Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:19, научная работа

Краткое описание

Цель работы - поиск эффективных педагогических условий воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста, где объектом являлся педагогический процесс, направленный на воспитание этих чувств.

Вложенные файлы: 1 файл

vse_dlya_ds.docx

— 45.71 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Ноябрь 

«Заюшкина избушка»

Задачи: дать детям представление о полярности моральных качеств; формировать отрицательное отношение к проявлению  негативных качеств характера; учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.

Игра  «Напиши письмо» (на материале сказки «Заюшкина избущка»)

Этюд  «Как бы ты поступил?»

Цель: учить детей делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.

Игра  «Скажи наоборот» 

Цель: закрепление представлений о полярности нравственных качеств.

Игра  «Раскрась рисунок»

Цель: учить детей передавать в рисунке эмоции героев сказок.

     Декабрь

Правила дружбы

Задачи: вызвать положительно-эмоциональные переживания общения; развитие анализа и самоанализа

1. Обсуждение  пословицы «Друга  ищи, а найдешь  – береги».

2. Формулирование  правил дружбы

«Мои  друзья» (Рисование и рассказы о  друзьях)

Задачи: показать детям, какие интересные сверстники их окружают; вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.

Игра  «Пожелание»

Цель: вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.

Игра  «Мое настроение»

Цель:  развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Январь 

Настольная  игра «Оцени поступок» 

Цель: развивать умение видеть проблему, находить приемлемые формы выхода из сложившейся ситуации, формирование культуры общения.

Рассказы  детей «Что бы стало, если …»

Задачи: закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности; развитие монологической речи.

«Честность»

Задачи: учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации; закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности.

Чтение:  Н. Носов «Фантазеры».

Формулирование  «правил честности».

Этюды «Провинившийся», «Стыдно»

Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция нежелательных черт характера.

Февраль

«Наши добрые дела»

Задача: воспитание гуманных чувств, обогащение эмоциональной сферы.

Рассказывание произведения К.Д.Ушинского «Играющие собаки», обсуждение качеств Полкана и Володи. Обсуждение ситуации: Как бы поступил Володя на месте Полкана?

Обсуждение смысла пословицы

«Помогай другу  везде, не оставляй его в беде».

Этюд  «Все когда-то мечтают стать птицей»

Цель: формировать негативное отношение к антигуманным поступкам, развитие эмпатии.

Игра  «Цветик – семицветик»

Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, умение видеть нравственные проблемы

Игра  «Коллективное сочинение сказки»

Цель:формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Ролевое проигрывании ситуаций.


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

    Март 

Игра  «Потерянная варежка»

Цель: развивать эмпатию, желание и готовность помогать друг другу.

Игра  «Жадный поросенок»

Цель: развивать чувство эмпатии, стремления помочь слабому».

Занятие  «Мои друзья» 

Программное содержание. Помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения, организовать опыт содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения друг друга. Разнообразить мир духовных интересов детей, сообщить сведения о коллекционировании, собаководстве, первых шагах в спорте, хореографии, художественном чтении, фотографии и т. п.

Игра  «Как ты себя чувствуешь?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Апрель 

Игра  «Волшебный стул»

Цель: расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

«Магазин  ценностей»

Цель: помочь участникам осознать собственные ценности, выстроить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности.

Игра  «Волшебный сундучок»

Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; закрепление нравственных норм взаимоотношений.

Игра  «Добрые волшебники»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Май

Игра  «Закончи предложение»

Цель: Повышение уверенности в себе, в своих силах.

Рисование «Наш детский сад» (по подгруппам)

Цель: формировать у дошкольников умение распределять задание между

участниками, согласовывать  свои интересы с интересами сверстников, использовать в общении тактичные формы обращений к сверстникам.

Этюд  «Лягушкой даже была  царевна»

Цель: развитие эмпатии;  сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы,

требующие решения.

Этюд  «По муравьиной тропе»

Цель: развитие эмпатии;  сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения.

Этюд  «Пчела защищается  вынужденно»

Цель: развитие эмпатии;  сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения


                                                                                                                                                                                               

                                                                                                     Подготовительная группа                                                          

 

 Сентябрь 

Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»

Программное содержание. Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке, и соотносить их с действительностью.

Мастерская  «Художественный салон»

Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов

Игра  «Автопортреты»

Цель: развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности, что предполагает заинтересованное внимание, сопереживание, отсутствие осуждения. Игра может быть предложена в начале занятий для создания групповой атмосферы.

Игра  «Напиши письмо»

Цель:  формировать отрицательное  отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.

Октябрь

Занятие « Машина шутка»

Задачи: учить детей изображать и анализировать поведение; развивать чувство эмпатии; развивать воображение, волевые процессы.

Игра  «Комплименты»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Игра  «Хороший – плохой»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра  «Кто сказал "прости"?»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Ноябрь

«Спасибо  тебе за…»

Цель: воспитывать благодарное отношение к сверстникам, проявляющим доброжелательность, сочувствие

«Извини меня…»

Цель: воспитывать умение более объективно оценивать свои недостатки; формировать у детей самоконтроль за своим поведением, ориентируясь на моральные правила, способствовать яркому выражению этих чувств детьми в складывающихся ситуациях в повседневной жизни группы, во взаимодействии со сверстниками.

Игра  «Снимается кино»

Цель: формирование представления о регуляции поведения на основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра  «Снимается кино-2»

Цель: формирование представления о регуляции поведения на основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Декабрь

Игра  «Давай помиримся!»

Цель: выработать привычку примирения, понять его смысл; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума,

Мастерская  «Скульптор»

Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов

«Скоро  Новый год»

Задачи: развитие навыков групповой работы; развитие творческого воображения.

Игра «Угадайка»

Цель: помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.


                                                                                                                                                                                                           

Январь

«Не буду просить прощения!» (Работа со сказкой «Принц Эдгар»)

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

 «Неоконченные  предложения»

Цель: формировать справедливое отношение к сверстникам при решении спорных вопросов,

объективизм в  оценках  их поступков, предложений.

Игра  «Конкурс хвастунов»

Цель: умение анализировать нравственные поступки, видеть в них негативные и позитивные стороны.

Игра  «Снежная королева»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных

барьеров, отгараживающих ребенка от других

Февраль

Игра  «Волшебные имена»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

«Загадка»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

«Как  быть, что делать?»

Задача: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Ситуация  «Не надо грустить»; сценка «Успокой друга» (с использованием кукол-перчаток)

Задача: развивать чувство эмпатии; формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности.

Март

«Загадай  загадки»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра  «Темные и светлые мешочки»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра  «Телевизор»

Цель:  развитие умения передавать в мимике, жестах настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Игра  «Концерт по заявкам»

Цель: формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действия сверстников.


                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                 

Апрель

«Я  хороший - я плохой»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа; воспитывать умение более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.

Сделаем по кругу друг другу подарок

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого; развитие эмпатии.

Игра  «Событийная цепочка»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования.

Занятие «Закончи сказку»

Задачи: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; учить детей эмоционально  воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.

Май

Игра  «Анализ ситуаций и ресурсов»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования.

Игра  «Кто на свете злее всех?» 

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра  «Сказка на новый лад»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество

Игра-путешествие  «Страна Добра»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; развитие самостоятельности и творчества.


                                                                                                                                                                                                        

Информация о работе Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций