Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:05, реферат
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
Вся наша жизнь состоит из этапов, следующих один за другим, – детство, юность, зрелость, создание семьи, развитие профессиональной карьеры, воспитание детей и т.д. Переход с одного этапа на другой связан с изменениями не только личностного, профессионального или семейного статуса, но и психологического. Такие изменения психологического статуса в психологии получили название возрастных кризисов.
Введение....................................................................................................3
Глава 1. Детские возрастные кризисы………………………………...4
1.1. Годовалый кризис………………………………………….4
1.2. Трехлетний кризис.................................................................5
1.3. Кризис семи лет…………………………………………..…7
1.4. Кризис подросткового возраста…………………………....9
1.4.1. Половое созревание…………………………………..…10
1.4.2 Эмоциональное развитие…………………………….…..11
1.4.3. Воображение и творчество……………………………...11
1.4.4. Основные новообразования…………………………….12
Глава 2. Кризисы середины жизни…………………...…………...….14
2.1. Кризис тридцатилетия…………………………………….14
2.2. Кризис середины жизни…………………………….…….16
Глава 3. Кризис пожилого возраста……………………..……....……20
Заключение……………………………………………………………..21
Список использованных источников…………………………………22
Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. Скажем, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: четверка для одного — источник бурной радости, для другого — разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим — как неудача. С другой стороны, внутренняя жизнь — жизнь переживаний — влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.
Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) проходят. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты – побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.
1.4. Кризис подросткового возраста
«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст – это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития. В психологии считается, что трудный подростковый возраст начинается лет в 11-12. Однако одинаковых людей нет, поэтому у кого-то признаки переходного возраста могут начаться и в 10 лет, а у кого-то процесс отложится до 14.
В подростковом возрасте происходят мощные изменения и перестройки в социокультурном плане, для подростка значимыми становятся сверстники, а авторитет родителей отходит на второе место. Сейчас для подростка важно “войти” в свою среду, найти единомышленников и утвердить свой статус. Также происходит половое созревание, мощный выброс гормонов, изменение строения тела, все это влияет не только на самовосприятие подростка, но и на оценку его сверстниками. Подростковый возраст – сложный для самого ребенка, ему надо адаптироваться к новым условиям жизни (ведь он взрослеет), к изменениям своего организма и к тому, какие изменения происходят во взаимоотношениях с окружающими.
Почему же данный возрастной период называют кризисом, если все проходит так как должно? Ребенок взрослеет, его системы и органы перестраиваются, меняется не только физическое строение, но и личностные особенности, расширяется мировоззрение, появляются новые интересы… Человек развивается и растет. Что кризисного происходит?
Кризисом переходный возраст называют тогда, когда в данный возрастной промежуток, начинают нарушаться взаимоотношения со взрослыми, в частности с родителями. Конфликты и непонимание, эмоциональные вспышки, агрессивное поведение и обособление от семьи являются признаками подросткового кризиса. Редко, когда подростковый возраст проходит гладко и бесконфликтно.
1.4.1. Половое созревание
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.
С фазами биологического созревания
у подростков совпадают фазы развития
интересов. С одной стороны, теряется
интерес к вещам, которые его
интересовали раньше (презрительное
отношение к детским забавам).
При этом не утрачиваются ни навыки,
ни сложившиеся механизмы
Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать период "пустыней отрочества".
Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.
1.4.2. Эмоциональное развитие
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств. [3]
1.4.3. Воображение и творчество
Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". [4] Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.
Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.
Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
1.4.4. Основные новообразования
В подростковом возрасте среди
детей начинают выделяться группы.
Сначала они состоят из представителей
одного пола, впоследствии возникает
тенденция к объединению
Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.
Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.
Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
Переходный период – это перестройка и реорганизация, по-настоящему кризисом данный период можно назвать в том случае, если он протекает болезненно для подростка, если ему трудно адаптироваться и принять изменения в его жизни.
Глава 2. КРИЗИСЫ СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
2.1. Кризис тридцатилетия
Приблизительно в возрасте
30 лет, иногда несколько позже, большинство
людей переживают кризисное состояние.
Оно выражается в изменении представлений
о своей жизни, иногда в полной
утрате интереса к тому, что раньше
было в ней главным, в некоторых
случаях даже в разрушении прежнего
образа жизни. В чем же причина
возникающей
По мнению И.С. Кона,
"никто не может реализовать
себя полностью", и свойственный
сложившемуся взрослому
Согласно А.В. Толстых, "при этом человек видит, что "отпущенные ему возможности", их реальное поле постепенно суживается — он уже не может "сделать все", не волен повернуть развитие своей личности в произвольном направлении. Его "сковывают" семья, профессия, привычный образ жизни... Найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как муж, отец, профессионал, общественный деятель, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей — найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь".
Итак, кризис 30 лет возникает
вследствие нереализованности
Кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни. Ведь именно с периодом кризиса 30 лет обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной неразвитости — даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.
Проблеме смысла жизни в ее широком проявлении посвящены исследования В. Франкла. Он пишет:
"Сегодняшний пациент
уже не столько страдает от
неполноценности, как во
Я бы хотел просто
процитировать здесь пару фраз
из письма, которое написал мне
один американский студент: "Здесь,
в Америке, я со всех сторон
окружен молодыми людьми моего
возраста, которые отчаянно пытаются
найти смысл своего
Что же представляет собой
смысл как психологическая