Влияние сюжетно-ролевых игр на социализацию детей старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:37, дипломная работа
Краткое описание
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Подробно изучив результаты
констатирующего исследования об уровневых
показателях сформированности игрового
взаимодействия и усвоения социальных
норм и правил, мною были продуманы этапы
работы по социально-нравственному развитию
старших дошкольников посредством игровой
деятельности (в частности, посредством
сюжетно-ролевых игр). (см. Приложение.
Схема 2).
Работа предполагала
4 этапа:
1 этап. Детальное изучения индивидуально-типологических
(темперамент), психологических и социальных
особенностей каждого ребенка своей группы.
Совместно с педагогом-психологом
разработали систему мероприятий, определились
с методами исследования особенностей
взаимоотношений детей:
наблюдения за детьми в процессе
игровой деятельности
особенности познавательного
развития детей, т. к. успех или неуспех
ребенка в познавательном плане оказывает
немаловажное значение на характер и содержание
взаимоотношений и общение ребенка
социометрические исследования,
необходимые для определения социального
статуса каждого ребенка в группе
беседы с родителями (особенности
воспитания в конкретной семьей)
изучение социально-бытовых
условий каждого ребенка (состав семьи,
образование родителей, материальная
обеспеченность – благоустроенная квартира
или нет, наличие отдельной комнаты, места
для игр, игрушек и т.д.).
также учитывали медицинские
диагнозы каждого ребенка
Хотелось бы отметить важность
полученных результатов о семьях детей.
Сложившаяся политическая, экономическая,
культурная и социальная ситуации в нашей
стране, городе во многом определяют содержание
и характер семейного воспитания, т. к.
год от года меняется и характер иерархии
ценностей, нередки случаи, когда для семейного
окружения ребенка на первый план выходят
не интеллектуальные и духовные ценности,
а материальное благополучие (хотя они
играют, несомненно, важную и значительную
роль в воспитании детей). Ребенка окружают
не только дети детского сада, но и конечно,
семья. Атмосфера семейной жизни накладывает
значительный отпечаток на мировоззрение,
поведение ребенка, на содержание и характер
его взаимодействия с окружающими людьми
и способы построения им коммуникативных
отношений. В связи с этим следовал
этап – разработка плана мероприятий
с родителями, который позволил найти
точки соприкосновения в воспитании и
обучении детей, т.е. определить преемственность
в семейном и специально организованном
обучении (в детском саду).
этап – формирование у детей умений
и навыков игрового взаимодействия посредством
целенаправленного и планомерного руководства
развитием сюжетных линий в ролевых играх.
этап – отслеживание промежуточного
результата с целью корректировки тактики
проводимой работы.
Более детально хотелось остановиться
на 3 этапе проводимой работы, так как именно
этому посвящено это исследование.
В своей работе я постоянно помню,
что игра для ребенка – желанное, интересное,
увлекательное занятие. Моя задача, как
воспитателя, сделать эту игру полезной,
обучающей способам взаимодействия и
сотрудничества, дающей возможность формировать
определенные навыки общения детей друг
с другом.
Игра – средство «проработки»
знаний и должна носить коллективный характер,
т.е. необходимо каждого ребенка включить
в общую игру. Но здесь надо помнить, что
коллективная игра – это не когда каждый
из детей должен подчиняться коллективу,
а коллектив – плану воспитателя, – это
творческий процесс, в котором каждый
играющий воссоздает интересующие его
сферы жизни с помощью условных действий:
принимая на себя в игре различные роли,
воссоздавая поступки людей, ребенок проникается
их чувствами и целями, сопереживает им,
начинает ориентироваться в отношениях
между людьми.
«Хорошая» игра развивает у
ребенка способности взаимодействовать
с другими людьми:
во-первых, воссоздавая в игре
взаимодействие взрослых, ребенок осваивает
правила этого взаимодействия
во-вторых, в совместной игре
со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания,
учится пояснять свои действия и намерения,
согласовывать их с другими детьми.
Считаю, что целью педагогических
воздействий по отношению к игре должно
быть формирование игровых умений, обеспечивающих
самостоятельную творческую игру детей,
в которой реализуют разнообразные содержания,
свободно вступая во взаимодействие со
сверстниками в небольших игровых объединениях
(3–5 человек).
В своей работе стараюсь
четко следовать принципам организации
сюжетной игры:
первый принцип –
воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнера,
который умеет интересно играть».
второй принцип –
воспитатель должен играть с детьми на
протяжении всего дошкольного детства,
но на каждом его этапе следует развертывать
игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали»
и усваивали новый, более сложный способ
ее построения.
третий принцип –
при формировании игровых умений одновременно
ориентировать ребёнка, как на осуществление
игрового действия, так и на пояснение
его смысла партнерам – взрослому или
сверстнику.
Одним из важных условий активизации
самостоятельной игры детей, на мой взгляд,
является обеспечение соответствующих
условий: игровой полифункциональный
материал, игрушки, организация подготовительного
периода игры в непринужденной форме совместного
с детьми придумывания разнообразных
событий, связанных с привлекательной
темой, что позволяет детям в последующей
самостоятельной игре творчески развертывать
новые содержания и т.д.
Уверена в том, что для возникновения
сюжетно-ролевой игры, предполагающей
устойчивую увлеченность детей ее темой,
игра, в процессе которой усложняются
действия и взаимоотношения между участниками,
необходимо воспитывать интерес к ней,
помочь детям получить радость и удовольствие
от игры, пробудить стремление играть
большим коллективом, сочетая свои интересы
с интересами товарищей
Важнейшим направлением в развитии
игровых взаимоотношений и овладении
социальных норм и правил считаю, прежде
всего, воспитание у детей глубоких познавательных
интересов путем всемерного расширения
круга детских впечатлений и знаний об
окружающей жизни и создания у ребенка
таких ярких образов, которые он стремился
бы воплотить в игровом действии. Лишь
раскрывая в процессе детской деятельности
сущность социальных взаимоотношений
людей и создавая положительное эмоциональное
отношение к знаниям о современности,
решала задачу формирования у старших
дошкольников более устойчивых и осознанных
чувств, более четких представлений о
доброте, долге, ответственности, взаимопомощи,
взаимоподдержке, взаимопонимании.
Очень интересными, с точки зрения
детей, и воспитательно-значимыми, с моей
точки зрения, стали для детей старшего
дошкольного возраста игры-фантазирования,
которые являются разновидностью сюжетных
игр и являются эволюционным этапом в
развитии линии сюжетных игр. Такие игры
заключаются в построении новых цепей
событий, воображаемого и реального мира.
Совместная игра-фантазирование полезна
для развития воображения, творчества,
способствует формированию способностей
детей понимать друг друга, согласовывать
творческие индивидуальные игровые замыслы
с партнерами, несомненно, обогащает их
эмоциональную и нравственно-приемлемую
жизнь. В основе этих игр лежит совместное
сюжетосложение. Оно включает умение ребенка
выстраивать новые последовательности
событий, охватывающие разнообразные
тематические содержания, и при этом быть
ориентированным на партнера – сверстников
– пояснять какое событие он хотел бы
развернуть в следующий момент игры, прислушиваться
к мнению партнеров (ведь они могут предложить
совсем другие события); умение комбинировать
предложенные им самим и другими участниками
события в общем сюжете в процессе игры.
Этот вид игры преимущественно
протекает в речевом плане, с крайне свернутыми
предметными и ролевыми действиями. (см.
Приложение. Схема 4)
Любую игру-фантазирование начинаем
с пересказа, беседы по содержанию сказки,
отмечаем характерные особенности героев,
дети высказывают свои мнения о героях
и их поступках (таким образом, дети учатся
оценивать поведение героев со стороны,
тем самым, оценивая и себя с позиции норм
морали. Подобные обсуждения полезны и
эффективны, т. к. выслушивая мнения друг
друга, дети, учатся слушать и слышать
собеседника, осваивают умение отстаивать
свое мнение и при необходимости признавать
свою неправоту), а затем, детям предлагается
придумать новую сказку немного не похожую
на известную. Так мы совместно с детьми
приходим к мнению, какую же сказку мы
будет придумывать. (учатся согласовывать
свои мысли и поступки с другими партнерами
по игре, так отрабатывается умение договариваться,
умение уступать и решать конфликтные
ситуации адекватными социально приемлемыми
способами)
Придумывание начинаем не совершенно
новых сюжетов, а с частичного изменения
уже известных сказок.
Обычно для этого использую
волшебные сказки, так как, на мой взгляд,
сказка по своей природе родственна игре:
она погружает в атмосферу условности,
вымысла. И важно, что все сказки имеют
общую сюжетную схему: 1) обнаруживается
желание иметь какой-то объект (или его
пропажа), вследствие чего герой сказки
отсылается (или уходит сам) за ним; 2) герой
встречается с «дарителем-обладателем»
волшебного средства и для получения его
герой проходит испытания (на доброту,
смелость, смекалку т.д.); 3) герой с помощью
подаренного волшебного средства достигает
искомый объект; 4) герой обнаруживает
противника, в руках которого находится
искомый объект, и проходит основное испытание
(сражается с противником или решает задачи)
5) герой побеждает; 6) герой возвращается
домой получает свою награду.
При сложении новых сказок сохраняем
общую смысловую канву, и заменяем конкретных
персонажей и их действия, в зависимости
от смысла – и получается новая сказка Пример. Мне бы хотелось
остановиться на развертывании детьми
известной и любимой сказки Шарля Перро
«Красная шапочка».
1) Красной Шапочки сначала
не было, была просто девочка,
которой исполнилось 6 лет и пришли
гости на ее День рождения,
2) волк – тоже приглашенный
добрый, веселый гость, 3) бабушка
не заболела, просто пригласила
Красную шапочку в гости на
следующий день и т.д. На протяжении
всей придуманной сказки действия
героев соответствовали придуманному
детьми сюжету (так формируется умение
подчинять свои мысли коллективному мнению,
умение договариваться о содержании и
не вступать при этом в конфликт, умение
эмпанировать героям, сочувствовать и
сопереживать им. Оценивать своих героев
и их поступки с позиции морали).
При преобразованиях сказки
используем весь арсенал известных детям
персонажей и коллизий – сначала из других
сказок, а затем и из реальных историй,
кинофильмов и т.д.
В такой игре, кроме активизации
воображения ребенка, на мой взгляд, еще
есть очень важный момент: он начинает
понимать, что замыслы партнеров могут
сильно отличаться от его собственного,
ребенок оказывается перед необходимостью
объяснить свой замысел, изменить его
в соответствии с предложениями других
участников, т.е. учится понимать других
детей.
Игра-придумывание занимает
не более 10–15 минут и проходит в спокойной,
доверительной атмосфере.
Когда дети овладели умением
совместно комбинировать разнообразные
события, предлагаются роли, принадлежащие
разным смысловым сферам-разноконтекстные
роли (Пример: Нептун
и летчик, которые совместно, каждый в
своей стихии – летчик с высоты птичьего
полета, а Нептун в глубинах океана – отыскивают
затонувшую лодку и т.д. Так, дети объединяют
разноконтекстных героев: из воображаемого
мифического мира и реальной жизни, и здесь
же – героев разных стихий – земли и воды.
Очень эффективны в нравственном
плане придуманные «настоящие истории».
Выбираем вместе с детьми содержание для
таких историй (о ком, о чем она будет),
опираясь на детские интересы (на основе
интересных для них телепередач, ситуаций
из их жизни, яркое эмоциональное происшествие),
что стимулирует всех участников игры
к использованию тех знаний, которые они
получают на занятиях, экскурсиях, из книг
и кинофильмов.
Пример: рядом с детским садом в дом
приехала бригада Службы спасения. Детей
этот факт заинтересовал, а потом по приходу
с прогулки дети долго обсуждали и прикидывали
возможные варианты приезда Службы спасения
(пожар?, потоп?, несчастный случай?… масса
других предположений). Таким образом,
возникла ситуация-история, которую можно
домыслить, дофантазировать в целую историю,
которую можно разыграть, формируя при
этом положительные взаимоотношения,
эмпатические чувства, чувства поддержки
и взаимопомощи, способы коммуникативного
взаимодействия. Совместное обсуждение
начального эпизода этой истории (герой,
ситуация и т.д.), далее я, как воспитатель,
занимала позицию скорее наблюдателя,
нежели активного участника игры.
«Проигранная» сказка или рассказ
из реальной жизни сначала в речевом плане,
нередко переходил в ролевое проигрывание
с предметами-заместителями и всеми вытекающими
атрибутами. В самостоятельной игровой
деятельности дети обыграли увиденную
и развернутую ими в речевом плане историю:
самостоятельно выбрали и распределили
роли, определились с атрибутами и начали
жить в образах.
Таким образом, игра-фантазирование
развивает творчество детей и способствует
формированию навыков взаимодействия
и общения в процессе детской сюжетно-ролевой
игры.
Вследствие того, что предложенное
(детально и поэтапно описанное авторами
программы «Развитие») средство еще недостаточно
широко используется в практике работы
воспитателей в социально-нравственном
аспекте воспитания дошкольников, в силу
этого, осуществлять руководство грамотно,
целенаправленно и планомерно подобными
играми-фантазиями достаточно сложная
работа, именно поэтому, у воспитателей
возникает масса ошибок и неточностей
при осуществлении этой разновидности
работы. Поэтому, в данном исследовании
руководство игрой-фантазированием, более
или менее, подробно рассмотрено, ведь,
оно является лишь малым, но весьма воспитательно-значимым
и практико-эффективным, с моей точки зрения,
средством социально-нравственного воспитания
дошкольников.
В работе по формированию навыков
построения и поддержания дружеских взаимоотношений,
умение детей согласовывать свои интересы
с интересами других детей, умение помочь
товарищу в осуществлении замысла, умение
прислушиваться к мнению партнера, умение
эмпанировать и т.д. при руководстве сюжетно-ролевыми
играми детей использую разнообразные
педагогические методы и приемы (познавательные
и этические беседы, создание проблемных
ситуаций, установление игровых традиций,
проведение разнообразных экскурсий,
организация встреч с людьми разных профессий
– по возможности, чтение художественной
литературы и т.д.), которые наиболее эффективны
в данной работе. (см. Приложение. Таблица
1)