Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:45, курсовая работа
Цель: изучение влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
Задачи:
- Проанализировать научную литературу по проблеме исследования влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
- Провести исследования по выявлению влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
- Проанализировать результаты исследований.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1.
Теоретические аспекты проблем влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников……………………………………………………………..6
1.1Проблемы влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников в научной литературе…………………………………………........6
2. Возрастные особенности младших школьников……………………..........12
Глава 2.
Организация экспериментального исследования влияния дидактических игр
на успеваемость младших школьников………………………………...............17
2.1.Организация и методика исследования…………………………………….17
2.2.Результаты экспериментальной работы……………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы ………………………………………………………….......24
Приложение………………………………………………………………………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Курсовая работа
Влияние дидактических игр на успеваемость младших школьников
Стерлитамак 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Теоретические аспекты проблем
влияния дидактических игр на
успеваемость младших школьников………………………………
1.1Проблемы влияния дидактических игр
на успеваемость младших школьников в
научной литературе…………………………………………....
Глава 2.
Организация экспериментального исследования влияния дидактических игр
на успеваемость младших школьников………………………………
2.1.Организация и методика
2.2.Результаты
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………….......
Приложение……………………………………………………
Введение
В последнее
время в педагогике, так же как
и во многих других областях науки,
происходит перестройка практики и
методов работы, в частности все
более широкое распространение
С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?
В первую очередь,
внедрение в практику игровых
методик напрямую связано с рядом
общих социокультурных
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки учебной (дидактической) игры учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с детьми. Часто среди учителей бытует мнение:”Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же мы будем учить с ними правила?”. Однако, нам кажется, что проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания школьников.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Тема: Влияние дидактических игр на успеваемость младших школьников.
Цель: изучение влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.
Предмет: дидактические игры и их влияние на успеваемость младших школьников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что дидактические игры имеют большое влияние на успеваемость младших школьников.
Задачи:
- Проанализировать научную литературу по проблеме исследования влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
- Провести исследования по выявлению влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников.
- Проанализировать результаты исследований.
Методы исследования: анализ литературы, беседа, тестирование, математическая обработка результатов, интерпретация результатов исследования.
База исследования: МБОУ СОШ №2 Альшеевского района с. Раевский, ученики 2 класса в количестве 20 человек.
Практическое значение: При исследовании влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников, нами было выявлено то, что дидактические игры имеют большое влияние на успеваемость школьников, при их использовании в образовательном процессе. Это исследование может представлять интерес для преподавателей начальных классов, с его помощью они смогут организовать более продуктивный образовательный процесс.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМ ВЛИЯНИЯ ДЕДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1Проблемы влияния дидактических игр на успеваемость младших школьников в научной литературе
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.
Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры [ 7 ].
Ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально - действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями [1].
Обобщенность
и сокращенность игровых
Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.
П.Я.Гальперин выделял
• этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях- заместителях;
• этап формирования того же действия в плане громкой речи;
• этап формирования собственно умственного действия [ 10].
Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий. Дж.Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности [11].
Игра имеет
значение и для формирования дружного
коллектива, и для формирования самостоятельности,
положительного отношения к труду,
для исправления некоторых
Мы рассмотрели игру как средство воспитания. Основными аспектами развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие:
1. В игре развивается
• возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов)
2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:
• ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.
3. Развивается произвольность
• разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
4. Развиваются умственные
• формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка [ 19].
Игра нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость.
Игра - один из тех
видов детской деятельности, которой
используется взрослыми в целях
воспитания дошкольников, младших школьников,
обучая их различным действиям с предметами, способам
и средствам общения. В игре ребёнок развивается
как личность, у него формируется те стороны
психики, от которых в последствии будут
зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношения с людьми
[21].
С.Л. Рубинштейн
писал: «Игра человека - порождение деятельности,
посредством которой человек преобразует
действительность и изменяет мир. Суть
человеческой игры - в способности, отображая,
преображать действительность. В игре
впервые формируется и проявляется потребность
ребенка воздействовать на мир - в этом
основное, центральное и самое общее значение
игры»[21].
В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей - философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.
Дидактическая
игра - это активная деятельность по
имитационному моделированию
Для дидактических
игр характерно наличие задачи учебного характера
- обучающей задачи. Ею руководствуется
взрослые, создавая ту или иную дидактическую
игру, но облекают её в занимательную для
детей форму.
Существенный признак дидактической игры
- устойчивая структура, которая отличает
её от всякой другой деятельности. Структурные
компоненты дидактической игры: игровой
замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило,
в названии игры. Игровые действия способствуют
познавательной активности учащихся,
дают им возможности проявить свои способности,
применить имеющиеся знания, умения и
навыки для достижения целей игры. Правила
помогают направлять игровой процесс.
Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения
между собой [24].
Информация о работе Влияние дидактических игр на успеваемость младших школьников