Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:08, доклад
Характеристика возрастных особенностей основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на возрастных этапах онтогенеза.
1. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности.
2. Становление личности в процессе социализации.
3. Этапы и механизмы социализации.
Раздел I. Педагогика как наука
Семинар 3
1. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности.
2. Становление личности в процессе социализации.
Возрастные особенности – специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены стадий развития возраста [Словарь, с. 40].
Виды возраста:
Характеристика возрастных особенностей основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на возрастных этапах онтогенеза. Онтогенез (от греч. on, родительный падеж ontos – сущее и genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти [Словарь, с. 179]. Термин предложен в 1866 г. немецким биологом Э. Гекелем, считавшим, что развитие человека протекает в соответствии с биогенетичесим законом (к. 19 – н. 20 в. Г.С. Холл, П.П. Блонский и др.) [Словарь, с. 179].
Возрастные особенности образуют комплекс многообразных свойств, включая познавательные, эмоциональные и другие характеристики личности. Возрастные изменения в отличие от индивидуальных особенностей, отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях.
Движущие силы развития личности (по В.А. Крутецкому):
Эти противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.
В процессе воспитания и развития это противоречия:
Становление личности в процессе социализации. Этапы и механизмы социализации.
Социализация (от лат. social – общественный) – развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [Словарь, с. 266]. Термин «социализация» был заимствован из политэкономии. Применительно к развитию человека стал использоваться в последней трети 19 века, когда американский социолог Ф.Г. Гиддингс в книге «Теория социализации» (1887) употребил его в значении близком к современному [Словарь, с. 266].
Подходы к пониманию понятия «социализация»:
1. Структурно-
2. Гуманистическая психология (А. Оллпорт, А. Мослоу, К. Роджерс и др.):
Составляющие социализации:
Типы социализации:
Таким образом, человек рассматривается, в первую очередь, как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием. Это субъективны процесс, ибо на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи (естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические), для решения которых он более или менее осознано, ставит перед собой соответствующие цели, то есть проявляет свою субъективность.
Задачи для каждого возраста человека от решения, которых зависит его личностное развитие (А.В. Мудрик):
Задачи, не решенные на каком-либо возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности, а также проявиться через значительный период времени в поступках человека, которые другими воспринимаются как немотивированные [Словарь, 39-40 с.].
Факторы социализации:
Стадии (этапы) социализации:
1. дотрудовая социализация: включает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности:
а. раняя социализация: время от рождения ребенка до поступления его в школу;
б. юношеская социализация: включает обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
2. трудовая социализация: охватывает период зрелости человека, весь период трудовой деятельности;
3. Послетрудовая социализация: наступает в пожилом возрасте, в связи с прекращением трудовой деятельности [Сластенин, с. 117].
Механизмы социализации:
Действие всех механизмов социализации в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией – внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье и т.д. [Словарь, с. 267], то есть человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он существует, своего места в ней и самого себя.
Результат социализации – социализированность. Разные точки зрения на содержание понятия «социализированность», выделенные А.С. Волович:
Характеристики личности, обеспечивающие успешность социализации:
Социализированность имеет «мобильный характер», она может превратиться из успешной в неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Поэтому возникло новое понятие «ресоциализация» - изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социальными представлениями [Словарь, с. 267].
Задача
педагогики в области
социализации – учитывая тенденцию
социализации на каждом этапе развития
общества, использовать ее позитивные
и компенсировать негативные потенции
в процессе воспитания [Словарь, с. 267].
Человек в той или иной мере является жертвой социализации. При успешной социализации человек адаптируется к обществу и в тоже время способен противостоять его негативным воздействиям. Занимается той проблемой определенная область знания «виктимология» (от лат. victime – жертва и греч. Logos – понятие, учение) – социально-педагогическая область знания, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных условий социализации [Словарь, с. 34] (термин заимствован из криминологии).