Влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Проблемой данного исследования является влияние СМК на формирование нравственных ценностей и мировоззрения подрастающего поколения в современном обществе.
Объект нашей работы – это процесс влияния СМК на социализацию подростков.
Предмет исследования - СМК как инструмент воздействия на социализацию подрастающего поколения.
Целью данной работы является изучение аспктов влияния средств массой коммуникации на социализацию подрастающего поколения в современном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание понятий СМК, социализация, подрастающее поколение……..5
1.1 Содержание понятия СМК...……………………….………………….5
1.2 Содержание понятий социализация и подрастающее поколение…..7
2. Социализирующие возможности СМК……………………………………...10
2.1 Роль СМК в социализации подростков……………………………...10
2.2 Роль рекламы в социализации подростков…………………………16
3. Жертва социализации в результате влияния СМК………………………….20
3.1 Содержание понятия жертва социализации………………………..20
3.2 Влияние СМК на формирование образа жертвы социализации…...21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

курсач весь.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Всего ответивших: 100 человек (возраст от 14 до 22 лет).

Как видно из таблицы, респонденты вспомнили (в основном) солганы из: смешных, ориентированных на молодежь рекламных роликов.

Безусловно, реклама одна из важных сторон социальной жизни, но так ли уж безобидна эта весёлая и красочная рекламная картинка? Попробуйте тёплым летним вечером прогуляться в ближайшем сквере или парке. Понаблюдайте за группами молодых людей и девушек, а то и откровенно детьми подросткового возраста. Все пьют пиво! И если Вы человек «в возрасте» или женщина, то лучше держаться от этих групп подальше, и уж тем более не делать им никаких замечаний. Чревато. Ну а если Вы молодой спортивный мужчина, ищущий острых ощущений, то можете спросить у них, не вредно ли в их возрасте употреблять спиртное, да ещё в больших количествах? В лучшем случае они попросят Вас сгонять за «Клинским» в худшем – покалечат.

Одной из причин такого поведения является несовершенство российского закона «О рекламе» 1995 года и бесконтрольность со стороны правительства, а так же равнодушие к этой проблеме в нашем обществе, наблюдавшееся до недавнего времени. На сегодняшний день дело поправили (рекламу пива на ТВ отодвинули в сетке вещания за 22.00, а водки и вовсе запретили), но дети то уже выросли.

Однако нужно отметить и то, что влияние рекламы на подрастающее поколение далеко не однозначно и несёт в себе некоторые положительные аспекты и даже, как будет показано ниже, может сослужить неплохую службу в наглядном преподавании школьных предметов.

Более того, исследования проводившиеся студентами НГПУ в одном из детских домов Новосибирска выявили, что положительный образ семьи у детей старшего школьного возраста сформировался у них во многом благодаря весёлым рекламным роликам, изображающих: заботливую маму (реклама детских лекарств или средств гигиены), дружное семейство (соки), заботливых тёщу и зятя (сотовый оператор) и т.д. Множество прекрасно снятых рекламных сюжетов моделирующих тёплые семейные отношения, безусловно, отпечатываются в цепкой памяти подростка и в дальнейшем влияют на социальную установку создания крепкой и дружной семьи, с как минимум двумя детьми.

Необходимо отметить и воздействие на подростков так называемой «социальной рекламы», которая, безусловно, помогает ориентировать молодёжь во «взрослой» жизни и несёт на себе определённую воспитательную функцию. Вспомним смешную рекламу презервативов – ни один лектор не объяснит полезность этого изделия лучше [6, c.6].

Как видим, реклама имеет определённое воздействие на социализацию подростков, но это воздействие требует более глубокого изучения и анализа  со стороны психологов, педагогов и других специалистов в области воспитания и обучения подрастающего поколения. 

 

 

 

 

3. Жертва социализации в результате влияния СМК

3.1   Содержание понятия жертва социализации

Жертва  социализации - это человек, полностью идентифицирующий себя с обществом (конформист), а также человек, не адаптированный к обществу (девиант) [1, c.89].

Социальный конформист - это человек, член общества, который вопреки своим взглядам, мыслям, знаниям, под воздействием мнения большинства членов группы принимает это мнение истинно верным и соглашается принять его.

Иными словами конформист - это человек, привыкший всем беспрекословно подчиняться. У него нет ни собственного мнения, ни собственных убеждений, ни собственного "Я". Если у него есть друг, то он во всем подчиняется ему. Если он находится в группе людей, то во всем подчиняется ее требованиям. Конформист - это тип социального приспособленца.

Отношение различных людей к конформизму неодинаково. Так, одни принимают нормы поведения безоговорочно и стремятся их неукоснительно исполнять, вторые исполняют их только ради сохранения расположения коллектива (собственно конформисты), третьи принимают их на внутреннем уровне но не следуют им внешне, четвертые не принимают их внутренне и не следуют им на практике (так называемые индивидуалисты). От последних коллектив стремится избавиться всеми силами, но их профессиональные знания могут быть очень полезны для общества в целом.

Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих [1, c.110].

Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

3.2   Влияние СМК на формирование образа жертвы социализации

По мнению С. Болл – Рокич и М. ДеФлюер, можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание [5, c.321]: поведенческий эффект, активация (провоцирование тех или иных действий), деактивация (прекращение некоторых действий), эмоциональный эффект - влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения, познавательный (когнитивный) эффект, включающий разрешение неопределенности (посредством массовой коммуникации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т.е. системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений (идеологических, религиозных, экономических); уточнение ценностных ориентаций населения.

Социальные институты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них [14, c.89].

Формы и средства повышения эффективности средств массовой информации.

Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.

Важное место в арсенале средств, активно содействующих росту эффективности выступлений СМИ, занимают вопросы подбора и расстановки кадров. Хорошо подготовленные и профессиональные выступления СМИ, несомненно, более действенны и эффективны, нежели материалы с низким профессиональным уровнем подготовки.

Одним из наиболее важных путей повышения действенности СМИ является вовлечение в творческую работу аудитории. Её участие в формировании информационного пространства – это высокая степень обоснованности, реальности и правдивости продукции СМИ, это глубина и эмоциональность, острота и неординарность мышления, изложения материала.

В результате поиска путей вовлечения человека в формирование единого информационного пространства рождаются новые формы работы СМИ. Журналист, получив отзыв, включает автора в изучение поднятой проблемы, помогает ему удостовериться в правоте или ошибочности своих заключений. Общение в рамках информационного пространства журналиста и аудитории позволяет вскрыть всю глубину и сложность проблемы, не обходя при этом «острых углов». Подобного рода сотрудничество тонко и ненавязчиво воздействует на решение важнейших социальных, экономических и политических задач.

Таким образом, изучение корреспонденции, привлечение к широкому участию в выступлениях СМИ представителей аудитории – надежный путь повышения действенности, а, следовательно, и эффективности средств массовой информации.

СМИ и информационные потребности аудитории.

Эффективность деятельности СМИ может быть изучена и оценена только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед этими средствами [15, c.109].

Осуществление этой задачи неразрывно связано с более точным учетом

потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. Внимание социологов к этому аспекту эффективности в последнее время заметно возросло. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.

Исследование информационных потребностей исходит из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные.

Выявление степени их удовлетворения – первоочередная задача. Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.

Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека. Как показывают данные социологических исследований, наиболее интенсивно развиты и осознаны информационные потребности у групп аудитории с высшей степенью социальной активности: членов выборных органов, общественных организаций, внештатных авторов СМИ и т.п. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении информационных потребностей населения. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности.

Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д. Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения (как при тематических интересах). Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория, либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому важно знать, каким образом удовлетворение или неудовлетворение определенных информационных потребностей может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие радио, печати и телевидения на общественное сознание измеряется не числом (или даже качеством) «заботливо обрамленных» картинок, а способностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться в деятельность общества на различных уровнях – от непосредственного, ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба.

Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения. Это позволяет объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения. Проведенные социологические исследования показывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени, в-третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной и общественной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением книг, газет и журналов. Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов нетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой. Это обуславливает выбор целей деятельности СМИ и критериев эффективности. Функции, которые выполняют СМИ, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории.

Информация о работе Влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию подрастающего поколения