Влияние внутрисемейных факторов на интеллектуальное развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 17:50, реферат

Краткое описание

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.75 Кб (Скачать файл)

Особое направление работ связано с изучением влияния на развитие интеллекта таких факторов, как размер семьи, очередность рождения, длительность интервалов между рождениями детей. Было замечено, что низкие результаты почти по всем видам тестов интеллекта сопутствуют относительно большим семьям, семьям без отцов и другим неблагоприятным семейным обстоятельствам. При этом отмечается и эффект очередности рождения: чем выше номер рождения ребенка, тем ниже его интеллект по сравнению с первенцем. Предложены самые разные интерпретации подобных эффектов. Рассмотрим их.

1. Физиологические гипотезы, например гипотеза «маточной  усталости», согласно которой при  повторных рождениях (а также  с возрастом матери) ухудшается  «качество» матки, плоду все тяжелее  усваивать необходимые питательные  элементы, что и приводит к  меньшей интеллектуальности позднерожденных  детей. Однако гипотеза «маточной  усталости» не увязывается с  большинством данных, полученных  разными исследователями. Она не  может объяснить замечаемых различий  в интеллектуальных показателях  между детьми с разными интервалами  рождения (так, согласно этой гипотезе, чем в более позднем возрасте  рожден ребенок, тем хуже должны  быть его интеллектуальные показатели, но этого не наблюдается в  случае, если интервал между рождением  этого ребенка и его старших  братьев и сестер велик). Невозможно  применить эту гипотезу в случае  с единственным ребенком в  семье, рожденным поздно. Противоречат  ей также данные, полученные на  близнецах. По этой гипотезе у  близнецов в силу их одновременного  внутриутробного развития интеллект  должен быть ниже, чем у одиночных детей, что, действительно, иногда наблюдается, особенно в раннем онтогенезе. Однако оказалось, что если близнец растет один (например, из-за ранней смерти второго близнеца), то его интеллект не отличается от интеллекта одиночно-рожденных. Следовательно, причина отставания — не в биологии пренатального периода, а в психологической ситуации постнатального развития.

2. Экономические гипотезы: первенец расходует большую часть  «воспитательных ресурсов» семьи, остальным детям заботы, времени  и денег родителей остается  — с каждым следующим номером  — все меньше и меньше. Как  и физиологические, экономические  гипотезы не помогают объяснить  известных различий между единственными  детьми в семье и первенцами, между живущими близнецами и  близнецами, потерявшими пару, а  также между детьми, рожденными  с разными временными промежутками  после предыдущих детей.

3. Генетические гипотезы: генетические факторы, безусловно, влияют на интеллектуальное развитие. Например, известно, что с возрастом  матери, а также отца может  повыситься вероятность мейотических  нарушений. Но вряд ли будет  верным предположение о том, что  существуют генетические различия  между детьми одних и тех  же родителей в зависимости  от очередности рождения. Поэтому  генетические гипотезы также  оказываются несостоятельными в  объяснении наблюдаемых различий  между детьми во всех указанных  выше случаях.

4. Психологические гипотезы. Первенцы получают больше родительского  внимания и больше взаимодействуют  с родителями, чем позднерожденные  дети, что и позволяет им быстрее развиваться интеллектуально [3; 1].

Взаимодействие с родителями стимулирует более быстрое речевое развитие, чем взаимодействие с детьми. Первенцы всегда больше взаимодействуют с родителями, даже когда появляются следующие дети. После этого первенцы начинают, по-видимому, играть роль посредников между родителями и младшими детьми, по-прежнему больше других контактируя с родителями. Братья и сестры, разделенные небольшим интервалом рождения, схожи по ситуации воспитания с близнецами, что и сказывается отрицательно на их интеллектуальном развитии: известно, что, если близнецы больше взаимодействуют друг с другом, чем с родителями или другими детьми, может возникнуть отставание в психическом развитии. Подобные объяснения эффекта очередности рождения считаются наиболее состоятельными.

Исходя из такого рода предположений, Р. Зайонц и X. Маркус предложили модель интеллектуального развития, согласно которой в каждой семье складывается специфическая интеллектуальная обстановка, элементом которой является индивидуальный опыт каждого члена семьи. Каждый член семьи влияет на всю семью целиком, а семья влияет на него. Из модели следует, что большего интеллектуального развития следует ожидать в малых семьях с большой разницей лет между сиблингами.

Модель интеллектуального развития выражается дифференциальным уравнением 1-й степени:

Mij(t)=Mij(t-1)+αt+λt,       (1)

где Mij(t) —уровень умственной зрелости, достигнутый в t лет i-м ребенком в семье из n членов, среди которых j детей. Сумма αt+λt выражает размер интеллектуального роста, накапливаемого ежегодно.

αt отражает рост, определяемый интеллектуальной средой семьи, а λt — ежегодный рост, определяемый особыми обстоятельствами развития последнего ребенка в семье.

Модель интеллектуального развития Р. Зайонца и X. Маркуса представляется нам наиболее разработанной концепцией, с позиций которой легко объясняются многие ранее замеченные явления: особое положение в интеллектуальном отношении единственных детей и последних детей в семье, близнецов, детей матерей-одиночек и др. [3; 1].

 

Заключение

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества.

Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Здравомыслова О., Арутюнян М. Российская семья на Европейском фоне. М., 2002. – 233 с.
  2. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Томск, 2001. – 522 с.
  3. Семейная психологическая консультация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psy-doctor.ru. - Загл. с экрана.
  4. Семейная педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libsid.ru. - Загл. с экрана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние внутрисемейных факторов на интеллектуальное развитие ребенка