Русская поэзия после Пушкина
несла в себе противоборствующие,
начала, выражала возросшую сложность
и противоречивость жизни. Отчетливо
обозначаясь и поляризуясь, развиваются
два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». Когда
мы говорим о двух поэтических лагерях,
нужно иметь в виду большую пестроту и
сложность отношений как внутри каждого
из лагерей, так и в отношениях между ними,
особенно если учитывать эволюцию общественной
и литературной жизни. «Чистые» поэты
писали гражданские стихи: от либерально-обличительных
(Я. Полонский) до реакционно-охранительных
(А.П. Майков). Поэты-демократы испытывали
определенное (и положительное тоже) влияние
со стороны поэтов «чистого искусства»:
Никитин, например, в своей лирике природы.
Расцвет сатирической поэзии связан главным
образом с демократическим движением.
Тем не менее «чистое искусство» выдвинуло
ряд крупных сатирических дарований: П.
Щербина и особенно А.К. Толстой, написавший
немало сатирических произведений – как
самостоятельных, так и в рамках коллективного
авторства, создавшего знаменитого Козьму
Пруткова. И все же в целом между поэтическими
движениями проходит достаточно четкий
водораздел. В противостоянии и в противоборстве
этих двух направлений часто заявляла
обострившаяся социальная борьба. Полюсы
можно было бы, пожалуй, обозначить двумя
именами: Некрасов и Фет. «Оба поэта начали
писать почти одновременно, - констатировала
критика, - оба пережили одни и те же фазисы
общественной жизни, оба сделали себе
имя в русской литература ... оба, наконец,
отличаются далеко не дюжинным талантом,
- и при всем том в поэтической деятельности
каждого из них нет почти ни одного общего
пункта».