Воспитание культуры поведения школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть проблему воспитания культуры поведения детей разного возраста .
Задачи:
-раскрыть понятие и компоненты культуры поведения.
-рассмотреть освоение культуры поведения детьми разного возраста;
-охарактеризовать методы и приемы воспитания культуры поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Понятие и компоненты культуры поведения…………………………...6 1.1 Освоение культуры поведения детьми разного возраста…………….10 1.2.Нравственное воспитание школьника………………………………….14 Глава2Теоретические основы воспитания культуры поведения школьников 2.1Сущность и особенности воспитания культуры.......................................18 2.2 . Методы и средства воспитания культуры поведения……………..... 27 Заключение………………………………………………………………..…..35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике..doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию  выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.                                       Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать:

-  стиль общения с учащимися,

-  образовательно-воспитательную среду,

-  педагогическую  психологию,

-  самого себя.

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что  делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики. И  здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и воспитания и использование новых педагогических технологий. Процесс социально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние и внутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Необходимо дать ребенку возможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка. Для того чтобы широко и полно изучить проблему, необходимо знать основные положения изучаемой темы.                                                                             «Поведение – это система действий и поступков человека. В этой системе проявляются его взаимоотношения с социальной средой».

«Поведение  – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых  им в относительно продолжительный  период в постоянных или изменяющихся условиях».

«Поведение  – образ жизни, совокупность поступков и действий кого-нибудь, соблюдение правил внутреннего распорядка».

«Поведение  – образ жизни и действий».

«Культура – совокупность достижений человечества в производственном общественном и  умственном отношении».

«Культура – 1) совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни, уровень этих достижений в определенную эпоху у какого-либо класса, общества

2)Образованность, начитанность, просвещенность, воспитанность,  а также совокупность условий  жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека».

«Культура поведения – совокупность форм повседневного  поведения человека (в труде, в  быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее  выражение моральные и эстетические нормы этого поведения». Культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными правилами.

В широком  плане в понятие культуры поведения  входят все области внешней и  внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена. Особо  выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли.

«Культура поведения – поступки и формы  общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил общежития». Истинная культура поведения – органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации. Проявление культуры поведения – вежливость, основанная на уважении к людям, точность, привычка не опаздывать, выполнять данное обещание в срок, обязательность и др.                                          

Основной  путь формирования культуры поведения  – воспитание нравственности, волевых  качеств личности (выдержки, самообладания, умения владеть собой), самовоспитание. Важное средство воспитания культуры поведения – формирование эстетических вкусов и идеалов, культуры речи.

Культура  поведения человека есть внешнее  выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Культура  поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с  другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия.

Усвоенные человеком качества превращаются в  воспитанность личности. Уже в  начальной школе дети должны усвоить  основы культуры поведения. Чем раньше ребенок усвоит правила поведения, тем естественнее он будет их выполнять. Прежде всего, учитель должен раскрыть сущность каждого из качеств, которое он хочет воспитать в детях.

Вежливость  – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Ни у  кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие  «Культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом, и понятие «Вежливость» перерастает свои узкие рамки, становясь отражением нашей внутренней культуры и духовности, определяясь той суммой поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые вытекают из образованности и воспитанности каждого человека. Сегодня мы вкладываем в понятие «вежливый человек» не только и даже не столько умение вести себя благопристойно. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину (иначе и быть не должно!), а тот, кто не пройдет мимо хулигана, позволившее подобное. Вежливый человек не тот, кто сам не сломает ветку дерева, не притащит охапку подснежников, а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь природу.

Вежливый  человек совершает поступки и  отвечает за них, управляет своими эмоциями. Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, в речи, отношении к вещам, характере общения. Дети должны усвоить формы вежливого отношения к родителям и посторонним, к учителям и другим работникам школы, к своим товарищам. Младшие школьники нередко считают, что быть вежливым необходимо только со взрослыми, и забывают о том, что надо соблюдать правила и со своими сверстниками. Поэтому в работе с детьми следует специально выделять правила поведения в должном обществе.

Точность  и обязательность составляют неотъемлемые черты культурного человека и  проявляются в умении выполнять  обещания, беречь свое и чужое время, не заставлять себя ждать, не опаздывать и т.д. Эти правила меньше других известны школьникам и поэтому часто нарушаются ими.

Этикет  – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к  людям (формы обращений и приветствий, поведение, манеры и одежда). В этикет входят те требования, которые приобретают  характер строго регламентированного  церемониала. Этикет – это повседневное благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их общественному положению, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде в различных обстоятельствах. Это честь, совесть, порядочность – качества, которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим здоровьем.  Работа, связанная с воспитанием этого качества, предполагает, прежде всего, пример воспитателя, создание и расширение конкретных ситуаций, в которых дети проявляют умения и приучаются выполнять правила этикета.

Манеры  – способ держать себя, внешняя  форма поведения. Включают в себя совокупность свойств речи /выражение, тон, интонация/, характерную для  человека походку, жестикуляцию, мимику, иногда также говорят о манере одеваться. Внешняя красота и изящество должны быть, по словам В.Г. Белинского, выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственного облика личности. Хорошие манеры рассматриваются как форма повседневного выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки.

Хорошие манеры составляют как бы оправу драгоценных  граней души, среди которых самые  привлекательные – доброжелательность, тактичность, деликатность, честность, благородство. Если хорошие манеры станут внутренней потребностью каждого человека, это поможет в значительной степени изменить взаимоотношения людей. Значит, исчезнут многие поводы для плохого настроения, которое возникает у нас иногда из-за грубости и невоспитанности окружающих, относящихся, наряду с привычкой громко говорить, развязностью в жестикуляции и поведении, неряшливостью и дурными манерами. Дурные манеры создают неудобства для окружающих и делают невозможным свободное и непринужденное общение людей.

В воспитании культуры поведения значительное место занимает выработка навыков и привычек. Привычка к поведению – это показатель устойчивости морального мотива, - включает в себя потребность пользоваться усвоенными способами поведения. Привычки имеют огромное значение для человека.

«Привычки» - это те «кирпичики», из которых  складывается образ жизни, способы  достижения цели, манера общения –  словом, все то, что, определяет судьбу человека».

Добрую  привычку К.Д.Ушинский, рассматривал как  «нравственный капитал, который  постоянно растет, и процентами с которого человек пользуется всю жизнь». Дурная привычка, по его же словам, есть «нравственный невыплаченный заем, который может заморить человека беспрестанно нарастающими процентами и довести его до нравственного банкротства».

У многих школьников заметно отставание навыков  и привычек культурного поведения  от знания соответствующих правил. В работе с школьниками это  достигается систематическим приучением к выполнению правил. Целенаправленная систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Это необходимо потому, что не во всех семьях родители являются образом культуры, она не «впитывается» с молоком матери, ее часто надо воспитывать и формировать вопреки повседневному опыту ребенка. Именно в начальной школе начинается работа по воспитанию аккуратности и опрятности, вежливости и точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то учителю приходится восполнять этот пробел.

Важнейшей задачей воспитания является перевод  поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения  и сознания школьника. Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера учебного заведения. Формируемые способы поведения, поддерживаемые традициями, законами коллектива, легче осваиваются детьми.

Одним из наиболее действенных методов  воспитания является пример. В качестве примера для младших школьников могут выступать родители, братья и сестры, образы героев, знатных людей. Важное условие повышения воспитательной силы примера – единство слова и дела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения. Отнюдь не случайно народная мудрость гласит: «Слова зовут, а примеры влекут». Я.А. Коменский говорил: «Легко идти за правильно идущим». Младшие школьники в своем стремлении стать взрослыми берут в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами.

Вот лишь некоторые из них:

1. У  ребенка еще беден жизненный  опыт;

2. Нет  устойчивых привычек поведения.

Склонность  детей к подражанию нередко создает  опасность заимствования дурных привычек. Детей иногда привлекают нарушители школьного порядка, их грубость, резкость, дерзость…

Отсутствие  системы в воспитании вызывает сбой в поведении ребенка. В школе  учитель требует одно, дома родители – другое, взрослые, которые окружают детей на улице, в транспорте, в общественных местах, предъявляют нередко противоположные требования. Поэтому замечания или требования взрослых часто относятся детьми только к одному, данному, моменту и легко забываются. Другая причина недостатка в воспитании коренится в том, что взрослые, к сожалению, придают слишком большое значение, словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил; при этом забывая о положительном влиянии примера и практической деятельности. К.Д. Ушинский писал, что нельзя ограничиваться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно, как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.

И на уроке, и во внеклассной работе трудно переоценить воспитательную роль самой личности учителя, его убежденности, его культуры. Учителя копируют его ученики. Вот почему поведение учителя, его подход к каждому явлению, так или иначе, влияют на всех учеников… Можно смело сказать, что если учитель авторитетен, то у многих людей навсегда остаются в памяти и характере следы этого учителя. Поэтому важно, чтобы учитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Десятки глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Методы и средства воспитания культуры поведения

В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что  некоторые правила повторяются. Это закономерно. Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меняются, и ребенок должен действовать и применять одно и то же правило в разных условиях. Для него это не всегда просто. Так, на улице ребенок может не поздороваться с учителем другого класса, хотя в школе обычно здоровается с ним. Приучившись следить за своей обувью, когда идет в школу, ученик может в нечищеной обуви пойти к товарищу. Поэтому, рассказывая о правилах поведения, педагог перечисляет те возможные ситуации, где ученик должен их применить. Но рассказать об этом мало. Необходимо вместе с родителями проконтролировать, чтобы во всех случаях, в любой обстановке известное правило выполнялось детьми. Например, детей научили уступать место старшим в автобусе; они это делают охотно, без напоминания. Но вот в классе пришла бабушка, стоит, а ученик даже не догадается пригласить ее сесть. Такое поведение объяснимо, ведь младшему школьнику свойственна конкретность мышления. Ему требуется руководство, подсказка. Сначала это возможно сделать в ситуации класса, школы, затем дети приучаются к соответствующему поведению дома, на улице, в общественных местах.

Информация о работе Воспитание культуры поведения школьника