ВВЕДЕНИЕ
Семья - это особого рода коллектив,
играющий в воспитании основную, долговременную
и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность
и робость, спокойствие и тревога, сердечность
и теплота в общении в противоположность
отчуждению и холодности - все эти качества
приобретаются в семье.
Семейное воспитание - общее
название для процессов воздействия на
детей со стороны родителей и других членов
семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена
ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни
растущего в ней человека. Семья для ребенка
является одновременно и средой обитания,
и воспитательной средой. Влияние семьи
особенно в начальный период жизни ребенка
намного превышает другие воспитательные
воздействия.
В настоящее время
проблемы семьи и семейного воспитания
приобрели особую актуальность. Произошедшие
не так давно в России социальный и экономический
кризисы заметно ухудшили демографическую
ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый
в нашей стране социальный институт, в
значительной мере утратила свою ценность.
Однако сейчас важность семьи постепенно
возрастает: осознается ее роль в развитии
подрастающего поколения – ведь именно
в семье у ребенка формируются модели
будущей жизни, поэтому очень многое зависит
от родителей и других близких.
Над проблемой семейного
воспитания работали многие ученые: Азаров
Ю. П., Байков Ф. Я., Васильева Э. В., Гуров
В. Н., Каган Е.В., Куликова Т. А., Лесгафт
П.Ф., Харчев А. Г. ,Шеляг Т. В. и другие.
Актуальна проблема
семьи и для государства, общества, школы.
На государственном уровне для помощи
семье создаются различные программы,
например, национальный проект «Российская
семья» по поддержке семьи, материнства
и детства. Говоря о помощи общества, можно
привести в пример различные социальные
организации и общественные объединения,
такие как служба социальной защиты, служба
психологической помощи, муниципальные
центры работы с детьми и так далее.
А. Г. Харчев пишет:
«Семья — реальное воплощение комплексности
воспитательного воздействия на формирующуюся
личность, в сфере которого одновременно
оказываются и интеллект, и эмоции ребенка,
и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки.
Воздействие это осуществляется как через
психологическую атмосферу семейного
коллектива, так и через организацию его
деятельности, как путем словесного убеждения,
так и путем личного примера родителей,
других членов семьи». Стало быть, весь
уклад семейной жизни, ее нравственное
здоровье, культура отношений и образовательный
уровень родителей, их политические взгляды,
нравственные установки, поведение в повседневной
жизни являются социализирующими и воспитывающими
средствами. И обществу глубоко не безразлично,
в каких условиях воспитывается ребенок
в семье, какой социальный опыт она передает
ему. Вот почему забота о семье как воспитательном
институте, о ее педагогической ценности
находилась и находится в центре внимания
общества.
Целью данной работы является
доказать, что семья является основой
первичной социализации ребёнка.
Задачи:
- раскрыть понятие
семья.
- описать функции
семьи.
- определить роль
родителей в семье.
ГЛАВА 1
1.1 Характеристика
семьи и тенденции её развития.
Семья - это основанная
на браке или кровном родстве малая группа,
члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной
ответственностью
и взаимопомощью; в ней вырабатываются
совокупность
норм, санкций и образцов
поведения, регламентирующих взаимодействие
между супругами, родителями
и детьми, детей между собой.[12]
Семья по признанию ученых, -
одна из величайших ценностей, созданных
человечеством за всю историю своего существования.
Ни одна нация, ни одна культурная общность
не обошлась без семьи. В её положительном
развитии, сохранении, упрочении заинтересовано
общество, государство, в прочной, надёжной
семье нуждается каждый человек независимо
от возраста.[11]
В современной науке
нет единого определения семьи, хотя попытки
сделать это предпринимались великими
мыслителями, такими как Платон, Аристотель,
Кант, Гегель много веков назад. Наиболее
часто о семье говорят как об основной
ячейке общества, которая непосредственно
участвует в биологическом и социальном
воспроизводстве общества.
Семья – специфический
социальный институт, в котором переплетаются
интересы общества, членов семьи в целом
и каждого из них в отдельности. Будучи
первичной ячейкой общества, семья выполняет
функции, важные для общества и для каждого
человека.
Функции семьи –
направления деятельности семейного коллектива
или отдельных его членов, выражающие
социальную роль и сущность семьи. На функции
семьи влияют такие факторы, как требования
общества, семейное право и нормы морали,
реальная помощь государства семье.
В период социально-экономических
преобразований в обществе претерпевают
изменения и функции семьи. Ведущей в историческом
прошлом являлась экономическая функция
семьи, подчиняющая себе все остальные:
глава семьи – мужчина – был организатором
общего труда, дети рано включались в жизнь
взрослых. Экономическая функция всецело
определяла воспитательную и репродуктивную
функции. В настоящее время экономическая
функция семьи не отмерла, но изменилась.
Один из вариантов функций современной
семьи представлен финским педагогом
Ю. Хямяляйнен. Выделяя периоды формирования
семьи, он отмечает, что для каждого этапа
семейных отношений характерны определенные
функции, что представлено в таблице 1.
Анализируя
таблицу, можно сделать вывод, что в различные
периоды становления и развития семьи
функции ее членов меняются.
В то же время
существуют и другие подходы к определению
функций семьи. Необходимо отметить, что
в настоящее время нет общепринятой классификации
функций семьи. Исследователи единодушны
в определении таких функций, как продолжение
рода (репродуктивная), хозяйственная,
восстановительная (организация досуга,
рекреативная), воспитательная. Между
функциями существует тесная связь, взаимозависимость,
взаимодополняемость, поэтому какие-либо
нарушения в одной из них сказываются
и на выполнении другой.
Особого внимания и
деликатного подхода требует вопрос, связанный
с осуществлением важнейшей функции семьи
- ее репродуктивным назначением. В подавляющем
большинстве стран мира забота о деторождении
введена в ранг государственной политики.
Несмотря на крайне низкую деторождаемость,
наше государство недостаточно стимулирует
этот процесс. В ряде регионов отменяются
пособия на детей, слабо поддерживаются
многодетные семьи, отсутствует целенаправленная
подготовка молодежи к семейной жизни
и сознательному родительству. [34]
Российская Федерация даже по
западным меркам характеризуется уникально
низкой рождаемостью. В стране наблюдается
устойчивая депопуляция населения не
только по причине низкой рождаемости,
но и за счет сверхсмертности младенцев
и мужчин в трудоспособном возрасте. В
то же время известно, что в нормальной
семье люди живут гораздо дольше и дольше
трудятся.
Сегодня, как никогда
раньше, остро стоит задача кардинально
повысить роль родителей в воспитании
детей. В отечественной и зарубежной литературе
настойчиво высказывается требование
уйти от экономики двухзарплатной системы,
когда работают оба родителя. Необходимо
создать такие условия, чтобы зарплата
одного из родителей была достаточной
для нормального функционирования семьи,
а второй имел возможность заниматься
воспитанием детей. Актуальными проблемами
семьи является реализация экономической,
защитной функций, функции эмоционального
удовлетворения. Как показывают исследования,
требуют серьёзного улучшения внутрисемейные
отношения. Остаётся актуальной задача
подготовки молодёжи к семейной жизни.
[1]
Итак, можно сделать
вывод, что семья, как первичная среда
воспитания ребёнка в государстве очень
важна, поэтому необходимым условием
оздоровления российской семьи является
поворот государства, местных органов
власти к проблемам семьи, преодоление
тлетворного, разлагающего влияния на
семью, прежде всего на подрастающее поколение
средств массовой информации, особенно
центрального телевидения.
1.2. Роль
родителей в семье.
Любили тебя без особых
причин:
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу
похож…
И эта любовь до конца твоих
дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов.
Семья - наиболее распространенный социальный
вид группы, основная ячейка общества,
в которой рождается, формируется, развивается
и большую часть времени в течение жизни
находится человек. Именно в семье ребенок
получает первый жизненный опыт, делает
первые наблюдения и учится как себя вести
в различных ситуациях. Очень важно, чтобы,
то чему родители учат ребенка, подкреплялось
конкретными примерами, чтобы он видел,
что у взрослых теория не расходится с
практикой. Главное в воспитании маленького
человека - достижение душевного единения,
нравственной связи родителей с ребенком.
Родителям ни в коем случае не стоит пускать
процесс воспитания на самотек.[8]
Родители составляют
первую общественную среду ребенка. Личности
родителей играют существенную роль в
жизни каждого человека. Не случайно, что
к родителям, особенно к матери, мы мысленно
обращаемся в тяжелую минуту. Вместе с
тем чувства, окрашивающие отношения ребенка
и родителей - это особые чувства, отличные
от других эмоциональных связей.[23]
Родительская любовь
сопровождает человека всю его жизнь.
Родители самые близкие и родные люди
у ребёнка. Как личности, родители играют
существенную роль в жизни каждого человека.
Не случайно, что к родителям, особенно
к матери мы мысленно обращаемся в
тяжёлую минуту жизни. Причём если в первые
годы жизни любовь к родителям обеспечивает
собственную жизнь и безопасность, то
по мере взросления родительская любовь
всё больше выполняет функции поддержания
и безопасности внутреннего, эмоционального
и психологического мира человека.[36]
Родительская любовь
– источник и гарантия благополучия человека,
поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей
родителей является создание у ребёнка
уверенности в том, что его любят и о нём
заботятся. Никогда и не при каких условиях
у ребёнка не должно возникать сомнений
в родительской любви.Самая естественная
и самая необходимая из всех обязанностей
родителей – это относиться к ребёнку
в любом возрасте любовно и внимательно.
Многие родители считают,
что ни в коем случае нельзя показывать
детям любовь к ним, полагая, что когда
ребёнок хорошо знает, что его любят,
это приводит к избалованности, эгоизму,
себялюбию. Но это абсолютно не так. Все
отрицательные черты у человека, как раз
и возникают при недостатке любви, в этот
момент создаётся эмоциональный дефицит,
когда ребёнок лишён неизменной родительской
привязанности.[20]
Так, например, С.В. Ковалевская,
выдающийся математик, первая женщина,
ставшая членом – корреспондентом Академии
наук, в своих воспоминаниях пишет: «Во мне рано развилось убеждение, что
я нелюбимая, и это отразилось на всём
моём характере. Иногда я испытывала желание
приласкаться к маме, взобраться к ней
на колени, но эти попытки как-то всегда
оканчивались тем, что я, по неловкости,
то сделаю маме больно, то разорву ей платье
и потом убегу со стыдом и спрячусь в угол.
Всего счастливее я бывала, когда
оставалась наедине с няней. Я садилась
рядом с ней на диване, прижималась совсем
близко, и она начинала рассказывать мне
сказки.» (С.В. Ковалевская. Воспоминания
детства. 1989).
В результате отчуждения от
матери у маленькой Сони всё сильнее и
сильнее стала развиваться дикость и сосредоточенность.
Всё чаще стало возникать чувство безотчётной
тоски, страхи и другие признаки большой
нервности.
Аналогичные описания
мы находим в воспоминаниях
писателей, поэтов, деятелей науки
и культуры, живших в разное
время и принадлежавших разным
народам.
Генри Миллер, известный американский
писатель, вспоминает: «Я никогда не видел
от неё материнского тепла. Она никогда
не поцеловала меня, не обняла. Я не помню,
чтобы и я подошёл её обнять. Я даже не
знал, что это принято, пока не побывал
однажды у своего школьного приятеля.
Нам было по двенадцать лет. Мы вместе
пришли к нему после школы, и я услышал
слова его матери: “Джеки, Джеки, дорогой,
ну как твои дела?” – и увидел, как она
обняла и поцеловала его. Никогда не слыхал
я таких слов, даже такой интонации. Для
меня это было ново». (У.Глассер. Школа
без неудачников.1991)[37]
Родители любят своих детей,
но по-разному относятся к их воспитанию.
К сожалению, детьми обычно занимается
мать. Так какую же роль в семье играет
мама? Мама для любого ребёнка на Земле
– его Божество. [21]
Роль мамы в семье очень ответственна
и несёт в себе огромное количество различных
функций. Поэтому мама должна вобрать
в себя уйму знаний, умений и навыков чтобы,
воспитать достойное «продолжение рода».
С самого рождения мы учимся
от матери близости, общению, устанавливать
личные границы и дистанцию в отношениях.
Мать показывает нам, как справляться
с неудачами и тревогами, несбывшимися
ожиданиями, утратами и горем. Мать
– это человек, который определяет
качество эмоциональной составляющей
личности или другими словами, той части
нашей души, которая отвечает за успех
в любви и работе.[22]