Воспитание гуманных чувств дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:42, реферат

Краткое описание

Дошкольное детство - очень важный период в становлении дошкольника. Малыши быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие в минуты огорчения. Для этого каждому ребенку нужно самому быть отзывчивым: помогать товарищам при затруднениях, уметь проявлять сочувствие огорченному, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей, школьной, а затем взрослой жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать. Первым примером гуманных взаимоотношений - отношений между родными - должна служить семья. Помимо реальных примеров высоконравственного поведения, большую помощь оказывает литература, представляющая поступки персонажей в яркой, художественной форме. Такие примеры побуждают детей подражать положительным героям и удерживаться от негативных действий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1.1 Эмоции и воспитательный процесс
1.2 Развитие эмоций в деятельности
1.3 Значение эмоций
2. ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание гуманных чувств дошкольников.rtf

— 247.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ПРЕДМЕТ: ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
    1. Эмоции и воспитательный процесс
    2. Развитие эмоций в деятельности
    3. Значение эмоций
  2. ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольное детство - очень важный период в становлении дошкольника. Малыши быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие в минуты огорчения. Для этого каждому ребенку нужно самому быть отзывчивым: помогать товарищам при затруднениях, уметь проявлять сочувствие огорченному, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей, школьной, а затем взрослой жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать. Первым примером гуманных взаимоотношений - отношений между родными - должна служить семья. Помимо реальных примеров высоконравственного поведения, большую помощь оказывает литература, представляющая поступки персонажей в яркой, художественной форме. Такие примеры побуждают детей подражать положительным героям и удерживаться от негативных действий.

При благоприятных условиях у ребенка-дошкольника интенсивно развиваются практические навыки, умственные и художественные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. Вместе с тем обнаруживается, что недостаточное общение с людьми, ограниченность активности, бедность получаемых внешних впечатлений оказывают губительное влияние на все последующее развитие ребенка.

 

  1. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

 

1.1 Эмоции и воспитательный процесс

 

С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний и умений, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств детской личности. Для полноценного развития дошкольника особенно важна целенаправленность педагогического процесса.

Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание, оказывающее влияние не только на эстетическое, но и на умственное и нравственное воспитание ребенка.

Особый интерес представляет вопрос педагогических условий формирования начал художественного творчества. Иные искусствоведы в похвальном стремлении защитить детское художественное творчество впадают в крайность и полностью отрицают роль обучения.

Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего детства. Дети слушают и рассказывают сказки, читают стихи, поют и танцуют. Даже у детей младшего возраста такого рода исполнение вызывает эмоциональные переживания разной степени выраженности и длительности. В дальнейшем проявление эмоций детей становится все более многообразным: и характер возникающих у ребенка образов (музыкальных, литературных, графических), и отношение к персонажам сказок и рассказов, и сама исполнительская деятельность (танец, песня, рассказывание) - все проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный эмоциональный опыт и развивает его.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста -существенная и вместе с тем трудная. Здесь необходимо управлять процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока мало изучены.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Здесь подчас допускаются серьезные просчеты. В одних случаях излишне балуют ребенка, не приучают его к выполнению посильных обязанностей и таким образом невольно растят эгоиста, потребительски относящегося к окружающим. В других случаях грубым обращением, окриками, несправедливыми наказаниями угнетают детскую личность, вызывают отрицательное отношение к предъявляемым требованиям, создают психологический барьер между взрослым и ребенком. Правильные представления о моральном облике советского человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, к своим трудовым и гражданским обязанностям должны стать для ребенка образцами для подражания. Вместе с тем у него должно быть сформировано понимание того, что хорошо и что плохо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрения.

Однако только знания моральных требований еще недостаточно для того, чтобы ребенок вел себя нравственно. Если родители и воспитатели с помощью морализирующих бесед уделяют внимание лишь формированию нравственных представлений, не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами нарушают, не считаясь с интересами окружающих.

Чтобы предупредить подобное расхождение знаний и реального поведения, необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения. Важно, чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям Он знает, что надо помогать малышам, и активно делает это; он понимает, что плохо быть грубым, и сам восстает против грубости других; он сочувствует сверстнику, испытывающему страдания, и радуется, разделяя радость другого.

Для обеспечения подлинно всестороннего и гармоничного развития детской личности необходимо более тесно, более органично связать физическое воспитание ребенка с умственным, умственное с нравственным, нравственное с эстетическим и т. п. Центральным звеном всей этой системы, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности, единства слова и дела.

Таким образом, эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

 

1.2 Развитие эмоций в деятельности

 

Воспитание чувств ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.

Однако разработка эффективных, научно обоснованных методов воспитания чувств является делом очень трудным, значительно более сложным, чем разработка методов обучения ребенка каким-либо знаниям или навыкам.

В работах психологов имеются общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого творения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые, явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Итак, эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

Уже у двух-трехмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся, по-видимому, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии «комплексом оживления».

Эмоции по типу «комплекса оживления» формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми, которые помогают ему удовлетворять все жизненные потребности (в том числе и потребность в новых впечатлениях), ласкают его, обеспечивают ему комфорт и безопасность. Если такой опыт у младенца отсутствует или он недостаточен, то появление «комплекса оживления» задерживается или он может даже вовсе не возникнуть, что оказывает негативное влияние на все последующее развитие детской личности.

По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее. Например, к концу первого года жизни ребенок может испытывать удовольствие от музыкальных звуков, от игрушек.

Особенно важно развивать у ребенка чувства расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. Так, годовалый ребенок сам готов заплакать, когда мать закрывает лицо руками, притворно всхлипывая. Увидев позже ее смеющейся, он расплывается в улыбке и заливается веселым смехом.

Постепенно у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Появляется пока еще наивное удовлетворение при выполнении требований окружающих. «Я не ел конфетки, которые ты не позволила есть»,- с гордостью заявляет матери ребенок двух с половиной лет. Заметив неодобрительный взгляд взрослого, когда он засовывает палец в рот, ребенок прекращает это запрещенное действие.

Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

Особо важное значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения.

Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка воспитателем его поступков. У большинства детей положительные оценки воспитателя повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов - сочетания глубокого понимания ребенком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.

Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения. В своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.

Нравственные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. У детей двух-трехлетнего возраста при подчинении требованиям взрослых еще не возникает чувство ответственности за порученное дело. Эмоциональные реакции у малышей вызываются в этом случае лишь отношением к ним близкого человека, его одобрением или порицанием выполненных действий.

Информация о работе Воспитание гуманных чувств дошкольников