Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:45, курсовая работа
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, определенным образом уже реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности. Чувства, как стабилизирующиеся переживания, отношение к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможности в становлении эмоциональной сферы ребенка, безусловно, не могут не задерживать его личностного формирования и не могут не сказываться на физическом, психическом развитии. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………..6
Понятие эмоциональной тревожности……………………………………….6
Особенности статусного положения старших дошкольников в группе…………………………………………………………………………..10
Причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МДОУ № 20 «НАДЕЖДА» г. ЯКУТСК…………………………………………………………………………18
2.1 Характеристика группы испытуемых и выбор методики исследования……………………………………………………………………….18
2.2 Анализ результатов исследования………………........................................21
2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста в МДОУ № 20 «Надежда»…………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..35
Титульный лист
Курсовая работа на тему: Влияние эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ……………………………………………………..
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА
ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МДОУ № 20 «НАДЕЖДА»
г. ЯКУТСК………………………………………………………………
2.1 Характеристика
группы испытуемых и выбор методики исследования………………………………………………
2.2 Анализ результатов
исследования………………............
2.3 Рекомендации
по снижению уровня тревожности
и оптимизацию статусного положения детей
старшего дошкольного возраста в МДОУ № 20 «Надежда»………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..35
ВВЕДЕНИЕ
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, определенным образом уже реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности. Чувства, как стабилизирующиеся переживания, отношение к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможности в становлении эмоциональной сферы ребенка, безусловно, не могут не задерживать его личностного формирования и не могут не сказываться на физическом, психическом развитии. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи.
Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. В дошкольном возрасте неблагоприятная домашняя атмосфера, негативные отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящие реактивный характер. Ребенок чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и, как следствие, беспомощность. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.
Воспитание детей в обществе сверстников, формирование их коллективных отношений не только не противоречит индивидуальным детским стремлениям, наоборот, удовлетворяют социальной потребности каждого ребенка и представляют наиболее благоприятные возможности для его всестороннего развития.
Актуальность нашей работы объясняется тем, что вопросы о развитии личности ребенка в детском саду, о формировании его личностных качеств и психических процессов, а также о том, насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, являются самыми важными. Здесь ребенок проводит 8-12 часов в день, т. е. треть своего детства. Не только от родителей, но и от детского сада зависит то, насколько ребенок окажется психологически подготовленным к школе. Поэтому изучение влияния эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников представляет исключительный теоретический и практический интерес.
К настоящему времени в науке сложилось противоречие между недостаточной изученностью школьного возраста и психолого-педагогической коррекции тревожности и оптимизации статусного положения детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников в деятельности педагога-психолога.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста МДОУ №20 «Надежда».
Предмет исследования - особенности влияния тревожности на статусное положение детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: своевременное выявление причин возникновения повышенной тревожности и статусного положения ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников, позволит разработать эффективную коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Методологическими основами работы послужили работы отечественных и зарубежных исследователей о развитии и социальной природе психики ребёнка, принцип системно-деятельностного подхода к изучению личности, межличностных взаимоотношений в формировании личности.
Теоретическими основами исследования стали положения о проблеме тревожности; о причинах и факторах, влияющих на возникновение тревожности у детей старшего дошкольного возраста в работах ведущих психологов: Х. Айзенка, В.Н. Астапова, Ф.Б. Березина, Л. И. Божович, Л.С. Выготского, Б. Кочубей, Н.Д. Левитова, Л. Макшанцевой, А.М. Прихожан, Н. Шаниной и др.; о влиянии тревожности на статусное положение ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников в работах Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы для практического применения в работе педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогического коллектива начальной школы при разрешении проблемы школьной тревожности, влияющей на статусное положение ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие эмоциональной тревожности
В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому как «тревога». Тревожность является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в сондромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение человека к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе [4, с. 305]. Считается, что уже в дошкольном возрасте достаточно четко проявляются индивидуальные особенности ребенка, в основе которых лежат свойства нервных процессов возбуждения и торможения и их различных сочетаний. А. И. Захаров отмечает, что свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) достаточно четко проявляются во внешнем поведении. Н. Д. Левитов прямо указывает, что тревожное состояние — показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов [3, с.281].
Тревожность представляет собой устойчивое личностное образование, сохраняющее на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспект, при доминировании эмоционального. Возникновение тревожности зависит от способов общения родителей с ребенком. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое рассматривается как проявление тревожности.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [5, c.143]. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению А.В. Петровского: “Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности” [6, c.354].
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку [1, c.51].
Также в психологии выделяют две основные формы тревожности:
1) открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2) скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения.
Формы
скрытой тревожности
Обращает
на себя внимание то, что у
некоторых детей открытая
Выяснение
причин возникновения
По мнению психолога М. Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье:
Информация о работе Влияние эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников