Виды высших учебных заведений Республике Беларусь (Вуз, его назначение и статус)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:36, реферат

Краткое описание

С точки зрения логики и техники законотворческого процесса законодатель должен определять правовое положение субъектов, их права и обязанности в соответствии со свойствами и особенностями урегулированных данной отраслью общественных отношений и особенностями субъектов этих отношений. Если не определены надлежащим образом на теоретическом уровне и законодательно не закреплены свойства и особенности общественных отношений, не может быть и надлежащего закрепления статуса субъектов этих отношений. Совершенствование законодательства об образовании во многом зависит от того, как государство, общество и личность воспринимают вуз, каким «пакетом» прав, обязанностей и ответственности он наделяется.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат СПП.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 по дисциплине  «Социально-педагогическая поддержка  и развитие учебного труда в высшей школе»

ТЕМА  РЕФЕРАТА: «Виды высших учебных заведений Республике

                                     Беларусь (Вуз, его назначение и статус)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «статус» имеет  разные значения в зависимости от сферы употребления. «Статус» в переводе с латыни означает правовое положение, состояние. Правовой статус интегрирует те общие качества, которые характеризуют правовое положение субъектов одной социальной категории, а его видовые модификации формируются в зависимости от характера объекта правового регулирования.

Необходимость определения  административно-правового статуса  вуза обусловлена его ролью в  решении поставленных перед системой образования задач. От правильного соотношения компетенции управляющего субъекта и статуса управляемого объекта зависит эффективность управления любой системой.

С точки зрения логики и техники законотворческого  процесса законодатель должен определять правовое положение субъектов, их права и обязанности в соответствии со свойствами и особенностями урегулированных данной отраслью общественных отношений и особенностями субъектов этих отношений. Если не определены надлежащим образом на теоретическом уровне и законодательно не закреплены свойства и особенности общественных отношений, не может быть и надлежащего закрепления статуса субъектов этих отношений. Совершенствование законодательства об образовании во многом зависит от того, как государство, общество и личность воспринимают вуз, каким «пакетом» прав, обязанностей и ответственности он наделяется.

Понятие «правовой статус»  в достаточной степени исследовано  в отечественной литературе как  в общетеоретическом плане, так  и по отраслям, в том числе в  административном праве. Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение в обществе. Вместе с тем не существует единого понимания данного термина и его содержания. Одни авторы отождествляют правовой статус с правами, свободами и обязанностями субъекта, другие считают его более широким понятием. В состав правового статуса традиционно включаются правосубъектность, права, обязанности, ответственность и гарантии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вуз, его назначение и статус

 

Статус вуза для обучающихся  в нем (студентов и аспирантов) является одним из определяющих факторов.

Статус вуза как организационно-структурной  формы социальных объектов (некоммерческих организаций) отражает специфику образовательных отношений в системе высшего профессионального образования. Наделение вуза определенным статусом призвано обеспечить оптимальный режим его деятельности. Правовой статус вуза – это его своеобразная модель, образованная системой взаимосвязанных правовых предписаний, характеризующая положение вуза в обществе по отношению к государству, его органам, другим лицам. Главное функциональное  назначение статуса – правовое обеспечение жизнедеятельности вуза в интересах решения стоящих перед ним задач. Поскольку общественный статус интегрирует те общие качества, которые характеризуют правовое положение субъектов одной социальной категории, а его видовые модификации формируются в зависимости от характера объекта правового регулирования, то и статус вуза отражает специфические особенности образовательного учреждения ВПО в сравнении с другими учреждениями, интегрирует те общие качества, которые характеризуют правовое положение вуза.

Высшим учебным заведением (вузом) является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Республики Беларусь об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Один из его важнейших элементов – статус вуза, отражающий отношение государства и общества к этому субъекту через совокупность прав, обязанностей, ответственности и гарантий.

Статус вуза может  быть сильно индивидуализированным, например, в регионах, которые заключили  специальные соглашения по вопросам высшего образования. В статусе выделяются стационарные части и временные: стационарные определяются нормативными актами, временные – договорами и соглашениями, заключаемые вузами (это нестабильная часть статуса). На эволюцию статуса вуза влияют экономические, политические, социальные и правовые факторы, международное сотрудничество и др.

Важным элементом статуса  вуза является его общеправовая характеристика, через которую исследуемый объект «связывается» с той отраслью права, которая в основном, главным образом воздействует на него. Основным элементом системы высшего профессионального образования является вуз.

Под высшим учебным заведением понимается образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РБ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Из данного определения вытекают следующее признаки вуза:

1) организационно-правовая  форма – учреждение;

2) может быть учрежден  и вправе действовать на основании  образовательного законодательства;

3) реализует образовательные  программы высшего профессионального  образования; 

4) осуществляет образовательную  деятельность на основании лицензии.

В настоящее время учреждения имеют некоторые черты исключительности по сравнению с другими видами юридических лиц, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества. Подавляющее большинство других видов юридических лиц являются собственниками имущества. Определение вуза и вытекающие из него признаки вызывают возражения. Во-первых, вуз – юридическое лицо, а следовательно, в процессе создания и осуществления своей деятельности он в первую очередь подпадает под действие норм гражданского права, регулирующих возникновение, функционирование и прекращение деятельности юридических лиц; во-вторых, в приведенном определении отсутствует второе (важное) направление его деятельности – научно-исследовательская деятельность.

Поскольку в системе  юридических лиц высшее учебное заведение относится к некоммерческим организациям, выступая в качестве организационно-правовой формы учреждения, остановимся подробнее  на проблемах, касающихся института некоммерческих организаций, перейдя впоследствии от общих проблем, касающихся правового положения вуза, к частным.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РБ. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом РБ.

Автономной  некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Автономная некоммерческая организация вправе вести предпринимательскую  деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на условиях, равных с другими лицами.

Сердцевину правового  статуса составляют права и обязанности  субъектов. Все права и обязанности вуза можно разделить на группы по сферам их реализации:

1) в области организации  учебного процесса и научных  исследований;

2) в сфере финансово-хозяйственной деятельности;

3) в части кадрового  обеспечения;

4) во внутривузовском  управлении.

Университеты, академии и другие высшие учебные заведения  в системе образования выполняют  свою деятельность, удовлетворяя потребности  личности в получении высшего образования и потребности общества в обеспечении квалифицированными специалистами, укреплении научно-технического потенциала страны и социально-экономическом развитии.

Конкретные права и  обязанности каждого вуза закрепляются в его уставе.

Общеизвестно мнение о том, что юридическое закрепление  прав и свобод личности не является результатом произвольных действий государства, а детерминировано  социальными факторами и закономерностями, имеющими объективный характер. Как  справедливо отмечает С.В. Барабанова, к социальным детерминантам добавляются и юридические: требования международных соглашений и договоров, закономерности функционирования и развития государственно-правовой надстройки (усиление роли закона, Конституции и др.). Правовое положение и статус вуза не исключение в этом ряду; более того, формирование и определение статуса высшего учебного заведения не может происходить в отрыве от современных социально-экономических и правовых тенденций и направлений развития государства, что и позволяет ученым формулировать проблемы правового регулирования деятельности высших учебных заведений и варианты их эффективного разрешения. Согласно Энциклопедии социологии, социальный статус (от лат. status – положение) – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. Любой социальный статус – это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальные статусы как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и ранжированы относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении.

Правам человека в  сфере образования корреспондируют определенные обязанности государства (в частности, по реализации закрепленных в законах гарантий получения образования, его качества) и обязанности учебных заведений. В отношении вузов система таких обязанностей четко не сформулирована и не сформирована на практике.

Вместе с тем одного лишь законодательного обозначения  сферы ответственности вузов  недостаточно, необходима четкая и  понятная система ответственности  вузов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функций вплоть до указания в профильных законах (кодексах) конкретных составов правонарушений (преступлений) с установленными видами наказаний за доказанный в суде факт их совершения.

В рамках административного  права также нет единого подхода  к понятию административно правового  статуса вуза, и содержание данного понятия отличается у различных ученых. Другой элемент – правовые основы организации вуза, в нем отражена инициатива учредителя, порядок создания, соответствующий административно-правовой акт. Правосубъектность как элемент статуса включает в себя право- и дееспособность, права, обязанности и ответственность вуза.

 

 

2. Виды высших учебных заведений в Республике Беларусь

 

В Республике Беларусь существуют следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Университет – высшее учебное заведение, которое:

- реализует образовательные  программы высшего и послевузовского  профессионального образования  по широкому спектру направлений  подготовки (специальностей);

- ведет подготовку, переподготовку  и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

- выполняет фундаментальные  и прикладные научные исследования  по широкому спектру наук;

- является ведущим научным и  методическим центром в областях  своей деятельности.

Академия – высшее учебное заведение, которое:

- реализует образовательные программы  высшего и послевузовского профессионального  образования;

- осуществляет подготовку, переподготовку  и (или) повышение квалификации  работников высшей квалификации  для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

- выполняет фундаментальные и  прикладные научные исследования  преимущественно в одной из  областей науки или культуры;

- является ведущим научным и  методическим центром в области  своей деятельности.

Информация о работе Виды высших учебных заведений Республике Беларусь (Вуз, его назначение и статус)