Воспитание в современном cузе. Его необходимость и уязвимые стороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:43, реферат

Краткое описание

Требования, предъявляемые в настоящее время к человеку как члену гражданского общества, нашли отражение в основополагающих документах, определяющих стратегию развития российского образования. В современном российском обществе, в результате сложившейся неблагоприятной социальной среды, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства молодых россиян, резко возрастает роль учителя-воспитателя как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, образца поведения, обладающего высокой культурой, сознательностью, ответственного за свою жизнь и будущее страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Воспитание в совренном cузе. Характеристика и значение………..4
Необходимость улучшения воспитательного процесса и его уязвимые стороны……………………………………………………………..…7
Заключение………………………………………………………………14
Список использованых источников……………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание в современном сузе.docx

— 37.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание в  современном cузе.

Его необходимость  и уязвимые стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Воспитание в совренном cузе. Характеристика и значение………..4
  2. Необходимость улучшения воспитательного процесса и его уязвимые стороны……………………………………………………………..…7

Заключение………………………………………………………………14

        Список использованых источников……………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Требования, предъявляемые в настоящее  время к человеку как члену  гражданского общества, нашли отражение  в основополагающих документах, определяющих стратегию развития российского  образования.

В современном российском обществе, в результате сложившейся неблагоприятной  социальной среды, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства  молодых россиян, резко возрастает роль учителя-воспитателя как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, образца поведения, обладающего высокой культурой, сознательностью, ответственного за свою жизнь и будущее страны. Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию: в процессе её не только формируется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается её культурный и производственный потенциал. И хотя общепризнанным является тот факт, что от личностных качеств, ценностных ориентаций, идеалов и знаний будущих педагогов напрямую зависит судьба России, значительная часть выпускников педагогических вузов не обладает необходимыми знаниями для работы по воспитанию подрастающего поколения, не обладает ценностными ориентирами. Именно поэтому перед CУЗами, сегодня остро встаёт проблема поиска оптимальных путей организации воспитания будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Воспитание в совренном cузе. Характеристика и значение.

Сегодняшнее среднее учебное заведение представляет собою весьма сложную и многоплановую структуру, которой приходится одновременно решать несколько различных по характеру задач. Это и организация учебного процесса, и научно-исследовательская работа, и административно-хозяйственная деятельность.

Особое место в жизни  и работе современного учебного заведения занимает воспитательная работа. В наше время необходимость этого направления работы никем не ставится под сомнение, а ведь ещё лет десять назад воспитательная работа в школе практически остановилась. Это, естественно, было связано с теми процессами в социальной, политической и экономической сферах, что бурно происходили в нашей стране. Смена, а то и отмена нравственных ориентиров в обществе, кардинальное переосмысление системы взаимоотношений между людьми, а также между человеком и государством вызвали настоящий кризис в отечественной педагогике. Если можно так выразиться, государство перестало давать “социальный заказ”, в котором бы чётко формулировались цели, направления и методы воспитательной работы.

Однако постепенно всё  большее количество ведущих российских педагогов утверждалось в мысли, что прекращение воспитательной работы в школе может привести к непоправимым последствиям (и уже  начало приводить). В значительной степени  поворотным моментом, с которого положение  начало изменяться в лучшую сторону, стал расширенный Пленум работников образования (осень 1996 года), на котором  ректоры ряда ведущих вузов России обратились с открытым письмом, относящимся  именно к состоянию воспитательной работы. Авторы письма однозначно признавали приоритетность воспитательной работы наряду с учебной и требовали восстановить в полном объёме (но, разумеется, с учётом произошедших в стране преобразований) все формы воспитательной работы, эффективно зарекомендовавшие себя в прежние годы. Ими были, наконец, установлены основные задачи воспитания студента в вузе и детей в средней школе – это формирование гармонически развитого, всесторонне образованного и приспособленного к реалиям современной жизни человека. При этом большое внимание уделялось патриотическому и гуманистическому воспитанию. Именно эти задачи в нынешнее время признаны самыми актуальными.[3]

Воспитательный процесс – это процесс, как минимум, двусторонний и успех его зависит от обоюдных усилий и воспитателей, и воспитуемых.

Воспитание в среднем  учебном заведении имеет две неразрывно связанные стороны: личностную и профессиональную. Что касается личностной составляющей воспитания, то следует отметить, что в последнее время начинается складываться национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях. Это воспитание человека культуры, впитавшего в себя богатство культурного наследия своего народа и народов других стран, стремящихся к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, уважительно относиться к духовным ценностям других культур. Под личностно-ориентированным воспитанием мы понимаем организованный процесс развития человеческого потенциала, человеческих сущностных сил. Он включает в себя следующие составляющие: физический, психический, социальный и культурный потенциалы. Следовательно, на основе этих потенциалов можно определить основные направления воспитательной работы в вузе.[4]

Вторая сторона воспитательной работы - профессиональное воспитание. Цель образования в современных  условиях - формирование качественно  нового субъекта педагогической деятельности, обладающего новым мышлением, исследовательским  подходом к профессиональной деятельности, владеющего новейшими технологиями труда, видением проблем своей деятельности в широком контексте мировоззренческого, гуманитарного и методологического  знания.

Профессиональное образование  в сузе - это специально организованный процесс приобщения личности к профессиональной деятельности в ходе профессиональной подготовки в качестве субъекта этой деятельности. Оно включает в себя формирование у студентов профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионального мастерства.

Профессиональная направленность личности будущего профессионала включает в себя интерес к избранной  профессии, понимание общественной и личной значимости педагогической деятельности, сознательное и творческое отношение к избранной профессии. Профессиональную компетентность можно  определить как меру соответствия профессиональных и личностных качеств уровню и  сложности решаемых профессиональных задач. Она включает способности  к профессиональной адаптивности и  мобильности, самостоятельному творческому  росту, связана с наличием необходимых  профессиональных знаний, умений и  навыков, что, в конечном счёте, находит  выражение в развитом мышлении, специфическом, профессиональном поведении, профессиональной этике.

Профессионализм в значительной мере определяется качеством его  профессионального мышления, которое  является важнейшим показателем  компетентности и качества труда  будущего специалиста.

Профессиональное мышление должно быть основано на высокой теоретической  методологической и мировоззренческой  культуре. Теоретическая культура представляет целостное, системное усвоение современной  научной картины мира, умение свободно ориентироваться в системе естественнонаучного  и гуманитарного знания. Методологическая культура основывается на овладении  философскими знаниями, логикой и  методологией научного познания. Мировоззренческая  культура включает в себя представления  о ценностях человеческого существования: потребностях, интересах, целях, идеалах, о месте человека в мире, смысле жизни, путях достижения свободы  и счастья; умения отличить один тип  мировоззрения от другого, знание законов  его формирования. [3]

 

 

  1. Необходимость улучшения воспитательного процесса и его уязвимые стороны

Особенностью современного педагогического процесса, стремящегося к переходу на позиции социально-личностной парадигмы образования, является его  гуманитарность, признающая сложность, противоречивость, неисчерпаемость  и постоянную изменчивость человеческого  в человеке. Вместе с тем, понимание  того, "чему воспитывать" и "как  воспитывать" не подразумевает осознание  механизма воспитания - воспитанник  остается "черным ящиком", суть процессов, проходящих в психике в процессе направленного воспитания, не всегда понятна. [1]  

 Еще более острой  становится проблема организации  воспитания, ведь сам воспитатель,  вновь осмысливая и переосмысливая  собственный опыт, присваивая опыт  коллег, изменяясь в ходе приобретения  новых смыслов, ценностей и  знаний, не может являться константой  для воспитательного процесса  в силу собственной включенности. В связи с этим одной из важнейших проблем современного образования является проблема организации воспитания, имеющая несколько аспектов:   

 1. Теоретический: - философское переосмысление положений классического гуманизма применительно к воспитательному процессу, месту и роли воспитателя и воспитанника в нем;   

 - психолого-педагогическая интерпретация понятия "организация воспитания";   

 - поиск адекватных точек соприкосновения теории управления, теории воспитания и теории развития.   

 2. Методический:   

 - разработка организационно-методического инструментария, расширяющего возможности образовательной системы в воспитании студентов;   

 - разработка системы показателей деятельности и эффективности системы воспитания.   

 3. Воспитательный:   

 - создание гуманистически ориентированной воспитательной среды, способствующей успешности формирования у студентов профессионально-личностных компетенций, социальной компетентности и профессионально - и социально значимых качеств личности.   

 Мощь человеческого  интеллекта создала удивительную  систему, позволяющую всем и  каждому не только понять, но  и принять ценности человеческого  общежития - систему воспитания. Воспитание - процесс, ориентированный на личность и регулируемый изнутри, детерминированный внутренним миром человека. В центре его находится человек со своими жизненными, экзистенциальными проблемами. Целеполагание воспитания - ввести молодого человека в мир культуры; личность, благодаря активной деятельности человеческого сознания, осмысливает предлагаемые культурой ценности, смыслы, знания, вырабатывает собственное отношение, приобретая независимость, неповторимость, субъектность.   

 Воспитание - не только  присвоение смысла "Я", сколько  движение субъекта за пределы  самого себя, в область иного,  более организованного смысла. Преодоление  в этом процессе отождествлений  с иными субъектами возможно  в развитии способностей создавать  индивидуальную жизненную миссию. В образовании - смысловом ядре  воспитания - осуществляется постоянное  осмысление (переосмысление) нового  через известное (или кажущееся таковым), что и превращает неосвоенное в освоенное. Неоднозначность смыслов, внутренние противоречия, присущие культурной реальности, инициируют процесс интерпретации. Интерпретация - творческий акт изменения накопленных смыслов, точка роста культуры. Моделирование воспитания как полиинтерпретационной спирали, где точки осмысления представляют собой новые векторы развития, либо в виде ленты Мебиуса, не сохраняющей константность содержания каждой точки с течением времени и склонной к смысловой эволюции (знаний, образов, переживаний, эмоций, волевых проявлений и пр.) - позиция, позволяющая по иному взглянуть на организацию воспитания, приблизить теорию управления образовательными системами к общепринятым теориям менеджмента без потери содержательности и уникальности первых.

Специфика воспитания в сузе очевидна, прежде всего, из-за высокой внутренней специфичности образовательного пространства, ориентированного не на гуманитарную сослагающую культуры. Преподаватели в сузе, как правило, далеки от теории воспитания, и в воспитательном процессе ориентированы прежде всего на собственные жизненные ценности и смыслы, которые, впрочем, не являются чуждыми для их воспитанников. Вместе с тем потребность в приобретении педагогического знания, осмысление и присвоение психолого-педагогической культуры, понимание всех сторон образовательного процесса (от социального заказа до конкретного методического приема), достижение понимания сути воспитания с опорой и на рационально-логическое, и на иррациональное (чувственное, интуиционное) начала человеческой деятельности не могут не становиться "камнем преткновения" для преподавателей. [6]  

 Воспитание в период обучения в сузе - существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. К сожалению, для молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, отсутствие готовности к профессиональному и жизненному выбору. Сегодня в нашем обществе разрушаются привычные устои и нравственные ориентиры, совершается жестокое испытание духовных сил человека. Поэтому одной из важнейших задач становится организация воспитательного процесса, способствующего формированию у личности чувств гражданственности, патриотизма, высокой культуры, уважения к историческому прошлому. Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы с молодежью, повышения ее эффективности, в особенности за счет оптимизации системы кураторского психолого-педагогического сопровождения. Если ранее система воспитания, а точнее система мероприятий, была призвана "занимать" студентов воспитанием, чтобы канонизировать их социально-человеческую активность, следовать абстрактным нормам и идеалам, то в современный период воспитание в сузе должно быть адекватным реальным социальным запросам общества. Будущее России во многом определяет уровнем образования и профессиональной подготовки современного молодого поколения, его мировоззренческой позицией, желанием и умением активно участвовать в возрождении страны, и именно этому в полной мере должны способствовать кураторы - мудрые наставники, сопровождающие студентов в процессе их социального взросления. [7]  

Информация о работе Воспитание в современном cузе. Его необходимость и уязвимые стороны