Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 02:33, контрольная работа
Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. [2, с.27]
Обучение как целенаправленный процесс развития личности…………3
Учебная деятельность и саморазвитие субъекта…………………..…….5
Воспитание как целенаправленное воздействие на личность ………….8
Задания по формированию практических компетенций……………….11
Описание структуры учебной деятельности студента заочного отделения ……………………………………………………...............11
Самовоспитание студента. Характеристика данного процесса…….13
Список используемой литературы………………………………………14
Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Развитие психических функций происходит по влиянием стихийный социальных отношений и целенаправленных воздействий, которые либо стимулируют, либо замедляют развитие личности в течение всей жизни. Поэтому важнейшей задачей в организации воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации
В процессе воспитания происходит овладение духовными ценностями культуры общества и их интериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, а также экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение. Поэтому необходимо говорить не только об усвоении культуры, но и о ее освоении – активном обогащении ее каждым субъектом воспитания. [4, с.139]
Таким образом, воспитание оказывает целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека, обеспечивает необходимые условия для его развития. Воспитательный процесс осуществляется в различных социальных институтах: в семье, воспитательных и образовательных учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, театрах и др.
4. ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
4.1. Структура учебной
деятельности студента
Заочное обучение является одной из форм в системе непрерывного профессионального образования. Рассматривая внешнюю структуру учебной деятельности, можно выделить следующие основные компоненты: мотивация; учебные задачи; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку.
Эффективность учебного процесса прямым образом зависит от того, какие мотивы для учащегося являются смыслообразующими. Наилучший случай, когда такими мотивами являются познавательные, что не всегда имеет место. Поэтому мотивы деятельности учения делят на внешние и внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В подобном случае учение служит средством достижения других целей. [6, с.174]
Вторым по счету главным компонентом структуры учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается как определенное учебное задание по различным учебным дисциплинам. Для студентов заочного отделения в межсессионный период особенно важным является самостоятельная работа над изучением учебного материала.
Решение учебной задачи возможно только на основе осуществления студентом учебных действий и операций. Например, написание контрольных, практических и курсовых работ в установленные сроки, своевременная сдача экзаменов и зачетов.
Важными компонентами учебной деятельности является контроль, переходящий в самоконтроль, и оценка достигнутых результатов обучения.
Контроль предполагает три звена:
Все эти три звена и есть структура внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией.
П.П.Блонским были рассмотрены 4 стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала [6, с.74]:
Первая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. На этой стадии учащийся не усвоил материал и не может соответственного ничего контролировать.
Вторая стадия «полного самоконтроля», на которой учащийся проверяет полноту репродукции усвоенного материала и правильность репродукции.
Третья стадия характеризуется как стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам.
Четвертая стадия характеризуется отсутствием видимого самоконтроля, контроль осуществляется на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.
Оценка достигнутых результатов представляет собой внешние оценочные действия, переходящие в самооценку студента.
4.2. Самовоспитание студента. Характеристика данного процесса.
Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности.
В исследованиях, посвященных личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности.
Для работы над собой человеку необходима определенная готовность. Наличие таких качеств как целеустремленность, самокритичность, требовательность к себе, восприимчивость к воспитательным воздействиям. Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности.
Самовоспитание представляет собой внутренний процесс саморазвития личности путем приложения к себе волевых усилий, направленных на коррекцию взглядов, привычек, совершенствование умений в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися убеждениями, потребностями [3, с.271]. Собственная деятельность студента по саморазвитию опирается на его стремлении к самосовершенствованию, самооценке своих достижений, применению способов самоизменения: самоприказ, самовнушение, самокритика, самопоощрение.
Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств. Для студента также важно найти и осмыслить свое реальное место в жизни, сформировать мировоззрение, развить рефлексию, осознать себя субъектом деятельности.
Одной из важнейших предпосылок успешного решения проблемы побуждения студентов к самовоспитанию может анализ трудностей, которые они испытывают в работе над собой.
По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить вопросы на обсуждение, так как студент не всегда может правильно познать и оценить себя, свои возможности, наметить себе общественно-значимые цели и пути их достижения.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: курс лекций /В.Г.Крысько. – М., 2005. – 330 с.
4. Психология и педагогика: учеб.пособие / под ред.В.И.Жукова и др. – М., 2004. – с.
5. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ.высш. учебн.заведений / В.А.Сластенин, В.А.Каширин. – 3-е изд., стереотип. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
6. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» / Н.К.Карпова. – 2-е изд.перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс» , 2003. – 544 с.