Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 22:42, доклад
В 2011 году при Марфо-Мариинской Обители милосердия была основана группа для детей с диагнозом ДЦП. В 2012 году специалисты группы в своей работе с детьми стали использовать альтернативную коммуникацию как средство для формирования у детей навыков общения.
За основу была взята методика альтернативной коммуникации с помощью карточек РЕСS (The Picture Exchange Communication System). Эта система была разработана Лори Фрост и Энди Бонди для обучения детей аутистов целенаправленному, самостоятельному общению.
«Возможности применения методики альтернативной коммуникации в работе с детьми с диагнозом ДЦП»
Лаврентьева Н.В. логопед, группа дневного пребывания для детей-инвалидов, ЧУЗ Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие»
В 2011 году при Марфо-Мариинской Обители милосердия была основана группа для детей с диагнозом ДЦП. В 2012 году специалисты группы в своей работе с детьми стали использовать альтернативную коммуникацию как средство для формирования у детей навыков общения.
За основу была взята методика альтернативной коммуникации с помощью карточек РЕСS (The Picture Exchange Communication System). Эта система была разработана Лори Фрост и Энди Бонди для обучения детей аутистов целенаправленному, самостоятельному общению.
То как мы учимся
общаться с помощью
Коммуникативную доску с карточками «да» и «нет», мы использовали для диагностики нарушений речи, обучению грамоте, а также умению ввести диалог с ребенком. Такая доска представляет собой полоску, на которой прикреплены с одной стороны слово «да», а с другой слово «нет» (см.рис1).
Прежде, чем начать составлять коммуникативную книгу для Никиты нам было необходимо понять уровень понимания и восприятия обращенной к нему речи. Для этого было предложено поиграть в игру «Правильно-неправильно» с карточками «да» и «нет».
Если ответ правильный, то Никита дотрагивается до карточки «да», а если неправильно выбиралась карточка «нет». Игра приходила следующим образом:
Логопед: «Тебя зовут Миша?». Никита выбирает карточку «нет».
Логопед: «Тебя зовут Никита?». Ребёнок выбирает карточку «да».
С этим зданием Никита справился.
Для исследования словаря существительных использовались листы с изображением картинок.
Пример:
Логопед: «Никита, на картинке изображены животные?» (см. рис.2).
Никита выбирает карточку «да».
Логопед: «Тут только домашние животные?»
Никита выбирает карточку «нет».
Логопед: «На картинке есть корова?»
Никита выбирает карточку «да».
Используя коммуникативную
доску с карточками «да» и «нет», мы смогли
исследовать не только словарь существительных
Никиты, но и словарь прилагательных, наречий,
а так же знание предлогов (см.рис.3).
Правильное
понимание предлогов мы обследовали следующим
образом.
Логопед: «Никита, мишка сидит возле корзины?»
Никита выбирает карточку
Логопед: «Никита, мишка сидит в корзине?»
Никита выбирает карточку «да».
Для того, чтобы проверить способность ребенка различать оппозиционные звуки, а потом не смешиваемые звуки в речи. Были предложены следующие задания (см. рис. 4 и см. рис.5)
Логопед: «Никита, мы снова поиграем в игру «Путаница». Посмотри перед тобой стоит киска?». Ребенок показывает карточку «нет». Логопед: «Перед тобой стоит миска?». Никита показывает карточку «да».
Рис.4
Логопед: «Никита, на картинке мы видим мишку?». Никита выбирает картинку со словом «нет». Логопед: «На картинке мышка?». Никита показывает карточку «да».
Рис.5
Очень часто у неговорящих детей с ДЦП нет возможности спросить о чем-то собеседника, поинтересоваться как он провел день. Но все это составляет неотъемлемую часть нашей жизни. Чтобы как-то решить эту проблему мы стали использовать следующую форму общения.
Логопед: «Никита, ты катался на лошадях?».
Никита показывает карточку «да».
Логопед: «Тебе понравилось?». Выбирается карточка «да». Логопед: «Ты хотел бы знать интересно ли мне кататься на лошадях?». Ребенок выбирает карточку «да».
Для того, чтобы проверить умения структурировать текст и понимать прочитанный рассказ. Мы предложили Никите послушать рассказ, а потом ответить на вопросы по содержанию, на которые он может сказать «да» и «нет». После этого Никита получает задания помощь разложить картинки по порядку (см. рис. 6).
Проводя логопедическое обследование у Никиты исследовались не только особенности и характеристики звукопроизношения, но и все стороны речи. Что является затруднительно при наличии псевдобульбарной дизартрии.
Используя коммуникативную доску со словами «да» и «нет» позволило обследовать у ребёнка импрессивную речь, употребление предлогов, фонематическое восприятия.
После логопедического обследования. Была написана программа развития ребёнка, которая включала в себя обучение чтению.
Обучение проводилось сначала по методу глобального чтения, а затем стали использовать звуко-буквенную систему Бориса Эльконина. Для того, чтобы понять усвоение Никитой материала, мы продолжали использовать коммуникативную доску со словами «да» и «нет».
Пример занятий.
Логопед: «Никита, это слово дверь?». Никита выбирает карточку «нет».
Логопед: «Никита, это слово рис?». Никита выбрал карточку «да» (см. рис.7).
Логопед: «Я правильно написала слово?» (см.рис.8).
Логопед: «А теперь правильно написала?» (см. рис.9)
Вместе с Никитой мы подбирали карточки для коммуникативного альбома (см. рис.10). Мы решили использовать крупные картинки, так как из-за гиперкинезов не всегда получается рукой указать желаемую картинку маленького размера. А на большую картинку достаточно положить ладонь, чтобы понять выбор ребёнка.
В его альбоме на одном листе были прикреплены не более шести картинок.
После того как Никита стал хорошо ориентироваться в коммуникативном альбом, выбирать интересующие предметы, вещи, занятия. Мы сделали для него коммуникативную доску для покупок в кафе, в магазине. Это был следующий этап, на котором нужно было научиться общаться с незнакомыми людьми при помощи альтернативной коммуникации.
Коммуникативная доска поделена на четыре части.
Первая часть включает в себя картинки с глаголами: я хочу купить, я не хочу покупать, деньги лежат в кошельке, сколько стоит, помогите, положите в пакет. Также на первую страницу мы разместили такие важные картинки как: вызовите скорую помощь, мой адрес, туалет. Во вторую часть мы разместили цифры. В третий части находились картинки с едой, а в четвёртой части-картинки с чаем, с соком, лимонадом.
Все 4 части коммуникативной доски мы скрепили пружинами для компактности и удобства.
Вместе с Никитой мы посетили магазины, кафе. Где Никита проявлял инициативу в выборе покупок, с помощью коммуникативной доске общался с покупателями, продавцами. Это было важно для ребёнка. Потому что как и многие неговорящие дети с ДЦП он был лишен возможности выбора, общения, не мог рассказать о своих проблемах. За него решали родители, в какую игру играть, что пить. В такой ситуации ребёнок становиться безынициативном. Но нам удалось с помощью альтернативной коммуникации вести диалог, общаться, выражать желания, комментировать окружающую среду.
Индивидуальный подход в использовании альтернативной коммуникация имеет высокое практическое применение у неговорящих детей с ДЦП, так как он даёт возможность им быть активным членом общества.
Альтернативная коммуникация помогает не только общаться, рассказывать о своих потребностях, желаниях, но и создает возможность для обучения в школе, в техникуме, в институте. У детей появляется перспектива получения профессионального образования, устройства на работу.
Список используемой
1. Архипова Е.А. Коррекционно-логопедическая работа о преодолению стертой дизартрии. -М.,2008.
2. Выготский.Л.С. Психология развития ребёнка. -М., 2006.
3. Лори Фрост, Энди Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕCS). – М., 2011.
4. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. –СПб.,М., 2006.
5. Нэнси Р. Финни. Ребёнок с церебральным параличом. -М., 2009.