Влияние стиля семейного воспитания в полных и неполных семьях на отношение к себе у ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 16:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние стиля воспитания в полной и неполной семьена формирование самооценки у ребенка.
Объект исследования: отношение к себе у ребенка в полной и неполной семье.
Предмет исследования: влияние стиля воспитания в полной и неполной семье на отношение ребенка к себе.
Гипотеза: существует взаимосвязь между стилем воспитания в полных и неполных семьях и уровнем самооценки у ребенка.

Содержание

Введение
1. Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы, стили воспитания и функции семей
1.3 Факторы семейного воспитания
Вывод по главе 1
2. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи стиля воспитания в полных и неполных семьях на отношение младших школьников к себе
2.1 Особенности стиля воспитания детей в полной и неполной семье
2.2 Трудности воспитания детей в полной и неполной семье
2.3 Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье
Вывод по главе 2
3. Экспериментальное исследование особенностей воспитания детей младшего школьного возраста в полной и неполной семье
3.1 Цель, задачи и гипотеза исследования
3.2 Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты
3.3 Рекомендации родителям по воспитанию детей в полных и неполных семьях
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 23.10.15.docx

— 142.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 3

Итак, целью экспериментальной работы является: рассмотреть влияние стиля воспитания в полных и неполных семьях на самооценку младших школьников и выявить уровень самооценки с помощью диагностических методик. В экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: Тест-опросник "Выявление родительского отношения к детям", Тест "Забота родителей о ребенке", методика "Какой Я".

Результаты диагностики показали, что в группе испытуемых преобладают повышенная моральная ответственность родителей в полных семьях, а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, безнадзорность, "ежовые рукавицы"). Для неполных семей характерны такие стили воспитания как: кумир семьи, гиперопека, кронпринц, а также безнадзорность. Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей в неполных семьях негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги, чувство неполноценности, а также преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей, особенно в неполных семьях. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них. Среди неполных семей преобладает недостаток внимания ребенку, что было доказано с помощью ранговой корреляции Спирмена. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по воспитанию детей в неполной семье, а это значит, что существует взаимосвязь между стилем воспитания в полных и неполных семьях и уровнем самооценки у ребенка, это подтверждает нашу гипотезу.

 

 

 

 

Заключение

Исследуя вопрос воспитания в полных и неполных семьях как теоретически, так и практически, можно сделать вывод, что любая семья может быть как благополучной, так и неблагополучной, в зависимости от взаимоотношений в семье. При этом важную роль играет не только состав семьи. Семья может быть неполной, но у матери с отцом отношения взаимопомощи и взаимоподдержки, поэтому ребенок растет в почти благоприятных условиях. Это вариант "приходящего" отца. Существует и другой вариант – отношения с отцом не поддерживаются и не приветствуются – здесь ситуация целиком зависит от матери, от ее установок на воспитание – если они отрицательные, то и у ребенка (девочки) будет формироваться подобное отношение к мужскому полу, у мальчика – заниженная самооценка и, как следствие, проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом. Третий вариант – новый папа. Если мать сможет создать положительные отношения в семье, внушить уважение "нового" папы и дать им понять, что он – новый и полноправный член семьи, то условия воспитания будут хорошими.

Однако полная семья не есть залог успешного воспитания детей. В полной семье, несмотря на присутствие обоих родителей, может наблюдаться авторитарность матери, в такой ситуации даже отец полностью подавлен и нейтрализован, в такой семье мать выполняет роль обоих родителей. Или семья полная, а дети чувствуют себя в ней дискомфортно, или ощущают отвержение. Или взаимоотношения родителей строятся на "привычке" совместного проживания или на накопленных обидах, тогда каждый из них будет пытаться "перетащить" ребенка на свою сторону, негативно отзываясь о другом (чаще всего так поступает мать). Или же в полной семье неверные межполовые установки в воспитании, которые тоже дают свои результат в дальнейшем.

Таким образом можно сказать, что успех воспитания и отношение детей к родителям зависит не столько от полноты семьи, сколько от взаимоотношений в ней. Мать должна выполнять свои, материнские, функции в семье – быть примером для девочки и другом для мальчика, создавать уют и комфорт для всех членов семьи, оказывать своевременную помощь и поддержку, при этом не навязываясь и не опекая ребенка чрезмерно. Отцовские обязанности заключаются в обеспечении семьи материальными благами, помня и о своем взносе в личность ребенка. Для детей отец – это прежде всего образец мужчины, мальчик стремится быть похожим на него, а девочка на подсознательном уровне ищет себе подобного в будущем. Отец должен уметь и хотеть делиться с детьми опытом и знаниями, принимать самое активное участие в воспитании. Именно на примере родителей у детей закладывается образ межполовых и полоролевых взаимоотношений. И, чтобы этот образ был положительным, родители должны уметь слушать и слышать друг друга, понимать и помогать, любить и заботиться – одним словом, всячески показывать детям, "что такое хорошо, и что такое плохо".

В экспериментальном исследовании также выявилась прямая зависимость отношения ребенка к родителям от стиля его воспитания: оно определяется отношением родителя к нему. Данные диагностические методики были проведены с целью выявления у детей проблем в развитии самооценки у младших школьников, которая показала, что:

1. для  детей из неполных семей характерны  низкая самооценка, высокая степень  импульсивности, закрытость, ощущение  свей семьи недостаточной, ущербной, в некоторой степени проявляется  агрессия по отношению к окружающим;

2. для  детей из полных семей характерны  более высокая самооценка, любознательность, стремление к общению, лидерству;

3. в неполных  семьях родители проявляют сверхавторитет, подавляют сексуальность и стремятся  ускорить развитие своего ребенка;

4. в полных  семьях родители проявляют большую  уверенность, стабильность в воспитании  детей, полагаясь не только на  себя, но и на супруга.

Данные результаты были доказаны с помощью ранговой корреляции Спирмена. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по воспитанию детей в неполной семье, а это значит, что существует взаимосвязь между стилем воспитания в полных и неполных семьях и уровнем самооценки у ребенка, это подтверждает нашу гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Адлер  А. Воспитание детей, взаимодействие  полов. – Ростов н/Д., 1998. – 256 с.

2. Абрамова  Г.С. Возрастная психология: Учебник  для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 592 с.

3. Азаров  Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.

4. Анзорг  Л. Дети и семейный конфликт: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2007. – 490 с.

5. Алешина  Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования  и проблемы // Вестник Московского  Университета. Психология. - №2. – С. 60-72.

6. Андрющенко  Т. Ю., Захарова А. В. Исследование  самооценки младшего школьника  в учебной деятельности // Вопросы  психологии, 2003, № 4. – С. 10-15.

7. Андрющенко  Т. Ю. Психологические условия формирования  самооценки в младшем школьном  возрасте // Вопросы психологии, 2003, № 4.- С. 5-7.

8. Антонов  А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи  и пути его преодоления. — М.: Просвещение. 2003. – 470 с.

9. Афанасьева  Т.М. Семья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2007.-285с.

10. Афанасьева  Т. М. Завтрашние родители/Тамара  Афанасьева - М.: Педагогика-Пресс, 2002. - 99 с.

11. Башкирова  Н. Ребенок без папы. Решение проблем  неполной семьи. – СПб.: Наука  и Техника, 2007. – 272 с.

12. Бене  Е. Семейная психология и семейная  терапия//Начальная школа. 1999. - №2. - С. 14-41.

13. Бернс  Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: "Прогресс", 2006. – 432 с.

14. Бороздина  Л, В. Что такое самооценка? // Психологический  журнал, 1992, № 4. – С. 10-17

15. Гиппенрейтер  Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007. – 240 с.

16. Венгер  А. Л. Психологические рисуночные  тесты: иллюстрированное руководство/А. Л. Венгер. – М.: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с.

17. Воспитание  ребёнка: Возрастные кризисы. [Пер. с  итал. Б. Богомолова и др.] - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 46 с.

18. Дементьева  И. Негативные факторы воспитания  детей в неполной семье // Социологические  исследования – 2001. - № 11. – С. 108-118.

19. Дементьева  И., Зубарева Н. Степень социальной  ответственности подростка в  полной и неполной семьях // Воспитание  школьников. – 2003. - №10. – С. 13-17

20. Дементьева  Н.В. Технология индивидуальной работы  с детьми и подростками из  неполных семей // Социальная педагогика: новые исследования Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.

21. Дереклеевой  Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. – М.: "ВАКО", 2003. – 320 с.

22. Джейкс, Т. Д. Помоги! Я воспитываю ребенка  одна / Т. Д. Джейкс; [Пер. с англ. Шемпель  Р. Б.] - СПб.: Библ. взгляд, 2007. - 170 с.

23. Думитрашку  Т. А. Влияние внутрисемейных факторов  на формирование индивидуальности//Вопросы  психологии. 1990. №1. – 10-15

24. Захарова  А. В. Структурно-динамическая модель  самооценки // Вопросы психологии, 1989, №1.- С. 3-8.

25. Зубкова  Т.С. Неполные семьи // Организация  и содержание работы по социальной  защите женщин, детей и семей. – 2003. – № 7. - С. 75-80.

26. Иванов  С. Одинокие дети // Воспитание школьников. - 2004. - № 1. – С. 5-7

27. Иванов  С. Одинокие дети // Воспитание школьников. - 2004. - № 3. – С. 10-12

28. Игошев  К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2004. – 485 с.

29. Исаев  Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание  детей: Медико-психологические аспекты. – Л.: Медицина, 2006. – 160 с.

30. Исаев  Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание  и психогигиена пола у детей. – Л.: Медицина, 2007. – 184 с.

31. Кенфилд, Кен. Сердце отца: Как отцы могут  изменить будущее своих детей. Кен Кенфилд; [Пер.: А. Фищенко] - СПб.; Киев: Руфь, 2007. - 237 с.

32. Колесниченко  Е. А. "Психологические проблемы  современной российской семьи" В 3-х частях. - 2 часть/Под общей  редакцией доктора психологических  наук В.К. Шабельникова и кандидата  психологических наук А.Г. Лидерса. - М.: Академия, 2005. - 360 с.

33. Колесов  Д. В. Беседы о половом воспитании. – М.: Педагогика, 1980. – 192с.

34. Колпакова, М.Ю. Отцы и дети: от диалога  к единству // Воспитание школьников. – 2006. - № 5. – С. 9–11.

35. Колухова  Я. Психология воспитания приемных  детей // Воспитание детей в неполной  семье. - М.: Прогресс, 2007. - с. 139-176

36. Коменский  Я.А. Материнская школа – СПб., 2004 – 64 с.

37. Кон  И. С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая  перспектива). М., Главная редакция  восточной литературы издательства "Наука", 2005. - 270 с.

38. Коночук  Н.В. Формирование стиля разрешения  жизненных трудностей в условиях  неправильного воспитания // Психологический  журнал. – 2005. - №5 - С. 16-32.

39. Костенко  М.А. Помогая неполной отцовской  семье // Отечественный журнал социальной  работы. - 2002. - № 1. – С. 73-76.

40. Кочубей  Б. Зачем нужен папа // Семья и  школа. - 2003. - №7. С. 34-35.

41. Куликова  Т. А. Семейная педагогика и домашнее  воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский  центр "Академия", 2007. - 232 с.

42. Крайг  Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – 992 с.

43. Корчак  Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2003. – 351 с.

44. Кульчицкая  Е. И. Воспитание чувств детей  в семье. – К.: Рад. школа, 2003. – 120 с.

45. Левитов  Н.Д. Отчего возникают недостатки  в характере школьников и как  их исправить. - М.: Издательство АПН  РСФСР, 2006. – 173с.

46. Лунякова  Л.Г. О современном уровне жизни  семей одиноких матерей // Социс. – 2001. - № 8. – С. 86-95.

47. Матейчик  З. Некоторые психологические проблемы  воспитания детей в неполной  семье // Воспитание детей в неполной  семье.- М.: Прогресс, 2006. - с. 70-98

48. Матвеева  А., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая  психология для родителей или  – Что я могу узнать о  своём ребёнке. – АСТ-Прасс, 2007. – 570 с.

49. Минияров  В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный  институт; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2005. – 550 с.

50. Мантейчек  Зденяк. Родители и дети. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 415 с.

51. Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать//Воспитание  детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 2006. - с. 6-68

52. Мудрик  А. В. Социальная педагогика: Учеб. для  студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издательский центр "Академия", 2007.-184 с.

53. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология  развития. — М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 608 с.

54. Некрасова  З., Некрасова Н. Перестаньте детей  воспитывать – помогите им  расти. – М.: ООО Издательский  дом "София", 2006. – 416 с.

55. Немов  Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2007. – 631 с.

56. Петровский  А.В. Дети и тактика семейного  воспитания. - М.: Просвещение, 2005. – 76 с.

57. Райгородский  Д. Я.Родители и дети: Хрестоматия: Учеб. пособие по педагогике. - Самара: Бахрах-М, 2003. – 784 с.

58. Родители  и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. — М.: "Коги-то-Центр", 2003. — 230 с.

59. Рубинштейн  С. Я. Черты характера ребёнка  и их воспитание в семье. Книга  для родителей. – М.: Просвещение, 2004. – 48 с.

Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания в полных и неполных семьях на отношение к себе у ребенка