Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования подвижных игр с правилами для формирования воли детей 5-6 лет.
Объект исследования – подвижные игры правилами детей 5-6 лет.
Предмет исследования – влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.
Гипотеза – если использовать подвижные игры с правилами, то формирование воли у детей 5-6 лет будет происходить более интенсивно.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ………………………………………………..……………………7
1.1 Теоретические подходы к проблеме формирования воли у детей 5-6 лет………………………………………………………………………………...7
1.2 Сущность понятий воли и особенности её формирования у детей 5-6 лет.…………………………………………….……………………………….….16
1.3 Роль подвижных игр с правилами в формировании волевых качеств дошкольников. ………………………..…………………………………18
1.4 Условия, обеспечивающие формирование воли в проведении подвижных игр с правилами у детей 5-6 лет…………………………………………….……………………………………...21
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……….………………….27
2.1 Организация и методика исследования.……………………………………..27
2.2 Анализ полученных результатов исследования …………………….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет ______________________________
Кафедра ______________________________
Дата регистрации работы в деканате _______________________
Дата регистрации работы на кафедре __________________________
Отметка о допуске
к защите ______________________________
Оценка за защиту ______________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине_________________
Тема: ______________________________
Исполнитель:
______________________________
студент (факультет, курс, группа)
______________________________
фамилия, имя, отчество
Руководитель:
______________________________
ученое звание, ученая степень, должность,
______________________________
фамилия, имя, отчество
Барановичи 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕЦЕНЗИЯ
на курсовую работу
(регистрационный №_______)
студента
(Ф. И. О.)
Факультет
Курс
Дисциплина
Рецензент
(Ф. И. О.)
Дата получения работы для рецензирования _______________________
Дата возвращения работы после рецензирования ___________________
Оценка (отметка
о допуске) ______________________________
Подпись преподавателя-рецензента ______________________________
Текст рецензии ______________________________
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 35 страниц, 20 источников, 3 приложений.
Тема: Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.
Цель данной курсовой работы – выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования подвижных игр с правилами для формирования воли детей 5-6 лет.
Объект исследования – подвижные игры с правилами детей 5-6 лет.
Предмет исследования – влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические подходы к анализу проведения формирования воли детей 5-6 лет.
2. Раскрыть сущность понятия
"воли", её содержательные
3. Рассмотреть потенциальные возможности подвижной игры с правилами на формирования воли детей 5-6 лет.
4. Разработать и апробировать систему игр и игровых приёмов в целях формирования воли детей 5-6 лет.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ
психолого-педагогической
2. Эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент.
3. Математические – определение
количественных и качественных
показателей эффективности
Этапы исследования:
1. Изучение психолого-
2. Проведение эмпирического исследования (октябрь-ноябрь 2011года).
3. Обработка и оформление собранного фактического материала в форме курсовой работы (декабрь 2011 года).
В ходе работы проведено исследование, которое подтвердило, что если использовать подвижные игры с правилами, то формирование воли у детей 5-6 лет будет происходить более интенсивно.
Наработанный теоретический и практический материал курсовой работы может быть использован студентами педагогических ВУЗов на производственной и педагогической практике, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
(Подпись студента)____________
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ………………………………………………..…
1.1 Теоретические подходы к проблеме
формирования воли у детей 5-6 лет………………………………………………………………………
1.2 Сущность понятий воли и особенности
её формирования у детей 5-6 лет.…………………………………………….……………………
1.3 Роль подвижных игр с правилами в формировании волевых качеств дошкольников. ………………………..…………………………………18
1.4 Условия, обеспечивающие формирование
воли в проведении подвижных игр с правилами
у детей 5-6 лет…………………………………………….………………………
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……….………………….27
2.1 Организация и методика исследования.……………………………………..
2.2 Анализ полученных результатов исследования …………………….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем. По этому представляется целесообразным рассмотреть основные волевые качества личности и пути их формирования посредством подвижных игр с правилами.
Основой системы физического воспитания в дошкольных учреждениях остается двигательный режим как совокупность разных способов и организаций форм работы с детьми. Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость), формированию культуры здоровья.
Очень эффективной формой работы и важным средством физического воспитания в жизни шестилетних детей являются подвижные игры с правилами. Они возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией. Их изучению были посвящены работы А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Ф. И. Фрадкиной.
Выготский Л. С. видел в подвижных играх с правилами неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую "зону ближайшего развития".
Подвижные игры достаточно
важны для всестороннего
Значения подвижной игры для гармоничного развития детей, проблемы внедрения ее в практику работы дошкольных учреждений изучают психологи и педагоги. Основоположник теории физического воспитания П.Ф. Лесгафт - уделял важное значение подвижным играм с правилами - как средству развития воли само организованности, дисциплинированности у детей. Психологи и педагоги Хухлаева, Денисенко, Шишкина, Вавилова, Колесникова, Лейкина, Тимофеева, Потехина обосновали, раскрыли, экспериментально проверили значение подвижных игр с правилами для полноценного развития и довели влияние подвижных игр на развитие у детей основных движений , а также двигательных и волевых качеств. Таким образом, подвижные игры с правилами являются важным средством физического воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальные проблемы, а именно проблемы воспитания волевых качеств у детей в современных дошкольных учреждениях предопределяет выбор темы "Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет".
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность дошкольника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности, а также развития воли и волевых качеств. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических методик.
Цель данной курсовой работы – выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования подвижных игр с правилами для формирования воли детей 5-6 лет.
Объект исследования – подвижные игры правилами детей 5-6 лет.
Предмет исследования – влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.
Гипотеза – если использовать подвижные игры с правилами, то формирование воли у детей 5-6 лет будет происходить более интенсивно.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические подходы к анализу проведения формирования воли детей 5-6 лет.
2. Раскрыть сущность понятия "воли", её содержательные характеристики.
3. Рассмотреть потенциальные возможности подвижной игры с правилами на формирования воли детей 5-6 лет.
4. Разработать и апробировать систему игр и игровых приёмов в целях формирования воли детей 5-6 лет.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ
психолого-педагогической
2. Эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент.
3. Математические – определение
количественных и качественных
показателей эффективности
Этапы исследования:
1. Изучение психолого-
2. Проведение эмпирического исследования (октябрь-ноябрь 2011года).
3. Обработка и оформление собранного фактического материала в форме курсовой работы (декабрь 2011 года).
.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет
Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами, а также с волевыми действиями.
Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действия относятся те, при которых ребенок без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:
1)осознание цели и стремление достичь ее;
2)осознание ряда возможностей достижения цели;
3)появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
4)борьба мотивов и выбор;
5)принятие одной из возможностей в качестве решения;
6)осуществление принятого решения;
7)преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
Воля является важной характеристикой еще и потому, что она нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Воля, с точки зрения возрастной психологии проявляется как уверенность ребенка в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам субъект деятельности считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
“Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела”.
Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций “трудного мира” и сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе такие волевые качества как: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.
Однако необходимо отметить, что могут возникать ситуации, когда воля и волевые качества могут у ребенка не сформироваться. Такая ситуация складывается при наличии определенных условий, таких как неблагоприятные условия жизни и воспитания в детстве:
Информация о работе Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет