Реферат
«Воспитание в младшем школьном
возрасте»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ…………………………………………4
- Возникновение воспитания…………………………………………4
- Задачи воспитания………………………………………………..…6
ГЛАВА 2. ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА………………....8
2.1. Психолого-педагогические
особенности детей младшего школьного
возраста…………………………………………………………….....8
2.2. Нравственное воспитание…………………………………..………..13
2.3. Эстетическое воспитание……….........................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..…………20
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание растущего человека
как формирование развитой личности составляет
одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его
подлинной сущности, формирование духовно
развитой личности в процессе исторического
развития общества не совершается автоматически.
Оно требует усилий со стороны людей, и
эти усилия направляются как на создание
материальных возможностей, объективных
социальных условий, так и на реализацию
открывающихся на каждом историческом
этапе новых возможностей для духовно-нравственного
совершенствования человека. В этом двуедином
процессе реальная возможность развития
человека как личности обеспечивается
всей совокупностью материальных и духовных
ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само
по себе еще не решает задачу формирования
развитой личности. Необходима организация
систематического, базирующегося на знании
и учете объективных закономерностей
развития личности процесса воспитания,
который служит необходимой и всеобщей
формой этого развития (Азарова Т.В., Битянова
М.Р., Афанасьева Б.И., Васильева Н.Л, 2001).
Целевая установка воспитательного
процесса состоит в том, чтобы каждого
растущего человека сделать борцом за
человечность, что требует не только умственного
развития детей, не только развития их
творческих потенций, умений самостоятельно
мыслить, обновлять и расширять свои знания,
но и развития образа мышления, развития
отношений, взглядов, чувств, готовности
к участию в экономической, социальной,
культурной и политической жизни, личностно-общественного
становления, развития многообразных
способностей, центральное место в которых
занимает способность быть субъектом
общественных отношений, способность
и готовность участвовать в социально
необходимой деятельности.
Целью работы является рассмотрение процесса
воспитания детей младшего школьного
возраста.
В работе поставлены следующие
задачи:
1. рассмотрение процесса
воспитания;
2. изучение психолого-педагогических
особенностей детей младшего школьного
возраста;
3. рассмотрение нравственного
и эстетического воспитания детей
младшего возраста.
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ
- Возникновение воспитания
Ребенок постоянно включен
в те или иные формы общественной практики;
и если отсутствует ее специальная организация,
то воспитательное воздействие на ребенка
оказывают наличные, традиционно сложившиеся
ее формы, результат действия которых
может оказаться в противоречии с целями
воспитания.
Исторически сформировавшаяся система
воспитания обеспечивает присвоение детьми
определенного круга способностей, нравственных
норм и духовных ориентиров, соответствующих
требованиям конкретного общества, но
постепенно средства и способы организации
становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование
у детей нового круга способностей и потребностей,
то для этого необходимо преобразование
системы воспитания, способной организовывать
эффективное функционирование новых форм
воспроизводящей деятельности.
Развивающая роль системы воспитания
при этом выступает открыто, делаясь объектом
специального обсуждения, анализа и целенаправленной
организации (Эльконин Д.Б., 1997).
Формирование человека как личности требует
от общества постоянного и сознательно
организуемого совершенствования системы
общественного воспитания, преодоления
застойных, традиционных, стихийно сложившихся
форм. Такая практика преобразования сложившихся
форм воспитания немыслима без опоры на
научно-теоретическое психологическое
знание закономерностей развития ребенка
в процессе онтогенеза, ибо без опоры на
такое знание существует опасность возникновения
волюнтаристского, манипулятивного воздействия
на процесс развития, искажения его подлинной
человеческой природы, техницизм в подходе
к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения
к воспитанию ребенка выражена в тезисе
его активности как полноправного субъекта,
а не объекта процесса воспитания. Собственная
активность ребенка есть необходимое
условие воспитательного процесса, но
сама эта активность, формы ее проявления
и, главное, уровень осуществления, определяющий
ее результативность, должны быть сформированы,
созданы у ребенка на основе исторически
сложившихся образцов, однако не слепого
их воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно, важно так строить педагогический
процесс, чтобы воспитатель руководил
деятельностью ребенка, организуя его
активное самовоспитание путем совершения
самостоятельных и ответственных поступков.
Педагог-воспитатель может и обязан помочь
растущему человеку пройти этот - всегда
уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного
и социального развития (Кулагина И.Ю.,
1998).
Под воспитанием понимается целенаправленное
развитие каждого растущего человека
как неповторимой человеческой индивидуальности,
обеспечивание роста и совершенствования
нравственных и творческих сил этого человека,
через построение такой общественной
практики, в условиях которой то, что у
ребенка находится в зачаточном состоянии
или пока только составляет возможность,
превращается в действительность. "Воспитывать
- это значит направлять развитие субъективного
мира человека", с одной стороны, действуя
в соответствии с тем нравственным образцом,
идеалом, который воплощает требования
общества к растущему человеку, а с другой
стороны, преследуя цель максимального
развития индивидуальных особенностей
каждого ребенка. Как указывал Л. С. Выготский,
"учитель с научной точки зрения - только
организатор социальной воспитательной
среды, регулятор и контролер ее взаимодействия
с каждым учеником".
Такой подход к построению процесса воспитания
- как активного целенаправленного формирования
личности - согласуется с нашей методологической
установкой на оценку роли общества и
места генотипа растущего человека в становлении
его личности.
Целенаправленное формирование личности
человека предполагает ее проектирование,
но не основе общего для всех людей шаблона,
а в соответствии с индивидуальным для
каждого человека проектом, учитывающим
его конкретные физиологические и психологические
особенности.
- Задачи воспитания
Так, для младших школьников
носителями общественных ценностей и
идеалов выступают отдельные люди - отец,
мать, учитель; для подростков в их число
входят также и сверстники; для подростков
в их число входят также и сверстники;
наконец, старший школьник воспринимает
идеалы и ценности достаточно обобщенно,
может не связывать их с конкретными носителями.
Соответственно система воспитания должна
строиться с учетом возрастных особенностей.
Она должна также быть ориентированной
на "завтрашний день" развития детей,
что предполагает включение ребенка, подростка,
юноши в систему взаимосвязанных генетически
преемственных и сменяющих друг друга
ведущих деятельностей. Внутри каждой
из них возникают особые образования,
каждая из них вносит свой специфический
вклад в формирование мотивационно-потребностной
сферы личности. В то же время развитие
мотивационно-потребностной сферы происходит
не только по пути включенных в не новых
образований, но и через дифференциацию
и иерархизацию ранее возникших мотивов
деятельности. Наиболее развитой структурой
мотивационно-потребностной сферы обладает
личность с общественной направленностью
мотивов.
Другая важнейшая задача воспитания растущих
людей - это формирование их устойчивых
учебно-познавательных интересов. Полноценное
воспитание предполагает развитие у детей
познавательной потребности, которая
направлена не только на содержание школьных
учебных предметов, но и на всю окружающую
их действительность.
Ребенок должен на своем личном опыте
убедиться, что мир познаваем, что человек,
т.е. он сам, может открывать законы, управляющие
окружающим миром, предсказывать события
и проверять, произойдут ли они на самом
деле, находить единую скрытую основу,
казалось бы разнородных явлений. Эта
радость познания, радость собственного
творчества превращает первоначальное
любопытство в любознательность, присущую
ребенку, делает ее более устойчивой.
Любознательность потом конкретизируется,
сосредотачиваясь на той или иной области
действительности, т.е. начинает относиться
к тому или иному учебному предмету (Макаренко, А.С., 1997).
Возникает потребность не только в интеллектуальном
познании тех или иных сторон действительности,
но и в их практическом освоении и преобразовании.
Эта потребность опредмечивается в возникновении
мотивов разнообразной трудовой деятельности,
которая, позволяя сохранить особую познавательную
направленность, идущую от игры и имеющую
много общего с так называемыми интеллектуальными
играми, трансформирует её в осознанную
потребность "всерьез" трудиться.
Таким образом, на определенном возрастном
этапе в развитии мотивационно-потребностной
сферы происходит новый качественный
сдвиг, связанный с возникновением планов
и намерений, поиском путей самореализации
в трудовой деятельности. Такая дифференциация
мотивов приводит к образованию в структуре
мотивационно-потребностной сферы профессиональных
намерений.
Воспитание воли - один из основных моментов
в процессе воспитания (Макаренко, А.С., 1984).
Воля человека воспитывается постепенно
- он должен научиться выполнять дела и
поступки, которые ему совершать не хочется,
но надо. От умения выполнять требования
окружающих к способности самому формулировать
и выполнять их - таков путь развития воли
у человека.
Сформированность указанных качеств
личности растущего человека определяет
его поведение в массе конкретных случаев
и ситуаций, с которыми он сталкивается
в жизни и которые, разумеется, нельзя
предусмотреть до мельчайших деталей
в процессе воспитания.
ГЛАВА 2.
ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Психолого-педагогические
особенности детей младшего школьного возраста
Каждый период жизни
и развития ребенка характеризуется определенным
ведущим видом деятельности. В отечественной
психологии под ведущей деятельностью
понимается та, в процессе которой происходят
качественные изменения в психике детей,
происходит формирование основных психических
процессов и свойств личности, появляются
психические новообразования, характерные
именно для данного конкретного возраста.
Так, в период младенчества
(до 1 года ), ведущим видом деятельности
является непосредственно – эмоциональное
общение, в раннем детстве ( от 1 года до
3 лет) – предметная деятельность, в дошкольном
– игра, в младшем школьном возрасте –
учеба, в подрастковом – общение со сверстниками.
Психологические свойства,
которые выступают у ребенка в последние
годы дошкольного детства, до прихода
в школу, за первые четыре года школьного
обучения получают развитие, закрепляются,
и к началу подросткового возраста многие
важные черты личности уже сформированы.
Индивидуальность ребенка к этому возрасту
проявляется также и в познавательных
процессах. Происходит значительное расширение
и углубление знаний, совершенствуются
умения и навыки ребенка. Этот процесс
прогрессирует и к III – IV классам приводит
к тому, что у большинства детей обнаруживаются
как общие, так и специальные способности
к различным видам деятельности. Общие способности
проявляются в скорости приобретения
ребенком новых знаний, умений и навыков,
а специальные – в глубине изучения отдельных
школьных предметов, в специальных видах
трудовой деятельности и в общении (Выготский Л.С., 2006).
Дальнейшее развитие
способностей к концу младшего школьного
возраста порождает значительное увеличение
индивидуальных различий между детьми,
что сказывается на их успехах в учении
и является одним из оснований для принятия
психолого-педагогически обоснованных
решений относительно дифференцированного
обучения детей с различными способностями.
В работе с детьми, обнаружившими наиболее
развитые способности, начиная с этого
возраста, могут применяться методы обучения,
характерные для взрослых, так как познавательные
процессы одаренных детей, их восприятие,
внимание, мышление, память и речь к III - IV классам школы являются
полностью сформированными.
Особое значение для
развития в этом возрасте имеет стимулирование
и максимальное использование мотивации
достижения успехов в учебной, трудовой,
игровой деятельности детей. Усиление
такой мотивации, для дальнейшего развития
которой младший школьный возраст представляет
особенно благоприятным временем жизни,
приносит двоякую пользу: во-первых, у
ребенка закрепляется жизненно весьма
полезная и достаточно устойчивая личностная
черта – мотив достижения успеха, доминирующий
над мотивом из бегания неудачи: во-вторых,
это приводит к ускоренному развитию разнообразных
других способностей ребенка.
В младшем школьном
возрасте открываются новые возможности
для стимулирования психического развития
ребенка через регуляцию его отношений
с окружающими людьми, особенно с учителями
и родителями, к воздействиям которых
в этом возрасте ребенок еще достаточно
открыт. Это позволяет взрослым развивать
и использовать в воспитании социальные
мотивы ребенка для оказания на него положительного
воздействия. Речь идет о таких мотивах,
как признание, одобрение со стороны значимых
взрослых людей, стремление получать высокую
оценку и ряде других.
К концу младшего школьного
возраста, III-IV классам школы, повышенное
значение для детей приобретают отношения
со сверстниками, и здесь открываются
дополнительные возможности для активного
использования этих отношений в учебно-воспитательных
целях, в частности для стимулирования
психического развития ребенка через
публичное одобрение в присутствии товарищей
его поступков и достижений, через соревнование
со сверстниками, через многие другие
действия и ситуации, затрагивающие социальный
престиж ребенка.
Младший школьник
с живым любопытством воспринимает окружающую
жизнь, которая каждый день раскрывает
перед ним что-то новое. Развитие восприятия
не происходит само собой, здесь очень
велика роль учителя, который повседневно
воспитывает умение не просто смотреть,
но и рассматривать, не просто слушать,
но и прислушиваться, учит выявлять существенные
признаки и свойства предметов и явлений,
указывает, на что следует обратить внимание,
приучает детей планомерно и систематично
анализировать воспринимаемые объекты
(Выготский Л.С., 1991).
Очень большие изменения
в процессе обучения претерпевает мышление
младшего школьника. Развитие творческого
мышления приводит к качественной перестройке
восприятия и памяти, к превращению их
в произвольные, регулируемые процессы.
Важно правильно воздействовать на процесс
развития, так как долгое время считалось,
что мышление ребенка – это как бы “недоразвитое”
мышление взрослого, что ребенок с возрастом
больше узнает, умнеет, становится сообразительным.
А сейчас у психологов не вызывает сомнения
тот факт, что мышление ребенка качественно
отличается от мышления взрослого, и что
развивать мышление возможно, только опираясь
на знание особенностей каждого возраста.
Исследования детского
творчества позволяют выделить как минимум
3 стадии развития творческого мышления:
наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Наглядно-действенное мышление рождается из действия
в младшем и раннем возрасте. В процессе
развития наглядно-действенного мышления
у ребенка формируется способность выделять
в предмете не просто его внешние свойства,
а именно те, которые необходимы для решения
задачи. Это способность развивается на
протяжении всей жизни и является совершенно
необходимой для решения любых, самых
сложных задач.
Так же одним из важнейших
условий формирования ребенка младшего
школьного возраста является творческое
воображение. Подлинное усвоение любого
учебного предмета невозможно без активной
деятельности воображения, без умения
представить, вообразить то, о чем пишется
в учебнике, о чем говорит учитель, без
умения оперировать наглядными образами.
В процессе развития воображения в младшем
школьном возрасте совершенствуется воссоздающее
воображение, связанное с представлением
ранее воспринятого или создание образов
в соответствии с данным описанием, схемой,
рисунком и т. д. Творческое воображение
как создание новых образов, связанное
с преобразованием, переработкой впечатлений
прошлого опыта, соединением их в новые
сочетания, комбинации, также получают
дальнейшее развитие (Выготский Л.С.,1984).
Большое значение для
умственного развития младших школьников
имеет правильная организация и совершенствование
их познавательной деятельности. Прежде
всего, важно развивать те психические
процессы, которые связаны с непосредственным
познанием окружающего мира, то есть ощущения
и восприятия. Однако их восприятия характеризуются
недостаточной дифференцированностью.
Воспринимая предметы и явления, они допускают
неточности в определении их сходства
и различия, зачастую акцентируют внимание
на второстепенных деталях и не замечают
существенных признаков. Однако, как уже
отмечалось, у младших школьников интенсивно
развивается вторая сигнальная система,
связанная с абстрактным мышлением и речью.
Важными особенностями
характеризуется организация практической
деятельности младших школьников. В дошкольном
возрасте основным видом деятельности
ребят является игра. Даже простейшие
виды труда лучше и охотнее выполняются
ими, когда они облекаются в игровую форму.
У младших школьников в этом отношении
происходят значительные сдвиги. Хотя
и теперь игра занимает заметное место,
они начинают осознавать значение производительного
труда, труда по самообслуживанию, помощи
взрослым и стремятся к приобретению доступных
для них трудовых умений и навыков. Вот
почему так важно расширять сферу трудовой
деятельности младших школьников, особенно
ее коллективных форм.
В воспитании и развитии
младших школьников большое значение
имеет личность учителя, а также влияние
родителей и взрослых. Их чуткость, внимание
и умение стимулировать и организовывать
как коллективную, так и индивидуальную
деятельность ребят в решающей мере определяют
успех воспитания (Маркова А.К., 1990).
2.2. Нравственное
воспитание
Школа является основным звеном в системе
воспитания подрастающего поколения.
На каждом этапе обучения ребенка доминирует
своя сторона воспитания. В воспитании
младших школьников такой стороной будет
нравственное воспитание: дети овладевают
простыми нормами нравственности, научатся
следовать им в различных ситуациях.
Учебный процесс тесно связан с нравственным
воспитанием. В условиях современной школы,
когда содержание образования увеличилось
в объеме и усложнилось по своей внутренней
структуре, в нравственном воспитании
возрастает роль учебного процесса. Содержательная
сторона моральных понятий обусловлена
научными знаниями, которые учащиеся получают,
изучая учебные предметы. Сами нравственные
знания имеют не меньшее значение для
общего развития школьников, чем знания
по конкретным учебным предметам.