Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:38, доклад
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.
Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.
Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. И главная задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Рассмотрим подробнее влияние игр с прищепками на развитие ребенка. Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления.
Знакомя ребенка с прищепками, показываем и рассказываем, где их используют в быту, показываем, как прищепка умеет раскрывать и закрывать "ротик", даём ребёнку самостоятельно помочь прищепке раскрыть и закрыть "ротик", если малышу трудно, помогите ему и подскажите, что пальчики надо сжимать сильнее. Затем предлагаем малышу поиграть с прищепками. Для начала можно поиграть в простые игры, то есть …
Коробочки.
Приготовить 4 картонные коробочки, на дно приклеить кружки красного, жёлтого, зелёного и синего цвета. Подготовить прищепки таких же цветов. Попросит малыша рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.
Гномики.
Берём те же 4 коробочки, в них взрослый складывает прищепки соответствующих цветов.
Жили весёлые гномики. Каждый в своём домике.
Затем взрослый высыпает из коробочек все прищепки и перемешивает их со словами:
Пошли гулять гномики И перепутали домики.
Вы им скорей помогите, В домики их проводите.
Задача детей прикрепить прищепки к краям коробок, соотнося их по цвету.
Разноцветный заборчик.
Из картона вырезать небольшие прямоугольники 4 основных цветов - красный, жёлтый, зелёный и синий. Подготовить прищепки таких же цветов.
Попросить малыша построить забор - к красному картону прикрепить красные прищепки, к жёлтому - жёлтые и т.д.
Далее можно усложнить задание и попросить малыша построить разноцветный забор, чередуя прищепки двух цветов.
Так же, можно проделать более сложную работу, то есть крепить прищепки на фигуры, для построения определенного объекта, например: солнышко, морковка, туча, и т.д.
Давайте рассмотрим сказку, для показа которой используются прищепки:
- Однажды летом Тима вышел на улицу. Было так хорошо, красиво, тепло. Что же он увидел перед собой? Травку.
Берем полоску картона и прикрепляем к ней зеленые прищепки.
- Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики остренькие (предложите потрогать прищепки). Какого цвета? Зеленого.
- Подняв голову вверх, мы увидели солнышко. Оно какое? Яркое, желтое, теплое.
Прикрепляем к желтому кругу «лучики».
- Справа от солнышка плыло
белое облачко. Мы поли гулять
во двор. А во дворе у нас
росла репка большая-
Прикрепляем к репке ботву.
- Пора нам вытягивать репку. Тянем – никак не вытянем. Кого позовем на помощь? Собачку, кошку, ежика.
Собачке и кошечке можно прикрепить лапки или хвост, ежику колючки. Считаем, сколько животных у нас тянут репку. Кто первым тянет, кто последним. Вытянули репку.
- Помыли репку и решили ее съесть. Только как нам правильно ее разделить?
Считаем, сколько у нас животных, делим круг на 4 части, говорим о том, что каждый получит одинаковое количество – одну четвертую.
- Идут наши друзья дальше – над цветами порхают бабочки (на овал крепим «крылышки»). Сколько же цветов на нашей полянке? Три. А сколько бабочек? Всем ли бабочкам хватит цветочков? Сажаем каждую на цветок. Давай посмотрим, есть ли у нас одинаковые бабочки (делаем две бабочки с красными крылышками, а третью с желтыми).
- Вот на небе появилась тучка. Где она: справа или слева от солнышка? Правильно, справа.
Крепим к синему овалу «капли» дождя.
- Что же делать нашим друзьям? Им нужно спрятаться от дождя. Вот впереди две елочки: большая и маленькая. Бабочки сядут на маленькую елочку (предложите ребенку самому посадить их), животные спрячутся под большой.
Каждый раз четко проговаривайте предлоги: на, под, возле и т.д.
- Дождик закончился (убираем тучку). Наши бабочки опять вылетели полетать.
Разложите бабочек на полу или листе бумаги. Спросите ребенка: какая из них выше всех летит, какая ниже всех.
- Тут на полянку выбежали
зайчики. Почему же они грустные?
Они не могут поделить морковки
(прикрепляем «ботву» к
Делим морковки.
- Зайчики решили поводить хоровод и бабочками. Давай их расставим.
Чередуем зачик-бабочка-зайчик-бабочка.
Информация о работе Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей