
социальными факторами и
Правам человека в
сфере образования корреспондир
Вместе с тем одного лишь законодательного обозначения сферы ответственности вузов недостаточно, необходима четкая и понятная система ответственности вузов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функций вплоть до указания в профильных законах (кодексах) конкретных составов правонарушений (преступлений) с установленными видами наказаний за доказанный в суде факт их совершения.
В рамках административного
права также нет единого
2. Виды высших учебных заведений в Республике Беларусь
В Республике Беларусь существуют следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Университет – высшее учебное заведение, которое:
- реализует образовательные
программы высшего и
- ведет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
- выполняет фундаментальные
и прикладные научные
- является ведущим научным и
методическим центром в
Академия – высшее учебное заведение, которое:
- реализует образовательные
- осуществляет подготовку, переподготовку
и (или) повышение
- выполняет фундаментальные и
прикладные научные
- является ведущим научным и
методическим центром в
Информация о работе Виды высших учебных заведений Республике Беларусь (Вуз, его назначение и статус)