Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 20:03, доклад
Славянские народы, в состав которых входили и древнерусские племена, как и все народы Земли тысячелетиями создавали особенный уклад жизни. Характерный для всего первобытного общества порядок воспитания и обучения детей был присущ и древним славянам, однако имелась и специфика в организации этих процессов.
Воспитание детей у древних славян и отдельных народов России. Педагогические средства народного воспитания.
Славянские народы, в состав которых входили и древнерусские племена, как и все народы Земли тысячелетиями создавали особенный уклад жизни. Характерный для всего первобытного общества порядок воспитания и обучения детей был присущ и древним славянам, однако имелась и специфика в организации этих процессов.
У древнерусского населения сложилась и стала традиционной своя возрастная периодизация, сообщающая определенный порядок процессам воспитания и обучения.
До 8 лет дети воспитывались в домашних условиях в атмосфере труда, обрядов, поэтического слова: колыбельной песни, сказки, заклинания.
С 6-7 лет мальчики переходили от женского к мужскому воспитанию и обучению. Дошедшие до наших дней народные сказки и былины позволяют сделать вывод, что организованные формы обучения у древних славян напоминали обучение в «домах молодежи». Одним из основных методов воспитания были всевозможные состязания, испытания, преодоление препятствий. В программу входило и овладение грамотой: письмо и чтение с помощью «черт и резов» — своеобразного варианта пиктографического письма.
Итоговым методом проверки полученных знаний и умений был поединок-состязание с учителем.
Подростки 12-15 лет (отроки) продолжали образование в воинской дружине, обучались военному делу.
Девочки вели особую жизнь среди сверстниц, коллективно вырабатывая трудовые умения и навыки, усваивая моральные требования и нормы.
Основным средством воспитания у древних русичей были произведения устного народного творчества. Наиболее распространенным источником знаний и нравственных норм служили сказки. Обучение посредством сказок осуществлялось ненавязчиво, незаметно. Начало сказки создавало необходимый эмоциональный настрой, заинтересовывало в усвоении содержания. Характерный для сказок прием повтора способствовал легкому запоминанию. Настоящей «детской энциклопедией» были сказки о животных, знакомившие детей с окружающей природой и общественной жизнью. Значительную роль в обучении играли пословицы и загадки. В некоторых пословичных формулах отражалась необходимость самого процесса обучения, описывались некоторые методы обучения: «учить — ум точить», «учи Других — сам поймешь», многие загадки связывались с умением производить простейшие арифметические действия.
Таким образом, народная традиция воспитания и обучения, созданная в древнерусском обществе, явилась первым этапом в развитии отечественной педагогической культуры.
Педагогические средства народного воспитания.
Одним из действенных
средств воспитания на протяжении многих
веков служил фольклор — искусство, создаваемое
народом и широко распространенное в быту.
Это музыкальное, танцевальное, словесное
творчество и др.
Педагогическая мысль Древней
Руси дошла до наших дней и в произведениях,
не имевших специального педагогического
характера. Когда не было еще специальных
педагогических трактатов, педагогические
идеи можно было встретить в различных
источниках: памятниках литературы различных
жанров, произведениях изобразительного
искусства, в устных проповедях, в церковной
практике.
Велико было воздействие на
воспитание детей слова, произведений
устного народного творчества. В них прямо
или косвенно высказывалось одобрение
или осуждение поступков людей, воспевались
нравственные идеалы. Красочность, яркость,
меткость народного слова в фольклоре
делали поучения ненавязчивыми, вызывали
глубокие эмоции у детей и подростков,
и таким образом с раннего возраста неосознанно
воспринимались серьезные, возвышенные
идеи и житейские правила.
Воспитывало и учило не только
слово, но все русское народное искусство.
Огромной силой воздействия на детей обладало,
среди прочих его видов, народное искусство
быта. Оно сопровождало человека на протяжении
всей его жизни. Педагогический потенциал
его был необыкновенно велик.
Издавна были известны такие
средства народной педагогики, как игра
и игрушка, творцом которых был сам народ.
Еще в незапамятные времена люди поняли,
как они необходимы ребенку.