Внеклассная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить закономерности развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы.
Объект: непосредственно влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей подростков.
Предмет: условия и средства развития творческих способностей в условиях внеклассной воспитательной работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 73.34 Кб (Скачать файл)

Как выяснилось, за это время  произошли такие изменения в  жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых  подходов, форм и содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами, использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков.

Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли тревожные  тенденции, являющиеся результатом  негативного влияния массовой культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным языкам. Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по иностранным языкам. В данном исследовании мы руководствовались этой насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам. Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным. Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной заинтересованности. Это связано с моей будущей профессией учителя иностранного языка, использующего в своей практической деятельности самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к внеклассной работе по иностранным языкам.

Объект исследования организация внеклассной работы по иностранным языкам в современной школе.

Предмет исследования формы внеклассной работы среди общеобразовательных школ.

Цель исследования проанализировать теоретические и методологические аспекты внеклассной работы по иностранному языку.

Задачи исследования

  1. рассмотреть внеклассную работу по иностранному языку как педагогическое явление;
  2. проанализировать принципы организации внеклассной работы по иностранному языку, а также рассмотреть ее цели и задачи;
  3. рассмотреть формы внеклассной работы по иностранному языку

Методы исследования

  1. теоретический анализ педагогической литературы;
  2. систематизация материалов по структурным (системным) компонентам внеклассной работы по иностранному языку;
  3. классификация различных форм внеклассной работы по иностранному языку.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по иностранному языку как педагогической системы (принципы организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы иностранному языку);

представлена педагогическая характеристика отдельных форм внеклассной работы по иностранному языку (игра, факультативные занятия, календарные и тематические праздники, экскурсии, СМИ и сеть «Интернет», домашние работы учащихся);

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно: в лекциях, семинарах, методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов.

Структура работы работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

1.1. Сущность внеклассной воспитательной работы

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных  видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов  деятельности и обладает широкими возможностями  воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Например, в "секретной мастерской" второклассники после уроков вместе с учительницей изготавливают различные  сувениры из "киндер-сюрпризов", пластмассовых  бутылок, а на общеклассном занятии "Мы идем в гости" учатся преподносить подарки, заботиться о других и т. д.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободноевремя, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная  воспитательная работа, "трудных" детей меньше и уровень приспособления, "врастания" в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Например, когда дети ставят спектакль, они подучают один опыт общения - опыт взаимодействия, в большей степени  на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В  спортивной деятельности дети понимают, что такое "один за всех, все за одного", "чувство локтя". В  КВНе принадлежность к команде будет  восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи  с воспитательной работой на уроке.

1.2. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы

Поскольку внеклассная работа является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы  ценностей.

Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих  задач:

1. Формирование у ребенка положительной  "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости. Положительная "Я-концепция" характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. "Трудные" дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную "Я-концепцию" у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Формирование у детей навыков  сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации  ребенок должен положительно  относиться не только к себе, но и к другим людям. Если  у ребенка при наличии положительной  "Я-концепции" сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная "Я-концепция" формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности  в продуктивной, социально-одобряемой  деятельности через непосредственное  знакомство с различными видами  деятельности, формирование интереса  к ним в соответствии с индивидуальностью  ребенка, необходимых умений и  навыков. Другими словами, во  внеклассной работе ребенок должен  научиться заниматься полезной  деятельностью, он должен уметь  включаться в такую деятельность  и самостоятельно организовывать  ее.

4. Формирование нравственного,  эмоционального, волевого компонентов  мировоззрения детей. Во внеклассной  работе дети усваивают моральные  нормы поведения через овладение  нравственными понятиями. Эмоциональная  сфера формируется через эстетические  представления в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной  работы отражается преемственность  в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, "работает" на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и  носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они  должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой.

1.3.Методика ведения внеклассной воспитательной работы

Для внеклассной воспитательной работы характерны следующие особенности:

а) отсутствие жесткой регламентации, возможность максимально полно  опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств  и методов ведения воспитательной работы;

б) большая ответственность педагога, проявляющаяся в потребности  самостоятельно разрабатывать направления  воспитательной деятельности и формировать  ее содержание без опоры на базовые  планы и программы;

в) отсутствие контроля за результатами работы, что, с одной стороны, затрудняет оценку деятельности, а с другой - позволяет создавать более естественную обстановку и способствует неформальности общения;

г) проведение во внеучебное время (на переменах, в праздничные и выходные дни, на каникулах);

д) широкий круг возможностей для  привлечения социального опыта  родителей и других взрослых.

Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих  задач:

- формирование у ребенка положительной  "Я - концепции" как совокупности  трех факторов: уверенности в  доброжелательном отношении к  нему других людей, убежденности  в успешном овладении им тем  или иным видом деятельности, чувства собственной значимости;

- формирование у детей навыков  сотрудничества и коллективного  взаимодействия;

- формирование у детей потребности  в продуктивной, социально одобряемой  деятельности посредством знакомства  с различными ее видами, интереса  к этой деятельности в соответствии  с индивидуальностью ребенка,  а также необходимых умений  и навыков;

- формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения  детей;

- развитие познавательного интереса.

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы, которые должны определяться в соответствии с особенностями класса, возможностями, способностями и желаниями педагога, традициями общешкольной внеучебной работы и т.п.

Формы внеклассной работы могут  выбираться в соответствии с направлениями  воспитания.

Методика воспитательной работы - раздел теории воспитания, исследующий  особенности организации воспитательного  процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий  рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или  воспитательном учреждении и повышению  ее эффективности, использованию тех  или иных методик или технологий в воспитательном процессе.

Гуманистическая педагогика, строящая свою теорию воспитания на главном  принципе - любви и уважении к  ребенку как активному субъекту воспитания и развития, имеет в  своем багаже разнообразные методы воспитания - способы взаимодействия, направленные на развитие и саморазвитие детей.

Информация о работе Внеклассная работа