Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 57.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Показ приемов выполнения работы красками, цветными мелками и другими материалами.

 
       Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка.  Поэтому воспитатель должен с большими вниманием подойти к тематике работ. 
       Чаще всего в практике детских садов используются карандаши и краски. Каждый из материалов имеет свои достоинства, особенности и возможности, и воспитателям следует обдумать, какой из них надо предложить при выполнении того или иного рисунка, какой материал поможет добиться наибольшей выразительности образа.  
К карандашу и краске можно добавить многие другие материалы, такие, как угольный карандаш «Ретушь», черная и цветная тушь, цветные мелки, пастель.  
        Преимущество краски заключается в том, что после нескольких смелых мазков на бумаге сразу возникает яркое цветовое пятно, радующее ребенка. А затем уже добавляются нужные  детали.  Часто можно видеть рисунки, где кончиком кисти нарисован только слабый, невыразительный контур предмета, без его наполнения краской. Линии дрожащие, рвущиеся. По ним видно, как трудно было ребенку провести кончиком кисти контур большого дома или ствола дерева. В этом случае в рисунки, выполненные красками, механически перенесена техника рисования карандашом. Возможности краски как художественного материала не учитываются. И наоборот, в карандашных рисунках предлагается заштриховать большие поверхности. Детям это редко удается. Длинный штрих прерывается, меняя направление. Ребенок ставит карандаш вертикально и, с усилием нажимая на него, проводит длинные толстые линии, вместо того чтобы, не отрывая карандаш от бумаги, заштриховать ее поверхность легкими и ровными движениями. Здесь также не учтены особенности и возможности материала.  
В некоторых рисунках могут совмещаться различные материалы. Смешанная техника в последнее время широко применяется в искусстве.  
       В детском саду также можно применять различные материалы. 
Карандаш простой. Для рисования применяют графитовый карандаш, преимущественно граненой формы, среднее мягкости – М и 2М. Острием графита рисуют тонкие линии и штрихи, а его боковой частью проводят более толстые линии и выполняют тушевку. Готовя карандаш к работе, острым ножом стачивают деревянную оправу на 25-30 мм и обнажают графит на 8-10 мм, заостряя его конец, чтобы он покалывал как иголочка. 
 
         В процессе работы карандаш держат за середину оправы и время от времени повертывают в руке, чтобы рисовать острой частью графита. Притупившийся графит вновь заостряют ножом или наждачной бумагой. 
Правильная заточка и длинная оправа позволяют на разных этапах работы держать карандаш то тремя пальцами, то всей кистью руки, чтобы извлечь все заложенные в нем изобразительные возможности. 
         Карандаш цветной. Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. При сильном нажиме стержни сильно крошатся и ломаются, жирный, блестящий след их прочно соединяется с бумагой, поэтому плохо удаляется резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом. Следовательно, деревянную оправу цветных карандашей надо считывать на меньшую длину, чем у простых, и слабо нажимать на оправу.  Химический карандаш в рисовании не применяется, так как он дает бледные серые линии, которые плохо исправляются резинкой и изменяют свой цвет. 
         Уголь. Уголь для рисования представляет собой круглый стерженек длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Этот мягкий, ломкий, крошащийся материал плохо соединяется с бумагой, осыпается. Однако уголь дает глубокий матово-черный след, хорошо видимый на расстоянии. Он легко смахивается сухой тряпкой и стирается резинкой. Им можно рисовать разнообразные линии, выполнять любую штриховку и тушевку как концом, так и плашмя. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль, - обойной, газетной, оберточной и рисовальной. 
         Мел. Применяется для рисования на классной доске, позволяет выполнять линейные рисунки, а также  штриховку и тушевку. Для стирания нужно иметь две тряпки – сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушевку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места и начисто стирают рисунок с доски. 
Существенные затруднения могут возникнуть при выполнении мелового изображения из-за его негативности: все темное в натуре становится в рисунке белым, а светлое – темным. Преодолеть помеху в некоторой степени помогает цветной мел. 
        Пастель – толстые стерженьки разного цвета в бумажной облатке, напоминающие цветные мелки. Пастелью работают на шероховатой бумаге как цветными карандашами, нанося штрихи и полосы, которые можно растушевать пальцем или растушкой – бумажной или замшевой палочкой. Дает матовый, слегка блеклый, красочный слой. Как и уголь, пастель плохо соединяется с бумагой и осыпается. 
         Акварель – самая распространенная водяная краска; приготовляетя из тончайшего красочного порошка, частицы которого связываются клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся в воде. Для работы краску обильно смачивают водой и, когда она размягчится, концом чистой кисти переносят на палитру или на пробный лист бумаги с отогнутыми краями. Здесь к красочной массе добавляют нужное количество чистой воды и тщательно перемешивают для получения однородной смеси определенной густоты и цвета. Жидкую красочную смесь обычно готовят для окраски больших фигур и светлых частей предмета, а густую – при завершении работы для обводки, усиления цвета и изображения затененных частей предмета.  Говоря о густоте краски, следует, однако, подчеркнуть основное свойство акварели – ее прозрачность. Светоносная поверхность белой бумаги пронизывает своими отраженными лучами тонкий красочный слой и насыщает его светом и трепетом. Густой красочный слой, закрывая путь световым лучам к бумаге, выглядит глухим, мрачноватым. Злоупотребление густыми красками приводит к появлению серости и цветового однообразия. В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета: черный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и коричневый. 
         Гуашь. В отличие от акварели содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают ее плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и по высыхании светлеет. В силу кроющей способности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Она незаменима для работы в  сфере изобразительной деятельности детей. 
         Кисть. По форме волоса кисти делят на плоские и круглые, по сорту – на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по размеру – на тонкие, средние и толстые. Для изучения техники акварели нужна круглая мягкая колонковая или беличья средних размеров кисть (№ 11-14). Ее гибкий волос образует коническую форму с острым концом. Такой кистью можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и изображать маленькие детали концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную подставку или на край стола, чтобы не загрязнить рабочее место. Категорически запрещается оставлять кисть в банке с водой, где волос загибается и расходится в разные стороны, теряя коническую форму. По окончании работы кисть следует тщательно вымыть, волос отжать и пригладить пальцами, чтобы придать ему заостренную коническую форму. 
         Палитра. Палитра – это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на рисунок. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттенки цвета. На палитре краски располагают  в небольших углублениях, а смешивают их на большей ее части, ровной и гладкой. По краям возвышается невысокий бортик, препятствующий стеканию красок. Некоторые палитры имеют овальное отверстие для надевания на большой палец левой руки. После работы палитра очищается от красок губкой или тряпкой, смоченной водой. У акварельных красок, расфасованных  в железные коробки, крышка имеет углубления для красок и их смешивания и поэтому используется в качестве палитры.  Палитру часто заменяют листом белой бумаги такого же сорта, как и для рисунка. Края листа и уголки загибают внутрь, что превращает палитру в своеобразную ванночку, удобную для работы краской.  
         В младшей группе необходимо учить детей элементарным приемам пользования карандашом и кистью. Трехлетнего ребенка вначале не смущает неумение держать карандаш, кисть и рисовать ими. Но постепенно он начинает осознавать свои возможности и на предложение воспитателя нарисовать что-либо, отвечает: «Я не умею». Поэтому встает задача не только научить ребенка правильно держать карандаш, кисть, но и научить элементарным способам изображения.  Вот почему необходимо учить детей проводить вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии. Пользуясь этими приемами, дети в дальнейшем могут передавать несложные формы предметов. Кроме того, дети учатся различать форму некоторых предметов, пространственные отношения (верх, низ, левая и правая стороны листа) и цвета.  
         Задача первых занятий — проведение прямых линий (вертикальных и горизонтальных).  Так как сначала важно, чтобы дети умели выдерживать направление, то на этих занятиях удобнее применять карандаш.  
Впоследствии задание усложняется тем, что линия приобретает ширину и становится полосой. Здесь удобнее применение кисти и краски.  
Программой предусмотрено чередование работ по заданию с рисованием по собственному замыслу детей. Благодаря этому дети, рисуя по собственному замыслу, не только закрепляют полученные навыки, но и применяют их для изображения предметов, которых они прежде не рисовали. В рисовании по собственному замыслу у детей воспитывается самостоятельность, проявляется творчество.  Овладение детьми каким-либо навыком требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Подбирая темы для этих упражнений, надо дать несколько вариантов одного и того же приема, связывая его с разнообразными детскими впечатлениями и широко использовать  игровые приемы. Опыт показал, что техника работы кистью и краской легче, чем карандашом. Дети скорее ее усваивают, и рисунки при этом получаются выразительнее, чем при рисовании карандашом. Когда воспитатель убеждается, что дети легко и ритмично проводят вертикальные линии карандашом и красками и даже по собственному желанию присоединяют к этим линиям другие, создавая изображение различных предметов, можно научить детей проводить горизонтальные линии. Вначале детей затрудняет движение руки не к себе, а слева направо.  
         Дети на пятом году жизни любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их.  Работая с детьми, надо опираться на умения и знания, полученные ими в предшествующем году. Если при рассматривании предметов с трехлетними детьми педагоги выделяли два-три признака — мяч круглый, красный, ленточки синие, длинные и короткие, то внимание детей четырех лет можно привлечь к большему количеству признаков. Это повышает интерес к рассматриванию, образ предмета становится ярче, полнее. Слова, которыми воспитатель описывает признаки предмета, запоминаются и постепенно входят в активный словарь детей.  Изображение различных признаков предметов в рисунке доставляет детям эстетическую радость; рисунок становится все более интересным и красочным. А это укрепляет веру детей в свои силы и вызывает желание рисовать, цвет в рисунках обогащается. Приемы работы могут быть усложнены. К четырем годам координация движений рук у детей становится лучше, точнее, движения свободнее. На основе умений детей рисовать замкнутые линии можно предложить им изображать предметы: грибы, игрушечного мишку и др.  
Знакомые приемы рисования мазков и точек обогащают предметные и сюжетные рисунки, придавая им сочность, узорность, жизнерадостность.  
         Тематический рисунок, в котором требуется изображение двух-трех (иногда и более предметов), занимает большее место, чем в работе с детьми трех лет. Рисуя по собственному замыслу, дети порой гораздо богаче развивают содержание темы, чем предполагал воспитатель. Они изображают предметы довольно сложные по конструкции.  
Не нужно требовать от детей передачи пространственных, глубинных изображений. Дети по-прежнему рисуют в одном плане. Но в некоторых рисунках содержание вызывает необходимость расширить полосу земли, пола или поверхности моря; логично смотрит как бы сверху вниз. Это не означает появлении перспективы в детском рисунке. Он по-прежнему рисует не так как видит, а так, как представляет; его не связывает единая точка зрения на все, что вошло в рисунок. Часть предметов может быть изображена сбоку или спереди, другие как бы видимыми сверху (в плане).  
Для детей пяти лет характерно интенсивное развитие памяти, внимания, наблюдательности, острый интерес к тому, что их окружает. Возрастают их возможности в изображении окружающего.  
Человек, животные, птицы, растения, транспорт, строения — вот основные предметы, преобладающие в детских рисунках.  
Опираясь на навыки, полученные в предыдущих группах, дети пяти лет могут научиться изображать знакомые им предметы различной формы, относительно сохраняя соотношения размеров их частей, передавая в рисунке некоторые характерные детали. Шире по тематике и богаче по изобразительным средствам становятся сюжетные рисунки.  
Встает задача — учить детей расположению предметов в рисунке соответственно задуманному содержанию так, чтобы изображение было не только понятным, но и выразительным.  Ребенку надо подумать, что в рисунке будет главным и как это показать, как организовать поверхность листа, как разместить цветовые пятна. Помочь в этом необходимо воспитателю. Обучая детей расположению деталей рисунка, воспитатель не должен забывать, что изображение целого явления представляется каждому ребенку по-разному. В сюжетных рисунках каждый решает задачу по-своему, и это надо поддерживать и развивать.  
Совершенствуя навыки изображения предмета, дети получают возможность шире отражать явления окружающего. Их сюжетные рисунки, включая и рисунки по собственному замыслу, становятся полнее по содержанию, интереснее.  
         Какие же предметы и явления следует отобрать для обучения детей в старшей группе? Какова степень сложности воспроизведения предметов в детских рисунках?  
         Чтобы правильно ответить на эти вопросы, надо ясно понимать, что относится к программе, а что представляет собой только тематику рисунков к ней. Программа — государственный документ, обязательный для выполнения каждым воспитателем. Программными навыками ребенок может овладеть, различные темы. Выбирает содержание воспитатель от преобладающих интересов и художественного уровня детей его группы, запаса детских наблюдений жизни, от изобразительных и технических возможностей.  Темой может служить все, что окружает детей, питает их впечатления, наполняет интересом их детскую жизнь. Но степень сложности изображения определяется программными требованиями. Дома, деревья и некоторые игрушки уже были включены для предыдущих групп. Эти же предметы рисуют в старшей группе, но степень сложности их изображения выше. Например, вместо игрушечного домика дети рисуют большие дома, те, которые они видят. Уточняется форма, увеличивается количество признаков и деталей. Вполне доступным является изображение птиц, животных, кукол и человека.  
          Попытки учить детей рисовать человека, животных, птиц привели многих воспитателей к неудачам. Отсюда делался вывод, что программа трудна. Но если исключить из нее все трудное, что же останется от изображения окружающей жизни, поможет стремлению детей отразить в рисунках живые впечатления? Нужно сказать, что можно требовать от детей и что соответственно их возрасту, степени познания окружающего мира и развитию чувств ищут в своих рисунках, важно предоставить свободу инициативе детей.  
Воспитателя часто огорчает то, что в рисунке ребенка предмет будет упрощенным, схематичным, непропорциональным. Между тем детям 5—7 лет предъявлять требования полного подобия в рисунке преждевременно. В детском обобщении и упрощении рисунка заложен глубокий смысл: отбрасывая многие детали, дети выясняют для себя главные, типичные признаки и свойства предмета. Поэтому в ряде случаев уместнее применение народных игрушек как предметов для рисования. Сделано художественное обобщение. В изображении исчезли лишние детали, осталось только самое главное, характерное для данного предмета, то, без чего его было бы его узнать.  
         Предметы, которые могли бы служить натурой, можно сгруппировать их примерно так: человек; строения; четвероногие; транспорт; пернатые; растения, рыбы. В каждую такую группу включено несколько предметов различных очертаний и разной степени сложности. Это дает возможность, сохраняя основные признаки данной группы каждый раз придавать изображению новый смысл, новые подробности включать в различные сюжетные рисунки, обогащая их содержание. Нельзя дать стандартного изображения, годного на все случаи. Надо постепенно подводить детей к тому, чтобы они сами, пользуясь усвоенными знаниями, смог ли бы по-новому изобразить тот или иной предмет, передать движение, позу, по-разному одеть человеческую фигуру и т. д.  
         Конечно, дети должны быть ознакомлены с разными способами применения кисти. Можно использовать и новые материалы. Акварель дает большую гамму ярких и сочных цветов. Если прибавить белой гуаши, цвета высветляются, получаются оттенки голубого, розового, серого и краска становится непрозрачной, что позволяет детям накладывать один тон на другой. Работать акварелью можно начать со старшей группы. Используется и черная тушь. Не разбавленная, она дает черного цвета, а при разбавлении водой дает оттенки и тона. Рисуя тушью, дети сначала исполняют силуэтные рисунки предметов. В силуэтном рисовании внимание детей сосредоточено на рисунке пятна (силуэта), тщательно выполняют его, добиваясь большей точности в передаче формы предмета. В следующих случаях дети разбавляют тушь водой и используют ее во всех оттенках от черного до почти белого. Что касается приемов изображения предметов, то они разнообразны и подчинены особенностям их конструкции и форм. В результате обучения у детей появляется умение использовать в работе различные материалы, а это дает возможность добиться выразительности задуманного, принесет в конце работы эстетическое удовлетворение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Значение художественного слова  на занятиях по        изобразительному искусству.

 
      Перед педагогом, знакомящим детей с изобразительным искусством стоит задача развития у детей чувства прекрасного, формирования высокого эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Работа по эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности, экскурсии и беседы, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественной литературе, а также организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребенок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение.      По результатам исследования детского творчества, проведенным В.И.Лейбсон, было отмечено, что произведения, имеющие фабулу, описания героев, развитие действий, воспринимаются дошкольниками более живо, т.к. ребенок может поставить себя на место центрального образа, но тем не менее красивые лиричные стихи о природе помогают оживить рассматривание картин знаменитых мастеров, известных художников-иллюстраторов. 
        Для того чтобы стихотворение о природе привлекло детей, необходимо использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Ритмичность звукоподражание, мелодичность делает стихотворение привлекательным, образным, пробуждает воспоминания о звуках леса. Звук пробуждает цвет, запах и т.д. Потешки, поговорки, пестушки, загадки также обладают привлекательной для детей ритмичностью и образностью, что делает впечатление ребенка ярким, динамичным и способным  сподвигнуть  ребенка к желанию выплеснуть эту яркость в своей работе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

        Актуальность темы "Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста" обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности характеризуется однообразием, и обусловлено снижением интереса со стороны педагогов современных дошкольных образовательных учреждений. В теоретической части исследования рассматривалось понятие техники в узком и широком смысле из разных словарей, изучалась проблема использования разнообразных изобразительных техник в психолого-педагогческой литературе, был дан перечень и характеристика нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста разных авторов, которые занимались данным вопросом. а также в теоретическом исследовании мы определили причины актуальности выбранной темы. Анализ литературы позволил сделать выводы о том, что изобразительная техника является основой для развития детской изобразительной деятельности. Педагоги в современных дошкольных образовательных учреждениях больше склоняются к применению традиционных техник. Большое разнообразие изобразительных техник дает возможность их применения во всех видах изобразительной деятельности дошкольников. Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагоги должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, а это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Список литературы. 
 
1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений .-М.: Издательский центр «Академия», 1997 г. 
2. Донин А. Введение в искусствознание. - Н. Новгород, 1998. 
3. «Дошкольное воспитание» №44 – 2003 г. 
4. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.,1971г. 
5.Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М., 1983. 
6.Косминская В.Б. и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду"М., «Просвещение», 1977 г. 
7.Комарова Т.С., Саккулина Н.Т. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования» М. «Просвещение» - 1979 г. 
8.Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. - М., «Просвещение», 1972. 
9.Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е,    испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. - М., «Просвещение», 1972. - 86 с. 
10.Перафеева С.В. «Обучение детей рисованию» М. «Просвещение» - 1972 г. 
11. Соломенникова О.А. «Радость творчества» М. «Мозаика-синтез» - 2005г.

12. Саккулина Н.Т. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования» М. «Просвещение» - 1979 г.

 

 


Информация о работе Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника