Влияние семьи на формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: изучение влияния семьи на развитие личности.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
. Дать характеристику понятия и функций семьи.
. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.
. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.
Гипотеза заключается в том, что семья играет огромную роль в формировании личности ребенка.

Содержание

Введение ______________________________________________2-4
1. Влияние семьи на формирование личности ребенка
1.1 Определение и функции семьи____________________ 5-8
1.2 Семья как фактор воспитания личности ребенка ____9-14
1.3 Типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка_______________________________ 15-21
2. Констатирующий эксперимент
2.1 Организация исследования ____________________________22-26
2.2 Анализ результатов исследования___________________ 26-33
2.3 Методические рекомендации ________________________34-37
Заключение __________________________________________________38-39
Список используемой литературы _______________________40-41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по дошкольной.docx

— 209.37 Кб (Скачать файл)

Таким образом, приведенные результаты констатирующего эксперимента подтвердили наши предположения о влиянии семейного воспитания на всестороннее развитие и формирование личности детей старшего дошкольного возраста.

 

2.3 Методические рекомендации

 

Итак, мы увидели, какое большое значение для развития личности ребенка имеет отношение к нему его близких. Та семья, которая проявляет искренний интерес к своему ребенку, принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы будет формировать в целом гармоничную личность. Последствиями дисгармонии внутрисемейных отношений являются:

-занижение самооценки;

-неуверенность в себе и замкнутость;

-повышенная тревожность;

-затруднения в коммуникативной деятельности;

-раздражительность;

-склонность к агрессии как средству защиты;

-низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления учебной деятельности;

-а также склонность к асоциальному поведению.

Ребёнку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. От того, как родители подходят к выполнению своих родительских обязанностей, зависит психологическое и эмоциональное благополучие детей. Часто эмоциональное состояние и поведение ребенка зависит всецело от поведения взрослого. Через поступки родителей дети понимают их любовь.

И, чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции.

Для этого необходима разработка системы психолого-коррекционной работы, которая будет направлена на оптимизацию и создание условий для полноценного развития детей в семье, на организацию непосредственно занятий с ними, а также консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста и их семьям.

На основании анализа с родителями с проблемами в детско-родительских взаимоотношениях, необходимо проводить психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактике проблемных ситуаций. Родителям на индивидуальных консультациях по результатам диагностики сообщают о выявленных проблемах в семье и развитии ребенка. В целях просвещения проводятся родительские собрания, семинары, консультации:

1. Консультации  с целью сообщения родителям  о выявленных проблемах в семье.

2. Родительские собрания: «Наследственность и воспитание - что влиятельнее», «Профилактика эмоциональных нарушений у детей».

3. Семинары: «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?», «Умеем ли мы общаться?»

4. Консультация: «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и другие.

Анализ результатов взаимоотношений в семье показывает, что в психологической коррекции нуждаются как дети, так и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Родителей детей следует привлекать к участию в конкурсах, развлечениях, КВНах, праздниках. Общие темы разговоров, общие игры, книги, стихи, загадки и т.д. улучшают микроклимат в семье.

Родители могут занять активную позицию в сотрудничестве с педагогами и школьниками, участвуя в работе кружков, клубов, в проведении экскурсий, коллективных творческих дел, организации студий, различных творческих объединений, интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, устных журналов, праздников, пресс-конференций, диспутов, сюжетно-ролевых игр, аукционов путешествий и т.д. Такая совместная работа родителей и детей помогает устранять межличностные проблемы, развивать позитивное взаимодействие.

Оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия родителей с детьми являются занятия в форме психологического тренинга. В таких группах:

-устанавливается взаимное доверие во взаимоотношениях между взрослыми (педагогом, родителями) и детьми;

-соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям и детям;

-каждый ребенок и взрослый принимаются такими, какие они есть, признаются их ценность, значимость, уникальность;

-занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации совместно с родителями;

-у детей на занятиях создается чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

Из числа семей с серьезными проблемами детско-родительских взаимоотношений и нуждающихся в психологической помощи, создаются развивающие-коррекционные группы.

Общие рекомендации по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей:

1. Эмоциональное выражение чувств. Для ребенка очень важна атмосфера, которая создается в семье. «Холодный» родитель не сможет показать ребенку всю красоту окружающего мира, всю гамму чувств и эмоций в человеческих отношениях, и, следовательно, научить любви. Ребенок в точности копирует «маски» своих родителей, степень их искренности и доверительности в отношениях.

2. Прикосновение. Любому ребенку необходима ласка. Достаточно пожелать доброе утро, обнять, чтобы ребенок весь день чувствовал вашу поддержку.

3. Слова поощрения. Мы редко хвалим ребенка, замечая только их ошибки. Очень важна своевременная похвала, одобрение, поддержка. Но необходимо помнить, что нельзя хватить не по делу: иначе он научиться обманывать - ведь в глубине души он чувствует, что его хвалят не по заслугам.

4. Забота и помощь. Это может быть помощь в подготовке школьных предметов, проведения праздников. Но помогать ребенку - это не значит делать за него, а делать вместе, передавая ему все больше и больше инициативы, приучая к ответственности. Пользы от такого совместного творчества будет намного больше, чем от постоянной опеки.

5. Время. Некоторые родители переживают, что проводят слишком мало времени в силу различных обстоятельств. Однако, важное значение имеет то, КАК именно вы его проводите. Пусть хотя бы на несколько минут интересы ребенка станут вашими.

6. Совместная деятельность. Ребенок всегда с радостью принимает участие в мероприятиях, проводимых семьей. Можно поручить ребенку часть работы, которая ему по силам, включая в «круг взрослых» обязанностей, подчеркивая важность его труда для общего дела.

Таким образом, анализирую роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека; она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь.

 

Заключение

 

Завершая работу, выделим основное.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решающее влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Ни с чем несравнимо ее влияние на развитие ребенка. Семья не только дарит человеку жизнь, но это и то место, где человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова.

Влияние семьи на развитие личности разнообразно в зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи. Именно семья, прежде всего, призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции.

Чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать, как это делать. Для этого проводятся различные психодиагностические исследования, используются различные методики, опросы, анализ детского рисунка, на основе которых эти отношения корректируются. Поэтому, в целях подтверждения заявленной гипотезы, был проведен констатирующий эксперимент.

Для диагностики детско-родительских отношений использовались методики: опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина, «Рисунок семьи» для выявления особенностей внутрисемейных отношений, которые и позволили выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка младшего школьного возраста с родителями.

Изучение по методике «Рисунок семьи» выявило, что дети из большинства обследованных семей, наряду с благоприятной ситуацией, проявляют тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации связанную с взаимоотношениями в семье, конфликтность, а иногда и враждебность.

С целью выявления в этих семьях детско-родительских взаимоотношений был проведен тест-опрос по А.Я. Варга и В.В. Столина, который показал, что многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, прослеживается недостаточное применение сотрудничества, признание прав ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволил сделать вывод и о том, что в психологической коррекции нуждаются как дети, так и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с. С. 49-51.

2. Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-180.

3. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 507 с.

5. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2006. - 176 с.

6. Жигинас Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. - Томск: ТГПУ, 2008. - 274 с.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.

8. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.

9. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. - Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2009. - 103 с.

10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 232 с.С. 30.

11. Мальтиникова Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. - Челябинск. - 2009. - С. 122-125.

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - М.: Владос-пресс, 2006. - 384 с.

13. Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. - М. Владос, 2009. - 358 с.

14. Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.

15. Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 128 с.

16. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

17. Схемы и таблицы по психологии и педагогике (учебно-методическое пособие) / Сост. И.Н. Афонина, Л.С. Барсукова, Т.Н. Соколова. - М.: Дошкольное образование, 2010. - 130 с. С. 86-88.

18. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. - М.:Владос-пресс, 2007. - 224 с.

19. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог.наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - 30 с.

20. Шевцова С.В. Психология семьи как предмет научного анализа / С.В. Шевцова // Инновации в образовании. - 2004. - №4 - С. 79-82.

 

 


Информация о работе Влияние семьи на формирование личности ребенка