Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 08:23, курсовая работа
Семья является особой социальной средой, в которой действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей.
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………. 5 1.1 Формирование и развитие личности ребенка………………………….... 5 1.2 Сущность и основные функции семьи…………………………………….10
1.3 Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...14
Глава II Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста……………………………….. 23 2.1 Организация и характеристика методов исследования…………………23
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..26
Выводы…………………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………...37
Литература………………………………………………………………………39
Второй тип - гипоопека, или гипопротекция, - неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы к ребенку. Родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, появлению неадекватных реакций у ребенка. Дети в таких семьях чаще всего нежданные, нежеланные. На эту ситуацию дети реагируют по-разному.
Одни замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Другие погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме. Некоторые дети пытаются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами - истериками, грубостью, агрессией.
Есть семьи, где детей вроде бы и любят, и внимательны к ним, но воспитывают очень строго, ориентируясь не на свои чувства, а только на общепринятые нормы. При этом не учитывают индивидуальных особенностей своего ребенка, его темпа развития, способностей, формируют необходимые для «взрослой» жизни качества и часто не обращают внимания на его детскую жизнь, его переживания и чувства. Фактически ребенок лишается полноценного детства.
Еще один тип неблагоприятного семейного климата - беспорядочные, нескоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку у разных членов семьи. Это могут быть властная строгая мать, формально относящийся к своему ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать. Все это может привести к воспитательной конфронтации внутри семьи. Разногласия членов семьи по вопросам воспитания, несомненно, отразятся на внутреннем состоянии ребенка.
Когда каждый член семьи отстаивает свою позицию, руководствуется только своими методами и средствами воспитания, а порой настраивает ребенка против других членов семьи, ребенок просто теряется. Он не знает, кого слушать, с кого брать пример, как правильно поступать в той или иной ситуации, так как все значимые окружающие его взрослые по-разному оценивают его слова, поступки, действия. Ребенок не может понять, кто действительно желает ему добра, кто его искренне любит и ценит.
Методы воспитания в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:
а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;
б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др. [12, c. 74].
Вследствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей - сколько и разновидностей методов. Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым отнесены:
Конечно, в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:
Итак, на формирование определенных черт личности ребенка оказывают влияние различные факторы.
Так, воспитание, характеризующееся теплыми отношениями при сильном ограничении свободы поведения формирует у ребенка такие черты личности, как зависимость, подчиняемость. Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия ребенка формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого. Неприятие и предоставляемая свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения. Теплые отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие, облегчают принятие роли взрослого.
Комфортная семейная атмосфера является основа формирования личности, для её создания необходимо:
Семья – это ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что семья является важным фактором формирования личности ребенка. Это позволило подготовить и провести констатирующий эксперимент.
Констатирующий эксперимент - это эксперимент, при котором экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют. Педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической проблемы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями.
Целью констатирующего эксперимента является определение влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Задачами констатирующего эксперимента являются:
Непосредственно исследованию предшествовала беседа с педагогами, воспитателями. Цель беседы: получить основные данные о семье, установить контакт с семьей. В результате были получены следующие данные: из 10 детей - семь воспитываются в полной семье (мать, отец, дети), двое из многодетной (в семье по три ребенка), один из неполной (воспитывает мать).
Для исследования были отобраны диагностические методики, которые обеспечили диагностику влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
При работе с родителями используется методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
При работе с детьми используются следующие методы:
Исследование проходило на базе детского сада № 115 «Солнышко» г. Барнаула. В исследовании приняли участие дети старшей группы 10 человек, а также их родители 10 человек.
Рисуночный тест «Моя семья»
Для того чтобы родители могли поглубже заглянуть в душу своего ребенка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье ,если нет возможности проконсультироваться с нужным специалистом, можно провести с ним самостоятельно один из адаптированных специально для родителей вариантов - вариант рисуночной методики "Моя семья", выявляющий внутрисемейные межличностные отношения.
Нужно дать ребенку лист бумаги и набор цветных карандашей (черный, синий, коричневый, красный, желтый, зеленый). Набор карандашей может содержать больше 6 цветов.
Предложить ребенку нарисовать свою семью. Нужно позволить ребенку рисовать, пребывая лишь наедине с самим собой. Нужно наблюдать за ребенком, как он рисует, что рисует, где рисует.
После окончания рисования уточнить некоторые детали наводящими вопросами.
Например: Скажи, кто тут нарисован?
Где они находятся?
Что они делают? Кто это придумал?
Им весело или скучно? Почему?
Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
Кто из них самый несчастный? Почему?
Затем нужно проанализировать данные рисуночной пробы по схеме. И если правильно научиться трактовать эти данные, то можно не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в семье.
Все то, что ваш ребенок тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать вам вслух, все то, что в нем "бурлит" и "закипает", все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, "вырывается" наружу и застывает с "немым криком" на бумаге. И, застывая, молча крича, молит вас о помощи. И этот "крик" должен услышать каждый из родителей. Ведь, родителям, навряд ли придет в голову, что очень часто мы - виновники всех бед ребенка.
Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого "забыл" изобразить, кого "добавил", кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.
После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа носит легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения, по схеме:
Исходя из этого, можно сделать определенные выводы: Как ребенок относится к своим родителям, кто ему больше всех нравится и почему, кто в семье по его мнению самый хороший и добрый.
Информация о работе Влияние семьи на формирование личности ребенка