Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:19, научная работа
Цель работы - поиск эффективных педагогических условий воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста, где объектом являлся педагогический процесс, направленный на воспитание этих чувств.
Ноябрь |
«Заюшкина избушка» Задачи: дать детям представление о полярности моральных качеств; формировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств характера; учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации. Игра «Напиши письмо» (на материале сказки «Заюшкина избущка») |
Этюд «Как бы ты поступил?» Цель: учить детей делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации. |
Игра «Скажи наоборот» Цель: закрепление представлений о полярности нравственных качеств. |
Игра «Раскрась рисунок» Цель: учить детей передавать в рисунке эмоции героев сказок. |
Декабрь |
Правила дружбы Задачи: вызвать положительно-эмоциональные переживания общения; развитие анализа и самоанализа 1. Обсуждение пословицы «Друга ищи, а найдешь – береги». 2. Формулирование правил дружбы |
«Мои друзья» (Рисование и рассказы о друзьях) Задачи: показать детям, какие интересные сверстники их окружают; вызвать положительно-эмоциональные переживания общения. |
Игра «Пожелание» Цель: вызвать положительно-эмоциональные переживания общения. |
Игра «Мое настроение» Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии. |
Январь |
Настольная игра «Оцени поступок» Цель: развивать умение видеть проблему, находить приемлемые формы выхода из сложившейся ситуации, формирование культуры общения. |
Рассказы детей «Что бы стало, если …» Задачи: закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности; развитие монологической речи. |
«Честность» Задачи: учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации; закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности. Чтение: Н. Носов «Фантазеры». Формулирование «правил честности». |
Этюды «Провинившийся», «Стыдно» Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция нежелательных черт характера. |
Февраль |
«Наши добрые дела» Задача: воспитание гуманных чувств, обогащение эмоциональной сферы. Рассказывание произведения К.Д.Ушинского «Играющие собаки», обсуждение качеств Полкана и Володи. Обсуждение ситуации: Как бы поступил Володя на месте Полкана? Обсуждение смысла пословицы «Помогай другу везде, не оставляй его в беде». |
Этюд «Все когда-то мечтают стать птицей» Цель: формировать негативное отношение к антигуманным поступкам, развитие эмпатии. |
Игра «Цветик – семицветик» Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, умение видеть нравственные проблемы |
Игра «Коллективное сочинение сказки» Цель:формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действиями сверстников. Ролевое проигрывании ситуаций. |
Март |
Игра «Потерянная варежка»Цель: развивать эмпатию, желание и готовность помогать друг другу. |
Игра «Жадный поросенок»Цель: развивать чувство эмпатии, стремления помочь слабому». |
Занятие «Мои друзья»Программное содержание. Помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения, организовать опыт содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения друг друга. Разнообразить мир духовных интересов детей, сообщить сведения о коллекционировании, собаководстве, первых шагах в спорте, хореографии, художественном чтении, фотографии и т. п. |
Игра «Как ты себя чувствуешь?»Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого. |
Апрель |
Игра «Волшебный стул»Цель: расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях. |
«Магазин ценностей»Цель: помочь участникам осознать собственные ценности, выстроить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности. |
Игра «Волшебный сундучок»Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; закрепление нравственных норм взаимоотношений. |
Игра «Добрые волшебники»Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. |
Май |
Игра «Закончи предложение»Цель: Повышение уверенности в себе, в своих силах. Рисование «Наш детский сад» (по подгруппам) Цель: формировать у дошкольников умение распределять задание между участниками, согласовывать свои интересы с интересами сверстников, использовать в общении тактичные формы обращений к сверстникам. |
Этюд «Лягушкой даже была царевна»Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы,требующие решения. |
Этюд «По муравьиной тропе»Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения. |
Этюд «Пчела защищается вынужденно»Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения |
Сентябрь |
Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»Программное содержание. Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке, и соотносить их с действительностью. |
Мастерская «Художественный салон» Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов |
Игра «Автопортреты»Цель: развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности, что предполагает заинтересованное внимание, сопереживание, отсутствие осуждения. Игра может быть предложена в начале занятий для создания групповой атмосферы. |
Игра «Напиши письмо»Цель: формировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера. |
Октябрь |
Занятие « Машина шутка»Задачи: учить детей изображать и анализировать поведение; развивать чувство эмпатии; развивать воображение, волевые процессы. |
Игра «Комплименты»Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. |
Игра «Хороший – плохой»Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. |
Игра «Кто сказал "прости"?» Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. |
Ноябрь |
«Спасибо тебе за…» Цель: воспитывать благодарное отношение к сверстникам, проявляющим доброжелательность, сочувствие |
«Извини меня…» Цель: воспитывать умение более объективно оценивать свои недостатки; формировать у детей самоконтроль за своим поведением, ориентируясь на моральные правила, способствовать яркому выражению этих чувств детьми в складывающихся ситуациях в повседневной жизни группы, во взаимодействии со сверстниками. |
Игра «Снимается кино» Цель: формирование представления о регуляции поведения на основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. |
Игра «Снимается кино-2» Цель: формирование представления о регуляции поведения на основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. |
Декабрь |
Игра «Давай помиримся!»Цель: выработать привычку примирения, понять его смысл; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, |
Мастерская «Скульптор» Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов |
«Скоро Новый год» Задачи: развитие навыков групповой работы; развитие творческого воображения. |
Игра «Угадайка» Цель: помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения. |
Январь |
«Не буду просить прощения!» (Работа со сказкой «Принц Эдгар») Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. |
«Неоконченные предложения» Цель: формировать справедливое отношение к сверстникам при решении спорных вопросов, объективизм в оценках их поступков, предложений. |
Игра «Конкурс хвастунов»Цель: умение анализировать нравственные поступки, видеть в них негативные и позитивные стороны. |
Игра «Снежная королева»Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгараживающих ребенка от других |
Февраль |
Игра «Волшебные имена»Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. |
«Загадка» Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. |
«Как быть, что делать?» Задача: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. |
Ситуация «Не надо грустить»; сценка «Успокой друга» (с использованием кукол-перчаток) Задача: развивать чувство эмпатии; формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности. |
Март |
«Загадай загадки» Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. |
Игра «Темные и светлые мешочки» Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. |
Игра «Телевизор» Цель: развитие умения передавать в мимике, жестах настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии. |
Игра «Концерт по заявкам» Цель: формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действия сверстников. |
Апрель |
«Я хороший - я плохой» Цель: развитие рефлексии и самоанализа; воспитывать умение более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки. |
Сделаем по кругу друг другу подарок Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого; развитие эмпатии. |
Игра «Событийная цепочка»Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования. |
Занятие «Закончи сказку»Задачи: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. |
Май |
Игра «Анализ ситуаций и ресурсов»Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования. |
Игра «Кто на свете злее всех?»Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума. |
Игра «Сказка на новый лад»Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество |
Игра-путешествие «Страна Добра» Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; развитие самостоятельности и творчества. |
Информация о работе Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций