Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность инновационных форм экологического образования в формировании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

vospit(1).doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

 

 

Бледное вытянутое  растение с хилыми листьями, которое  не дает новых ростков и цветов, - некрасивое. При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и

тому подобное) - это, прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая

состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зеленых друзьях. 
   Дошкольник, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным. Животные, так же как и растения, приносят большую радость. Дети активно общаются с ними, ведь мир наших меньших братьев чрезвычайно привлекателен. В отличие от растений, животным присуще поведение. С одной стороны, они похожи на людей: могут ходить, бегать, лазить, плавать; едят и пьют; глаза и уши позволяют им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него (прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное). 
   Замечая частично внешнее сходство между человеком и животными, ребенок с раннего возраста понимает, что последние - живые существа. С другой стороны, животные неповторимы и своеобразны как по внешнему виду, так и по поведению. Например, многие из них имеют органы, которых нет у людей - хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное. 
Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку, то есть делать то, что не свойственно человеку. Необыкновенность и динамичность животных очень нравится детям. Но поведение дошкольника относительно животных всегда должно быть под вниманием и руководством взрослого, так как оно может быть опасным и для животного и для ребёнка. 
Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе.

     В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. 
Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно использовать игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй - обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это - игры-ребусы, игры-исследования, игры-опыты, КВНы. В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют в природе

 

 

 

скрыто и  реально, умения классифицировать и моделировать материал, комбинировать и моделировать его, прогнозируя результаты.]

    Кроме рассмотренных выше, существует еще очень много разных инновационных форм экологического образования, которые помогают формировать экологические знания и которые являются обязательным компонентом формирования экологической культуры. Это - путешествия, экскурсии в природу, экологические тропы, экологические сказки, цель которых развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт, искать ответы на вопросы, которые даются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде, что способствует формированию различных видов мышления, внимания, память и воображения. Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок - активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности. 
            

1.3 Роль  экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников.

    В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.  Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать:  -экологические знания; -экологическое мышление; -экологически оправданное поведение; -чувство любви к природе. 
   Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрено воспитание у дошкольников любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным. Первое отношение к природе складывается у детей на основе эмоций, чувств, возникших в ходе созерцания ее красоты. Но одного лишь эмоционального восприятия для формирования бережного отношения к природной среде недостаточно. Воспитатель должен стремиться

соединить возникшие  в результате непосредственного общения с природой чувства детей с природоохранительными знаниями, что, в свою очередь, станет побудителем различной природоохранительной деятельности.  
   В старшей группе детей учат внимательно наблюдать явления природы и

устанавливать простейшие связи между ними. Детей этого возраста подводят к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.). Ребята должны знать, что под влиянием солнца и влаги трава быстро

растет, начинают поспевать некоторые ягоды, фрукты, овощи. 
  Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения. 
Экологические знания - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т.д. Знания - не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения. 
             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО  ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ. 
 
      2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей (методика и результаты констатирующего эксперимента). 
     Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Для осуществления экспериментальной работы были поставлены следующие задачи: 
- выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы; 
- определить морально-ценностное отношение к природе у детей; 
  - выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы. 
    Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно:

ценностное  отношение к природе, к себе и  к другим людям как часто природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ №3, с. Пестрецы  Пестречинского района.         В экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети старшей группы, приблизительно равные по уровню развития, в количестве 20 человек. 
 Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время. 
Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей навыков экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. 
  Для констатирующего эксперимента были подобраны следующие задания:

- контрольные  задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников;  

- моральная  ситуация для определения морально-ценностного  отношения к природе;

- специальные  ситуации для выявления у детей  практических навыков бережного  отношения к природе.

Тестирование  детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированное этого качества.

 

 

 

 

Задание 1

  Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных (домашних и диких).

   Оборудование: два больших листа бумаги: первый разделен на три части (хозяйственный двор, лес, жилое помещение); на втором листе изображено голубое небо, ветви деревьев и земля; фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, собаки, кошки; волка, лисицы, медведя, зайца; фигурки птиц: голубя, воробья, сороки, курицы.

Инструкция  к проведению:

- в игровой  форме ребёнку предлагаем взять  первую карту, из всех фигурок  выбрать животных и поселить  их по домикам (с учётом места проживания). Затем предлагаем взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Если на столе остались какие-нибудь фигурки, ребёнку предлагается ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. После того, как ребёнок справился с заданием, ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками:

1.Как называется животное (птица)?

2.Какие его характерные особенности ?

3.Чем питается животное (птица)?

4.Оценка результатов деятельности.

    Высокий уровень (3 балла). Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам: звери, птицы. Аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности. Без особого труда отвечает на поставленные педагогом вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).

    Средний уровень (2 балла).  Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает с замешательством. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает частые ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Затрудняется назвать характерные особенности. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то отвечает в основном не верно. Не проявляет и не выражает свое отношение к животным (птицам).

 

 

 

 

 

 

Задание 2

   Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), бегония и бальзамин султанский (огонёк), колеус; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон;

Инструкция к проведению: -  педагог называет ребёнку четыре комнатных растения, просит ребенка показать эти растения. Затем задает вопросы:

1.Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

2.Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).

3.Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

4. Далее из представленных на картинках растений (даны в скобках) предлагается выбрать:

а) сначала деревья (берёза, липа, тополь);

б) деревья у  которых есть иголки, и деревья  у которых есть листочки (лиственные и хвойные) (ель, осина);

в)ягоды и грибы (земляника, опята);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно называет все виды растений: деревья, цветы. Без труда отличает хвойные деревья от лиственных, ягоды от грибов; цветы сада от цветов леса. Рассказывает как правильно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает сове отношение к комнатным растениям.

Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста