Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:23, курсовая работа
Цель работы: выявить позицию родителей и их взаимоотношений на развитии самостоятельности ребенка и комфортность его психического состояния.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по данной проблеме.
2. Экспериментально изучить особенности взаимоотношений родителей и детей.
3. Выявить взаимосвязь взаимоотношений между родителями и их позицией и эмоциональным состоянием ребенка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ……………………………………..6
1.1. Социально-психологический анализ семьи……………………………6
1.2. особенности взаимоотношений детей и родителей………………….16
1.3. Самостоятельность как компонент становления
самоорганизации детей………………………………………………...36
2. УСЛОВИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В СЕМЬЕ…………………………………………………………………….44
2.1. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми…………………………………………..44
2.2. Самостоятельность как личностное качество и фактор
позитивных отношений между детьми и родителями……………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. У 20% выявлено наличие
указанных трех компонентов (
2. У 60% отметили наличие только двух компонентов (01, 02, 04, 05, 07, 10).
3. У 20 % в наличии только один компонент (03, 08).
Для того, чтобы четко
представить общий уровень
Код |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
Труд |
II |
II |
II |
I |
II |
I |
II |
II |
I |
I |
Нравственная саморегуляция |
II |
II |
III |
II |
II |
I |
II |
III |
I |
II |
В итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности самостоятельности, их показатели по всем двум параметрам показывают I (06, 09 – 2%). Вторая группа состоит из детей с достаточной степенью самостоятельности с показателями I и II (04, 10 – 20%). В третью группу вошли дети со средним уровнем общей самостоятельности с показателями II, II (01, 02, 05, 07 – 40%). В группу 4 входит ребенок (03, 08) с показателями по всем двум параметрам II и III. Эту группу определяем как низкий уровень самостоятельности.
Таким образом, общая
самостоятельность у детей
Для того, чтобы определить
влияние и связь
Код |
Наличие тревожности |
Отношение родителей к детям |
Характер взаимоотношений в семье |
Уровень общей самостоятельности | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
01 |
тревожность |
авторитарная гиперсоциализация |
неустойчивый |
средний | ||
02 |
тревожность |
инфатилизация |
неустойчивый |
недостаточный | ||
03 |
тревожность |
инфатилизация |
негативный |
низкий | ||
04 |
благоприятная |
симбиоз |
позитивный |
достаточный | ||
05 |
благоприятная (наличие тревож.) |
симбиоз |
неустойчивый |
средний | ||
06 |
благоприятная |
социальная желательность |
позитивный |
высокий | ||
07 |
тревожность |
гиперсоциализация |
неустойчивый |
средний | ||
08 |
выраженная конфликтность |
симбиоз |
неустойчивый |
низкий | ||
Продолжение таблицы | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
09 |
благоприятная |
инфантилизация |
позитивный |
высокий | ||
10 |
благоприятная (ощущение тревожности) |
гиперсоциализация |
позитивный |
средний |
Общий анализ показал, что
в 9 случаях из 10 подтверждается наше
предположение о зависимости
или взаимосвязи характера
И, таким образом, у
детей с высоким или достаточны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью
Семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.
Семья – сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:
В результате исследования сделаны следующие выводы:
На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о роли самостоятельности и родительского отношения к детям получила свое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
исследования. 1995, №9. 21 с.
2-е. доп. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
30. Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чешского. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
31. Матушкин С.Е. У вас растут дети. - М., 1974. - 134 с.
деятельности. Сб. науч. трудов. Ташкент, 1985. - 224 с.
34. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с.
35. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 576 с.
36. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 496 с.
37. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
38 Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 223с.
39 Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под. ред. А.В. Петровского – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
40 Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1996. - 352 с.
41 Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей: Пермь, 1996. - 152 с.
42 Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/у. - М.: Просвещение, 1983.- 76с.
43. Островская Л.Ф. Характер формируется с детства. //Дошкольное воспитание. 1988, №5, 76 с.
44. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания.- М, 1981. - 216с.
45. Психология воспитания. – М.: 1995. – 132 с.
46. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека: Сб. научных трудов. - Свердловск, 1987.-126с.
47. Рувинский Л.И., Соколова А.Е. Психология самовоспитания. - М., 1982. - 286с.
48. Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. - М., 1973. - 368 с.
49. Рутман Э.М., Исподольский И.В. Истоки радости. - М., 1987. - 224 с.
50. Рутман Э.М. От соперничества к сотрудничеству. //Семья и школа. 1997, №5, С.41.
51. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
52. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
53. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя д/с. - М.: Просвещение, 1991. -207 с.
54. Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991, №7, 67с.
55. Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. - 342 с.
56. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989. - 322 с.
57. Хорицкая Ю.Г., Щевченко С.М. У одиночества характер крут. — М., 1990. -238с.
58. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. //Вопросы психологии. 1997, №3, 102с.
59. Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: беседы для родителей. Хабаровск, 1982. - 320 с.
Приложение 1
Данные о семье
Кодирование семьи |
Состав семьи |
Количество детей |
01 |
полный |
1 |
02 |
полный |
2 |
03 |
полный |
1 |
04 |
полный |
3 |
05 |
полный |
2 |
06 |
формально полный |
2 |
07 |
полный |
1 |
08 |
полный |
2 |
09 |
полный |
1 |
10 |
полный |
1 |
Приложение 2
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)
Симптомокоплекс |
№ |
Симптом |
Балл |
1 |
2 |
3 |
4 |
II. Тревожность
III. Конфликтность в семье |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке Изображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки Хорошее качество линии Отсутствие показателей враждебности Адекватное распределение людей на листе Другие возможные признаки Штриховка Линия основания – пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойное или прерывистые линии Подчеркивание отдельных деталей Другие возможные признаки Барьеры между фигурами Стирание отдельных фигурами Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур Выделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигур Неадекватная величина отдельных фигур Несоответствие вербального описания рисунка Преобладание вещей |
0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1
0,1; 2,3 0,1 0,1 0,1 0,1; 2 0,1 0,1 0,1 0,1
0,2 0,1; 2 02 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 |
Информация о работе Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка