Воспитание любви к природе у детей в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:53, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников.
В ходе исследования мы попытаемся решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание эстетического воспитания дошкольников.
2. Показать суть экологического воспитания дошкольников, формирование норм и правил экологического поведения.
3. Показать воспитание любви к природе у дошкольников средствами искусства и, в частности, художественной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Воспитание любви к природе у дошкольников………………………………….5
Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года……………………………………………………………………….5
Советы родителям…………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………...14
Список используемых ресурсов………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

2 реферат по педагогике.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

Обратите внимание детей: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. Огромный шар для снеговика скатать — пара пустяков. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после оттепели — плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки.

Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!).

Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете.

Порой говорят: для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за городом9. Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать объекты для постоянных наблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Но деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби — всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их жизни и с их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачи выполненной.

Весной. Природные события сменяют сейчас друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы.

Резкие перепады температуры особенно часты ранней весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка — наст. На крышах сосульки. Можно обратить внимание детей на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя — и на другой тоже. Даже когда сосульками крыша уже украшена со всех сторон, одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, что стаивание снега даже на небольшом участке идет неравномерно.

Отчего так происходит? Пусть ребенок попробует найти объяснение этому явлению, обратив внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня. Днем на остром конце ледышки скапливается водица и звонко падает вниз, постепенно вымывая в снегу ямку. Чем выше температура воздуха, тем чаще стучат капели. К вечеру похолодает, и «музыка» получается другая. Капли падают реже. Ночью, как правило, капель прекращается, но сосулька растет и в длину, и в толщину.

А вот и проталины-лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут луночка едва наметилась. В чем дело? Теплее, что ли, под кленом? Конечно, теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещает-то поровну, а нагревает по-разному. И убедиться в этом очень легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите малышам положить ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются не одинаково. Темные — сильнее, светлые — меньше. Потому-то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол клена нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее стаивает.

Если мы научим детей быть добрыми, заботливыми и бережливыми друзьями, то природа обязательно отплатит нам добром.

 

Советы родителям

Самые маленькие дети уже готовы к тому, чтобы воспринимать красоту природы. Долг взрослых – развивать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру, приобщать к изобразительным видам деятельности и классической музыке. Все это развивает у ребенка внимательность, фантазию, тягу к творчеству.

Первый совет, который хочется дать родителям, - учить малыша видеть проявления красоты в повседневных вещах. При этом нужно радоваться новым открытиям и удивляться им вместе ребенком. Так, на прогулке всегда обращайте внимание малыша на красоту природы. Разноцветная радуга, сверкающие снежинки, цвет листвы осенью, распустившиеся цветы – наблюдение за всеми этими вещами способствует эстетическому воспитанию ребенка.

Также родителям стоит привлекать ребенка к игре с разнообразными природными материалами, такими, как снег, песок, камешки, трава. Полезно читать с ребенком стихотворения о разных временах года, о горах и морях и т.д. При этом нужно быть чутким к настроению малыша. Ни в коем случае нельзя навязывать ему общение на эти темы. Если он в данный момент не готов или не хочет это делать, лучше отложить занятия до более подходящего момента.

Необходимо работать над помещением, где ребенок проводит свое время. Воспитателям детских садов нужно заботиться о том, чтобы интерьер комнат способствовал развитию у детей вкуса. Помещения можно украшать цветами, картинами с изображением приятных пейзажей, распустившихся цветов, летящих птиц и т.д. Известно, также о благотворном влиянии на психику ребенка чистых природных звуков, поэтому можно включать детям диски с записями пения птиц, плеска воды, шума прибоя. Все это будет напоминать детям о нашей связи в природой.

Заключение

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания[13]. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольников на материале художественной литературы.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

Проведенный нами эксперимент показал необходимость привлечения к экологическому воспитанию текстов художественной литературы. При правильном эстетическом развитии детей, они способны воспринимать лучшие образцы русских писателей-классиков, в которых отражены мысли о необходимости бережного отношения к родной природе, показывается ее красота.

Таким образом, мы подтвердили в ходе эксперимента нашу гипотезу о необходимости привлечения художественных текстов к воспитанию бережного отношения к природе и любви к ней.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых ресурсов

http://www.prodetey.ru/2403-vospitanie-lyubvi-k-prirode-u-doshkolnikov

http://xreferat.ru/71/1886-1-problemy-ekologicheskogo-vospitaniya-i-razvitiya-lyubvi-k-prirode-u-doshkol-nikov-na-materiale-hudozhestvennoiy-literatury.html

http://zance.ru/docs/2800/index-2084702.html

http://www.coolreferat.com

 

 

 

 

 


Информация о работе Воспитание любви к природе у детей в ДОУ