Воспитание и школа в античном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:32, реферат

Краткое описание

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) ( VI - IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса.

Содержание

1. Воспитание и школа в Древней Греции
2. Философы Древней Греции о воспитании
3. Воспитание и образование в эпоху эллинизма
4. Воспитание и школа в Древнем Риме
5. Педагогические идеи Древнего Рима
6. Влияние раннего христианства на воспитание и обучение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

античность в пед.docx

— 59.75 Кб (Скачать файл)

Ближайший ученик Платона  Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в  обществе: "Воспитатели еще более  достойны уважения, чем родители, ибо  последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три  года был наставником 

Александра Македонского - будущего основателя громадной империи.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликсе.

Аристотелю чужда Платонова  тоска по запредельному миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается  в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В  отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу  вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном  бессмертном бытии и настаивал  на том, чтобы в равной степени  заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство Аристотель видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания.

Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и  обучения как части этого бытия. Так он пришел к заключению, что  всякая идея является "внутренней-сущностью вещей". Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.

Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и  образование в трактате "Политика".

Рассматривая извечную проблему соотношения социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. С одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается  в соответствующем воспитании как  первой необходимости. Утверждалась при  этом целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве.

Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом  отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию переда-ать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он |редлагал проводить предварительное обучение.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В  круг предметов начального образования  должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника  предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в  готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых  дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико-животного", писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного  начала должна была играть музыка.

Аристотель оказал громадное  влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.

3. Воспитание и  образование в эпоху эллинизма 

В Элладе и преимущественно  на Ближнем Востоке после распада  империи Александра Македонского ( III - I вв. до н. э.) кулыура и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческой образованности.

В этот период, получивший в  науке название эпохи эллинизма, система греческого образования  проникает не только в Причерноморье, но и на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию.

В самой Греции в эллинскую  эпоху произошли важные перемены в сфере воспитания и образования.

Так, в Афинах видоизменилась система школьного образования. Произошли существенные подвижки в  низшем образовании. Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образование. Учителя вбивали знания кулаком и бичом. "За каждую ошибку я сполна всыплю", - говорит учитель в стихах времен эллинизма.

По окончании мусического и гимнастического образования учеников ждала новая ступень школьного образования - грамматическая школа. Программой грамматической школы предусматривалось научить правильно писать, читать, говорить, дать понятие о музыке.

Поменялись уклад и  программы гимнасий. Они превратились в государственные учреждения. Меньше внимания в них стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого осваивались уже в грамматической школе.

Утратила свой военный  характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь велись теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасий: грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т. д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Срок обучения в эфе-бии составлял год.

Вершиной образования  считались философские школы, фактически превратившиеся в высшие учебные  заведения. В Афинах действовали  четыре философские школы. Помимо основанных Платоном Академии и Аристотелем - Ликея, были созданы еще две школы - стоиков и эпикурейцев.

При общей философской  направленности образования в программах школ делались определенные акценты. В  Академии поощрялся, например, интерес  к математике, в Ликее - к естествознанию, истории, теории музыки.

Основатель стоической школы  Зенон (335 - 262 до н. э.) полагал, что с помощью воспитания можно сделать человека добродетельным. В числе главных добродетелей назывались невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. У Зенона молодежь обучалась философии, которая включала физику, этику, логику с риторикой и диалектику (под последней понималась наука "правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов").

Эпикур (341 - 272 до н. э.) был предшественником сенсуали-стского подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению.

Главной педагогической задачей  он считал освободить человека от невежества и тем самым открыть ему  путь к счастью.

В Греции, как и во всем эллинском мире, образование было в ведении общественных, государственных  организаций, что, впрочем, не исключало  частной инициативы.

В эллинскую эпоху возникают  новые центры просвещения. К ним  в первую очередь следует отнести  Александрию - египетскую столицу династии Птолемеев (305 - 30 до н. э.). Как и во всем эллинском мире, в Александрии насаждалась греческая образованность, существовали школы низшего и среднего типов.

С особым вниманием относились здесь к высшему образованию. Птолемеем II (308 - 246 до н. э.) был основан Мусеум. Сюда приглашали лучших ученых. Среди преподавателей и воспитанников Мусеума были имена, известные всему эллинскому миру: Архимед, Евклид, Эратосфен и др. При Мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г . до н. э. - около 500 тыс.), здесь можно было изучать все науки того времени. Согласно эллинистической педагогической традиции, было обязательно изучение математики, астрономии, филологии, естествознания, медины, истории и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.

Александрия служила своеобразным мостом между эллинистической образованностью  и Римом. По словам древнегреческого историка Страбона, в Риме было множество александрийских учителей.

4. Воспитание и  школа в Древнем Риме 

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В  т. н. эпоху царей ( VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.

Здесь дети получали религиозное  воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних  римлян покровительствовало множество!богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома

и т д. Отец был в семье  неограниченным властелином. Он был  вправе даже продать своих детей  в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Атмосфера в семье часто  была далеко не идиллической. Нередко  матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей  отцы творили жестокую расправу над  рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской  истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья  всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи  семья заметно уступила свои позиции  государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний ( V в. н. э.).

Как утверждает римский историк  Ливии, первые попытки создать учебные  заведения относятся к 449 г . до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.

Уже на заре римской истории  греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и  политик Цицерон пишет о детстве  царя Древнего Рима Сервия Туллия (578 - 534 до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам".

Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира.

Вместе с тем римская  система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного  воспитания и наличии наряду с  общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.

В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные  школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего  возраста. В круг дисциплин входили  латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой  систематически пользовались особой счетной  доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших.

Частные грамматические школы  были учебными заведениями повышенного  типа. Здесь обыкновенно обучались  подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были

обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки

Информация о работе Воспитание и школа в античном мире