Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:43, реферат
Требования, предъявляемые в настоящее время к человеку как члену гражданского общества, нашли отражение в основополагающих документах, определяющих стратегию развития российского образования. В современном российском обществе, в результате сложившейся неблагоприятной социальной среды, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства молодых россиян, резко возрастает роль учителя-воспитателя как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, образца поведения, обладающего высокой культурой, сознательностью, ответственного за свою жизнь и будущее страны.
Введение…………………………………………………………………..3
Воспитание в совренном cузе. Характеристика и значение………..4
Необходимость улучшения воспитательного процесса и его уязвимые стороны……………………………………………………………..…7
Заключение………………………………………………………………14
Список использованых источников……………………………………15
Воспитание в современном cузе.
Его необходимость и уязвимые стороны.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованых источников……………………………………15
Введение
Требования, предъявляемые в настоящее время к человеку как члену гражданского общества, нашли отражение в основополагающих документах, определяющих стратегию развития российского образования.
В современном российском обществе,
в результате сложившейся неблагоприятной
социальной среды, оказывающей негативное
воздействие на сознание и чувства
молодых россиян, резко возрастает
роль учителя-воспитателя как
Сегодняшнее среднее учебное заведение представляет собою весьма сложную и многоплановую структуру, которой приходится одновременно решать несколько различных по характеру задач. Это и организация учебного процесса, и научно-исследовательская работа, и административно-хозяйственная деятельность.
Особое место в жизни и работе современного учебного заведения занимает воспитательная работа. В наше время необходимость этого направления работы никем не ставится под сомнение, а ведь ещё лет десять назад воспитательная работа в школе практически остановилась. Это, естественно, было связано с теми процессами в социальной, политической и экономической сферах, что бурно происходили в нашей стране. Смена, а то и отмена нравственных ориентиров в обществе, кардинальное переосмысление системы взаимоотношений между людьми, а также между человеком и государством вызвали настоящий кризис в отечественной педагогике. Если можно так выразиться, государство перестало давать “социальный заказ”, в котором бы чётко формулировались цели, направления и методы воспитательной работы.
Однако постепенно всё большее количество ведущих российских педагогов утверждалось в мысли, что прекращение воспитательной работы в школе может привести к непоправимым последствиям (и уже начало приводить). В значительной степени поворотным моментом, с которого положение начало изменяться в лучшую сторону, стал расширенный Пленум работников образования (осень 1996 года), на котором ректоры ряда ведущих вузов России обратились с открытым письмом, относящимся именно к состоянию воспитательной работы. Авторы письма однозначно признавали приоритетность воспитательной работы наряду с учебной и требовали восстановить в полном объёме (но, разумеется, с учётом произошедших в стране преобразований) все формы воспитательной работы, эффективно зарекомендовавшие себя в прежние годы. Ими были, наконец, установлены основные задачи воспитания студента в вузе и детей в средней школе – это формирование гармонически развитого, всесторонне образованного и приспособленного к реалиям современной жизни человека. При этом большое внимание уделялось патриотическому и гуманистическому воспитанию. Именно эти задачи в нынешнее время признаны самыми актуальными.[3]
Воспитательный процесс – это процесс, как минимум, двусторонний и успех его зависит от обоюдных усилий и воспитателей, и воспитуемых.
Воспитание в среднем учебном заведении имеет две неразрывно связанные стороны: личностную и профессиональную. Что касается личностной составляющей воспитания, то следует отметить, что в последнее время начинается складываться национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях. Это воспитание человека культуры, впитавшего в себя богатство культурного наследия своего народа и народов других стран, стремящихся к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, уважительно относиться к духовным ценностям других культур. Под личностно-ориентированным воспитанием мы понимаем организованный процесс развития человеческого потенциала, человеческих сущностных сил. Он включает в себя следующие составляющие: физический, психический, социальный и культурный потенциалы. Следовательно, на основе этих потенциалов можно определить основные направления воспитательной работы в вузе.[4]
Вторая сторона воспитательной
работы - профессиональное воспитание.
Цель образования в современных
условиях - формирование качественно
нового субъекта педагогической деятельности,
обладающего новым мышлением, исследовательским
подходом к профессиональной деятельности,
владеющего новейшими технологиями
труда, видением проблем своей деятельности
в широком контексте
Профессиональное образование в сузе - это специально организованный процесс приобщения личности к профессиональной деятельности в ходе профессиональной подготовки в качестве субъекта этой деятельности. Оно включает в себя формирование у студентов профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионального мастерства.
Профессиональная
Профессионализм в значительной мере определяется качеством его профессионального мышления, которое является важнейшим показателем компетентности и качества труда будущего специалиста.
Профессиональное мышление
должно быть основано на высокой теоретической
методологической и мировоззренческой
культуре. Теоретическая культура представляет
целостное, системное усвоение современной
научной картины мира, умение свободно
ориентироваться в системе
Особенностью современного педагогического процесса, стремящегося к переходу на позиции социально-личностной парадигмы образования, является его гуманитарность, признающая сложность, противоречивость, неисчерпаемость и постоянную изменчивость человеческого в человеке. Вместе с тем, понимание того, "чему воспитывать" и "как воспитывать" не подразумевает осознание механизма воспитания - воспитанник остается "черным ящиком", суть процессов, проходящих в психике в процессе направленного воспитания, не всегда понятна. [1]
Еще более острой
становится проблема
1. Теоретический: - философское переосмысление положений классического гуманизма применительно к воспитательному процессу, месту и роли воспитателя и воспитанника в нем;
- психолого-педагогическая интерпретация понятия "организация воспитания";
- поиск адекватных точек соприкосновения теории управления, теории воспитания и теории развития.
2. Методический:
- разработка организационно-методического инструментария, расширяющего возможности образовательной системы в воспитании студентов;
- разработка системы показателей деятельности и эффективности системы воспитания.
3. Воспитательный:
- создание гуманистически ориентированной воспитательной среды, способствующей успешности формирования у студентов профессионально-личностных компетенций, социальной компетентности и профессионально - и социально значимых качеств личности.
Мощь человеческого
интеллекта создала
Воспитание - не только
присвоение смысла "Я", сколько
движение субъекта за пределы
самого себя, в область иного,
более организованного смысла. Преодоление
в этом процессе
Специфика воспитания в сузе очевидна, прежде всего, из-за высокой внутренней специфичности образовательного пространства, ориентированного не на гуманитарную сослагающую культуры. Преподаватели в сузе, как правило, далеки от теории воспитания, и в воспитательном процессе ориентированы прежде всего на собственные жизненные ценности и смыслы, которые, впрочем, не являются чуждыми для их воспитанников. Вместе с тем потребность в приобретении педагогического знания, осмысление и присвоение психолого-педагогической культуры, понимание всех сторон образовательного процесса (от социального заказа до конкретного методического приема), достижение понимания сути воспитания с опорой и на рационально-логическое, и на иррациональное (чувственное, интуиционное) начала человеческой деятельности не могут не становиться "камнем преткновения" для преподавателей. [6]
Воспитание в период обучения в сузе - существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. К сожалению, для молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, отсутствие готовности к профессиональному и жизненному выбору. Сегодня в нашем обществе разрушаются привычные устои и нравственные ориентиры, совершается жестокое испытание духовных сил человека. Поэтому одной из важнейших задач становится организация воспитательного процесса, способствующего формированию у личности чувств гражданственности, патриотизма, высокой культуры, уважения к историческому прошлому. Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы с молодежью, повышения ее эффективности, в особенности за счет оптимизации системы кураторского психолого-педагогического сопровождения. Если ранее система воспитания, а точнее система мероприятий, была призвана "занимать" студентов воспитанием, чтобы канонизировать их социально-человеческую активность, следовать абстрактным нормам и идеалам, то в современный период воспитание в сузе должно быть адекватным реальным социальным запросам общества. Будущее России во многом определяет уровнем образования и профессиональной подготовки современного молодого поколения, его мировоззренческой позицией, желанием и умением активно участвовать в возрождении страны, и именно этому в полной мере должны способствовать кураторы - мудрые наставники, сопровождающие студентов в процессе их социального взросления. [7]
Информация о работе Воспитание в современном cузе. Его необходимость и уязвимые стороны