Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 16:46, реферат
Многие факторы падения роли семьи тесно связаны с происходящими в ней переменами и переменами в обществе. Переход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательного
воздействия родителей.
Введение………………………………………………………………………………стр. 3
Бытовые условия ………………………………………………………………….стр. 4
Родственные связи………………………………………………………………..стр. 4
Семья…………………………………………………………………………………….стр. 6
Отношения с детьми………………………………………………………………стр. 9
Заключение……………………………………………………………………………стр. 11
Литература……………………………………………………………………………..стр. 12
Московский Педагогический Государственный Университет
Кафедра педагогики начального обучения
Реферат
По теме:
Влияние внутрисемейных отношений на воспитание детей в русской крестьянской семье
Студентки 4 курса
2 группы ФНК
Моряхиной Анастасии
Москва
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Бытовые условия ………………………………………………………………….стр. 4
Родственные связи……………………………………………………………….
Семья…………………………………………………………………
Отношения с детьми…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Давно известно, что для нормального полноценного развития и жизни личности семья жизненно необходима, её нельзя заменить никакими общественными учреждениями.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
На современном этапе
Многие факторы падения роли
семьи тесно связаны с
воздействия родителей. В современной
семье нередки разные, а то и
взаимоисключающие понятия
Семейные конфликты, насилие в семье, эмоциональный разлад, дезорганизация, рассогласование семейных ролей - проблемы семьи сегодняшнего дня.
Можно ли назвать выбранную мной тему актуальной? Думаю, что да. История русской семьи, её жизненные принципы, ценности и проблемы мало кого интересуют, а очень жаль. Я нашла интересные источники литературы, из материалов которых, я, как человек семейный, уже сделала для себя определенные выводы.
Бытовые условия
Рассмотрим прежде всего те особенности, которые определили крестьянский быт. Изба с низкими потолками и такими же дверями- это основной тип жилища. Маленькие окна, закрывавшиеся рамкой с натянутым бычьем пузырем (оконное стекло начало распространяться лишь с XIX в.), пропускали мало света; печь не имела дымохода.
В избе готовили пищу, занимались домашними работами, пряли, ткали, спали. В ней, размером в 16- 20 м в кв. проходила жизнь семьи, которая могла состоять из 7-8, а часто из 15- 20 человек.
Скученность. Теснота, антисанитарные условия в избе, куда почти не проникали свет и свежий воздух, можно было обнаружить во многих крестьянских жилищах даже в начале XXв. В этих условиях почти всю зиму находились дети; неудивительно поэтому что велика была детская смертность.
Родственные связи
На подворье обитала одна семья, а если две, то редко и временно. Хозяйство одной семьи в разных местах и в разные времена называли по-разному (двор, дым, тягло, оседлость и т. д.). Терминология эта служила для выколачивания из крестьян налогов и податей, но она же выражала и другие назначения семьи со всеми хозяйственными и нравственными оттенками.
Семья для русского человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Почти все этические и эстетические ценности складывались в семье, усваивались человеком постепенно, с нарастанием их глубины и серьезности. Каждый взрослый здоровый человек, если он не монах, имел семью. Не иметь жены или мужа, будучи здоровым и в зрелых годах, считалось безбожным, то есть противоестественным и нелепым.
Бездетность воспринималась наказанием судьбы и как величайшее человеческое несчастье. Большая, многодетная семья пользовалась в деревне и волости всеобщим почтением. «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына - сын»,— говорит древнейшая пословица. В одном этом высказывании заключен целый мир. Три сына нужны, во-первых, чтобы двое заменили отца и мать, а третий подстраховал своих братьев; во-вторых, если в семье много дочерей, род и хозяйство при трех сыновьях не захиреют и не прервутся; в-третьих, если
один уйдет служить князю, а второй богу, то один-то все равно останется.
Но прежде чем говорить о нравственно-эстетической атмосфере северной крестьянской семьи, вспомним основные названия родственников.
Муж и жена, называемые в торжественных случаях супругами, имели множество и других названий. Хозяин, супруг, супружник, мужик, отец, боярин, батько, сам — так в разных обстоятельствах назывались женами мужья. Жену называли супругой, хозяйкой, самой, маткой. Дополнялись эти названия несколько вульгарным «баба», фамильярно-любовным «женка», хозяйственно-уважительным «большуха» и т. д. Мать называли мамой, матушкой, мамушкой, маменькой, мамкой, родительницей. Отца сыновья и дочери кликали чаще всего тятей, батюшкой (современное «папа» укоренилось сравнительно недавно). К родителям на Севере никогда не обращались на «вы», как это распространено на Украине. Неродные отец и мать, как известно, назывались отчимом и мачехой, а неродные дочь и сын — падчерицей и пасынком. Маленькие часто называли деда «деда», а бабку «баба», дядюшку и тетушку племянники звали иногда божатом, божатком, божаткой, или крестным, крестной.
Невестка, пришедшая в дом из другой семьи, свекра и свекровь обязана была называть батюшкой и матушкой, они были для нее «богоданными» родителями. По отношению к свекру она считалась снохой, а по отношению к свекрови и сестрам мужа — невесткой. Сестра называла брата брателко, братья двоюродные иногда называли друг друга побратимами, как и побратавшиеся неродные. Побратимство товарищей с клятвенным обменом крестами и троекратным целованием было широко распространено и являлось результатом особой дружбы или события, связанного со спасением в бою.
Девичья дружба, не связанная родством, тоже закреплялась своеобразным ритуалом: девицы обменивались нательными крестиками. После этого подруг так и называли: крестовые. Термин «крестовая моя» нередко звучал в частушках. Побратимство и дружба обязывали, делали человека более осмотрительным
в поведении. Не случайно в древнейшей пословице говорится, что «надсаженный конь, надломленный лук да замаранный друг — никуда не гожи».
Деверьями женщины звали мужниных братьев, а сестер мужа — золовками. По этому поводу создана пословица: «Лучше семь топоров, чем семь копылов». То есть лучше семь братьев у мужа, чем семь сестер.
Зять, как известно, муж дочери. Отец и мать жены или невесты — это тесть и теща, но в глаза их было положено называть батюшкой и матушкой. Родители невестки (снохи) и родители зятя называли друг друга сват и сватья. (Сват в свадебном обряде— совсем другое.)
Женатые на родных сестрах считались свояками, а свояченицей называлась почему-то сестра жены. Звание «шурин» существует лишь в мужском роде и для мужского пола, оно обозначает брата жены, а муж сестры является зятем для обоего пола.
Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбой и богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться.
Семья
Классическая семья состояла обычно из деда, сыновей, внуков, правнуков, во главе которой стоял большак; эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи.
Большак нес основную тяжесть сельскохозяйственных работ, строительства- «всякий дом хозяином держится». Он собирал на семейный совет всю семью; в присутствии детей решались важные хозяйственные дела, такие, как выбор культуры для сева, покупка- продажа вещей, а также женитьба сыновей и пр. Наибольший вес в решении семейных вопросов имели старшие, а дети получали наглядный урок совместного и ладного обсуждения дел и почтения к старшим.
Вся культура поведения строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим. Даже изба имела свою половину для мужчин и отдельно- для женщин с детьми. В переднем углу под образами за столом всегда садились старшие мужчины семьи и почетные гости- мужчины.
Распределением домашних работ среди женской части семьи (дочерей, снох, вдов, солдаток живших в доме) руководила большуха (старуха)-жена большака, это мать и свекровь. Она не только определяла, кто чем займется, давала конкретные указания, контролировала и осуществляла выполнение («выговаривала» в случае нерадивости), но и сама выполняла много работы по хозяйству.
Женщины в крестьянской семье были на разном положении, имели неодинаковые права, например, хозяйка и многодетные невестки имели большие права при обсуждении общих дел, вели себя свободно. Но они должны были быть сдержанными и относиться почтительно по отношению к мужчинам семьи. В приниженном положении оказались молодые невестки. Им нужно было повиноваться не только своим мужьям, но и всем старшим родственникам, на них возлагались все домашние работы.
На особом положении до замужества в крестьянской семье находились девушки. Они были более свободными в выборе одежды, причесок. Так, девушка могла ходить простоволосой, с одной косой, украшать голову лентой. В то время как замужняя женщина обязана была покрывать голову платком или носить чепец, кокошник; появление ее простоволосой считалось безнравственным. Девушек освобождали от многих домашних работ, если в семье были невестки, но они обязательно трудились в поле. Им разрешалось больше времени проводить на гуляньях в поисках жениха даже в других деревнях.
Если в семье были две не просватанные девушки, то младшая сестра не должна была проявлять особую активность в гуляньях и хороводах, а если в дом приходили молодые люди, ее вообще выпроваживали из избы. Младшая должна была ждать своей очереди, пока старшая не вышла замуж. Позором для семьи считалось, если младшую сватали раньше.
Почтением, особым уважением была окружена в крестьянской трудовой семье мать, что закреплено обычаем повседневного поведения. Такое отношение было важным элементом нравственного воспитания, которое закладывалось с самого раннего детства. «Муж голова, жена душа» (семьи)- так в народе определили роли супругов в семейной жизни.
Мать показывала детям личный пример любви к ним, повседневной заботы, нежности и ласки. В свою очередь, в свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей. Если же взрослые забывали о своем долге перед матерью, на ее защиту становилось общество , требовавшие наказание для них.
Строгостью отличалось отношение главы семьи к домочадцам, к жене и детям, такой стиль предписывала и Церковь. Даже взрослые сыновья не смели ослушаться родителей, даже слабохарактерного отца дети уважали и слушались.
Во взаимоотношениях между членами семьи редким было внешние проявление эмоций: публичные признания и проявление любви между супругами, между всеми взрослыми членами семьи; чуждым был гонор, поза. Муж и жена не могла рядом пройти по деревне. Беседовать в общественных местах. В некоторых местностях невестки не садились за один стол со своими детьми, а трапезничали на кухонной половине.
В семье дети не только осваивали
свои будущие трудовые обязанности,
овладевая практическими
Мальчик также начинал осознавать свою будущую ответственность за семью с раннего детства, включаясь различного рода трудовую деятельность и также постепенно входя ложившуюся систему взаимоотношений. Достоинствами юноши были ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие- те ориентиры, к которым он должен был стремиться.
С детства дети знали, что их семейное будущее определяемое родителями. Родительский выбор считался неоспоримым и молодые подчинялись ему. Известны и те условия, которые учитывались при выборе жениха или невесты: материальное положение семьи, отношение будущих жениха или невесты у труду, количество приданого у невесты, которое полагалось иметь обязательно. С малолетства девочке в семье готовили одежду, утварь для приданого, и, как известно, сама будущая невеста принимала в этом активное участие.
Родительская семья, таким образом, служила для детей прообразом их будущего жизненного устройства. Отметим и еще одну важную сторону крестьянской семьи- ее особый микроклимат. Само упоминание о родительском доме вызывает у каждого человека теплые и добрые чувства, потому что исстари в семье господствовали любовь и душевность, доброжелательность и терпимость, гостеприимство и чуткость к душевному состоянию; в ней находили утешение при невзгодах.