Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:36, реферат
Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая дело с самыми широкими социальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, деянием рук человеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.
Сталкиваются не просто отдельные личности, коллективы – сталкиваются поколения. Поколения воспитателей и воспитуемых. И даже поколения тех, кто претендует на лидерство в педагогических спорах.
Введение
1. Процесс воспитания.
1.1. Содержание процесса воспитания.
1.2. Особенности воспитательного процесса.
1.3. Воспитательный процесс, как система и его роль в целостном педагогическом процессе.
1.4. Личностный подход к воспитанию.
3. Перевоспитание личности.
3.1. Сущность перевоспитания.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
1. Процесс воспитания.
1.1. Содержание процесса воспитания.
1.2. Особенности воспитательного процесса.
1.3. Воспитательный процесс, как система и его роль в целостном педагогическом процессе.
1.4. Личностный подход к воспитанию.
3. Перевоспитание личности.
3.1. Сущность перевоспитания.
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая дело с самыми широкими социальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, деянием рук человеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.
Сталкиваются не просто
отдельные личности, коллективы
– сталкиваются поколения.
Педагогика никогда не может стать монополией ни узких специалистов, ни – тем более – отдельных групп, кланов.
Современное воспитание
– дело всенародное. Оно
Современное воспитание
– всегда сплав научных знаний
о человеке, опыта человеческой
культуры, народной мудрости. Если
один из этих компонентов не
учитывается, воспитание
Корни надо искать главным образом в недостатках знаний детской психологии, особенностей ребенка, его развития, в педагогических заблуждениях и самоуверенности.
Если учитель допустит промахи в своих действиях, то может нормальный ребенок превратиться в трудновоспитуемого.
И только тогда, когда воспитание будет
взаимодействовать в
1. Процесс воспитания.
1.1. Содержание процесса воспитания.
Под содержанием воспитания
понимают систему знаний, убеждений,
навыков, качеств и черт
В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:
1. Реализм целей воспитания.
Реальная цель сегодня –
2. Совместная деятельность
детей и взрослых. Поиск совместно
с детьми нравственных
3. Самоопределение. Развивающее
воспитание предполагает
4. Личностная направленность
воспитания. В центре всей воспитательной
работы школы должна стоять
не программа, не мероприятие,
не формы и методы, а сам
ребенок, подросток, юноша –
высшая цель, смысл нашей педагогической
заботы. Движение от ближайших
интересов воспитанников к
5. Добровольность. Воспитательный
процесс, если он организован
как принудительный, ведет к деградации
нравственности, как ребенка, так
и учителя. Детей нельзя
Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.
1.2. Особенности воспитательного процесса.
В целостном педагогическом
процессе важное место
Воспитательный процесс
имеет ряд особенностей. Прежде
всего, это процесс
Современный воспитательный
процесс характеризуется
Особенность воспитательного
процесса проявляется в том,
что деятельность воспитателя,
управление этим процессом,
Сложность воспитательного процесса:
- его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;
- между
педагогическими проявлениями
- воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив.
1.3. Воспитательный процесс, как
система, и его роль в
Процесс воспитания - сложная динамичная
система. Каждый компонент этой системы
может рассматриваться как
Необходимо зафиксировать
Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:
- цель и задачи;
- содержание воспитательного процесса;
- условия протекания воспитательного процесса;
- взаимодействие воспитателей и воспитанников;
- методы, применяемые в воспитательном процессе;
- формы воспитательной деятельности;
- этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:
- целостное
воспитание личности с учетом
цели всестороннего
- формирование
нравственных качеств личности
на основе общечеловеческих
- приобщение
школьников к общественным
- воспитание
жизненной позиции,
- развитие
склонностей, способностей и
- организацию
познавательной деятельности
- организацию
личностной и социально ценной,
многообразной деятельности, стимулирующей
образование, обусловленной
- развитие
важнейшей социальной функции
личности – общение в
Критерий – последовательность
этапов, через которые обязательно
должен пройти процесс, направленный на
качественное решение поставленных
задач. Данная структура очень важна
для понимания глубинной
Эффективность воспитания зависит:
1. От сложившихся воспитательных отношений.
2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.
3. От соответствия
социальной практики и
Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.
Диалектика воспитательного
Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.
Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Внешние противоречия также сильно
сказываются на направленности и
результатах воспитательного
Особенно внимательно
1.4. Личностный подход.
Психолого-педагогические исследования
последних десятилетий
Ни возраст, взятый в отдельности,
ни индивидуальные особенности личности
(характер, темперамент, воля и др.),
просматриваемые изолированно от названных
ведущих качеств, не обеспечивают достаточных
оснований для