Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа
Цель исследования - выявить закономерности развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы.
Объект: непосредственно влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей подростков.
Предмет: условия и средства развития творческих способностей в условиях внеклассной воспитательной работы.
Как выяснилось, за это время
произошли такие изменения в
жизни и системе образования,
которые потребовали
Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным языкам. Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по иностранным языкам. В данном исследовании мы руководствовались этой насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам. Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным. Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной заинтересованности. Это связано с моей будущей профессией учителя иностранного языка, использующего в своей практической деятельности самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к внеклассной работе по иностранным языкам.
Объект исследования организация внеклассной работы по иностранным языкам в современной школе.
Предмет исследования формы внеклассной работы среди общеобразовательных школ.
Цель исследования проанализировать теоретические и методологические аспекты внеклассной работы по иностранному языку.
Задачи исследования
Методы исследования
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по иностранному языку как педагогической системы (принципы организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы иностранному языку);
представлена педагогическая характеристика отдельных форм внеклассной работы по иностранному языку (игра, факультативные занятия, календарные и тематические праздники, экскурсии, СМИ и сеть «Интернет», домашние работы учащихся);
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно: в лекциях, семинарах, методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов.
Структура работы работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы.
1.1. Сущность внеклассной воспитательной работы
Внеклассная воспитательная работа -
это организация педагогом
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
Например, в "секретной мастерской" второклассники после уроков вместе с учительницей изготавливают различные сувениры из "киндер-сюрпризов", пластмассовых бутылок, а на общеклассном занятии "Мы идем в гости" учатся преподносить подарки, заботиться о других и т. д.
В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободноевремя, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.
Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, "трудных" детей меньше и уровень приспособления, "врастания" в общество выше.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Например, когда дети ставят спектакль, они подучают один опыт общения - опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое "один за всех, все за одного", "чувство локтя". В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим.
Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
1.2. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы
Поскольку внеклассная работа является,
составной частью воспитательной работы
в школе, она направлена на достижение
общей цели воспитания - усвоения ребенком
необходимого для жизни в обществе
социального опыта и
Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
1. Формирование у ребенка
2. Формирование у детей навыков
сотрудничества, коллективного взаимодействия.
Для скорейшей социальной
3. Формирование у детей
4. Формирование нравственного,
эмоционального, волевого компонентов
мировоззрения детей. Во
5. Развитие познавательного
Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой.
1.3.Методика ведения внеклассной воспитательной работы
Для внеклассной воспитательной работы характерны следующие особенности:
а) отсутствие жесткой регламентации,
возможность максимально полно
опираться на инициативу самих детей,
свобода выбора содержания, форм, средств
и методов ведения
б) большая ответственность
в) отсутствие контроля за результатами работы, что, с одной стороны, затрудняет оценку деятельности, а с другой - позволяет создавать более естественную обстановку и способствует неформальности общения;
г) проведение во внеучебное время (на переменах, в праздничные и выходные дни, на каникулах);
д) широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.
Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
- формирование у ребенка
- формирование у детей навыков
сотрудничества и
- формирование у детей
- формирование нравственного,
- развитие познавательного
Перечисленные задачи определяют основные
направления внеклассной
Формы внеклассной работы могут выбираться в соответствии с направлениями воспитания.
Методика воспитательной работы -
раздел теории воспитания, исследующий
особенности организации
Гуманистическая педагогика, строящая свою теорию воспитания на главном принципе - любви и уважении к ребенку как активному субъекту воспитания и развития, имеет в своем багаже разнообразные методы воспитания - способы взаимодействия, направленные на развитие и саморазвитие детей.