Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель работы :выяление наиболее эффективных средств народной педагогики, направленныых на формирование нравственных качеств у младших школьников.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;
2.Определить место средств народной педагогики в современной начальной школе;
3. Обосновать необходимость использования средств народной педагогики в начальных классах;
4.Разработать путем использования средств народной педагогики повышение уровня нравственного поведения младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого - педагогическая проблема. 6
1.1. Сущность и природа нравственности. 6
1.2. Проблемы нравственного воспитания у младших школьников. 12
1.3. Задачи нравственного воспитания. 16
1.4. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. 18
1.5. Средства народной педагогики. 19
2.1. Подготовительный этап проведения опытно - экспериментальной работы. 36
2.2.Констатирующий эксперимент. Обсуждение итогов работы. 42
Заключение. 48
СПИСО К ЛИТЕРАТУРЫ: 50
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.
Для
реализации необходима программа нравственного
воспитания школьников, она очень
обширна и охватывает круг различных
нравственных отношений, в которых
отчетливо проявляются
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Высоко оценивал роль этических бесед А. С.Макаренко. «Я помню, - говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральнуютему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе»[18 ].
Многие
учителя справедливо
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
Говоря
о морали, мы подразумеваем поведении
людей, совокупность норм, регулирующих
отношение к обществу, оцениваемые
с позиции добра и зла. Огромную
роль в сфере морали играют нравственные
чувства. В морали закреплены такие
понятия, как "добро", "честь",
"совесть", "справедливость".
Все эти понятия имеют
Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
Полнота
человеческого счастья
Результат
нравственного воспитания проявляется
в отношениях школьников к своим
обязанностям, к самой деятельности,
к другим людям.[27, с. 168 ].Чтение и
разбор статей, рассакзов, стихотворений,
сказок из учебных книг помогают детям
понять и оценить нравственные поступки
людей, указывает Л. И. Матвеева. Дети
читают и обсуждают статьи, в которых
ставятся в доступной для них
форме вопросы о
На
уроках постоянно возникают
Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему и умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критическиотноситься к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализоваь практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения меду собой [20, с.52 ].
Урок,
на котором дети испытывают удовлетворение
и радость от успешно выполненной
общей работы, который пробуждает
самостоятельную мысль и
Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использвать произведения разных видов искусств, а в качестве основной формы работы проволить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.
1.3. Задачи нравственного
Задачи нравственного воспитания и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоя тельств и условий: запросов общества, экономических фак торов, уровня развития науки, возможностей возраста вос питуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающе го поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы че ловека.
В
главе «Целеполагание в педагогике...»
мы рассматри вали различия в акцентах
и содержании воспитания в кон
цепциях разных периодов. В одни
годы самым значимым становилось
воспитание коллективизма; в другие
- патри отизма. Сегодня значимыми
стали деловые качества, пред приимчивость
и др. И каждый раз созданный
обществом идеал
Итак, вторая группа задач нравственного воспитания от ражает потребности общества в людях, обладающих конк ретными, сегодня востребуемыми качествами.
Если первая группа задач носит постоянный, неизменяе мый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание ока зывают влияние и исторический этап, и особенности возрас та объекта воспитания, и конкретные условия жизни.
В советский период задачи нравственного воспитания младших школьников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; тру долюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.
На
современном этапе развития нашего
общества суще ственных преобразований
в формулировке смысловых бло
ков, пожалуй, не произошло. Они действительно
вбирают в себя все аспекты
нравственности. Но конкретное напол
нение каждого блока и его
значение, конечно, меняются, уточняются.
Так, сегодня ставится под сомнение
необхо димость воспитания коллективизма
как нравственного ка чества современного
человека, практически не решается
задача трудового воспитания, изменился
взгляд на патрио тическое и интернациональное
воспитание. Однако в нрав ственной
структуре личности эти стороны
имеют место и поэтому
1.4. Идеи известных деятелей
Вопросы
о решающей роли нравственного воспитания
в развитии и формировании личности
осознавались и ставились в педагогике
с давних времен. Подчеркнем, что
они связывались главным
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог - демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая
вопросы педагогики, нравственное воспитание
выдвигал на первый план немецкий педагог
Иоган Гербарт. Другое дело, что в
соответствии с идеалами общества,
в котором он жил, он вкладывал
в понятие нравственного
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: “из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.
Однако из педагогов - классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д.Ушинский. в статье “о нравственном элементе в воспитании ” он писал :
«Конечно,
образованием ума и обогащение его
познаниями много принесет пользы,
но увы, я никак не полагаю, чтобы
ботанические или зоологические
познания… могли сделать
Убежденные
в том, что нравственность не есть
необходимое последствие
Но если педагоги - классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.
1.5. Средства народной педагогики.
Пословицы
и поговорки.
Поговорки и пословицы - один из самых
активных и широко распространенных памятников
устного народного поэтического творчества.
В них народ на протяжении веков обобщал
свой социально-исторический опыт. Как
правило, они имеют афористическую форму
и поучительное содержание, выражают думы
народа, его взгляды на явления общественной
жизни, его эмпирически сложившееся представление
о воспитании молодого поколения. Народ
отобрал в своей многовековой истории
все ценное в педагогическом отношении
в практике семейного воспитания многих
поколений и выразил его в форме поучительных
афоризмов.
В. И. Ленин писал: "Бывают такие крылатые
слова, которые с удивительной меткостью
выражают сущность довольно сложных явлений".
Именно такими словами являются многие
народные поговорки и пословицы, в которых
синтезируются самые сокровенные мысли
народа о человеке, о воспитании, о формировании
личности.
На поговорках, пословицах, изречениях
училось и воспитывалось не одно поколение
людей, более того, некоторые пословицы
стали девизом в жизни великих людей.
Народ высоко ценит пословицы и поговорки
потому что "в полой воде нет рыбы, в
пословице нет лжи". В понимании народов
поговорки и пословицы выступают как источник
разума, как пример для подражания, как
добрый советник и первый наставник, как
поучительное наследие прежних поколений
и как пример образного мышления.
Народные афоризмы не просто выражают
ту или иную воспитательную идею, они созданы,
отшлифованы, имеют как бы определенную
воспитательную задачу, дидактические
цели, диктуемые педагогической интуицией
народа, принципом целесообразности.
Прежде
всего афоризмы предельно сжаты,
лаконичны, малословны, назидательны,
легко запоминаются и служат молодежи
девизом в жизни. Весьма характерны,
например, пословицы о трудолюбии
и трудовом воспитании. "Будешь трудится
- поешь", - говорят казахи. "Потрудишься
- добро получишь", - советуют киргизы.
Краткость, лаконичность пословиц особенно
важны для запоминания нравственных норм
и правил. И народ позаботился об этом:
"Конец терпения - золото", "Доброе
слово слаще меда".
Кратко и образно выражают афоризмы народные
мысли о воспитании, формировании личности
человека. Педагогический гений народа
продуманно, сознательно создал не только
однострочные, но и двух строчные, в ряде
случаев многострочные, даже многоступенчатые
афоризмы, наделенные поэтическими рифмами.
Большинство миниатюр народ слагал однострочными:
"Без еды не будет беседы", "В торговле
дружбы нет", "Беда голова от уст".
В двух строчных афоризмах вторая половина
обычно путём сопоставления усиливает
главную смысловую нагрузку и общую воспитательную
идею пословицы. Например : "Ворона называет
своих птенцов беленькими, еж называет
своих детей нежненькими", "Не бойся
темной тучи и говорливого, а бойся белой
тучи и молчаливого". Здесь народ излагает
уже более подробно свои мысли, где-то
осуждает, где-то советует, а где-то предостерегает.
Ступенчатые многострочные афоризмы путём
повторения сосредоточивает внимание
слушателя на главной идее пословицы :
"где много зелёной травы, там быки жирны,
где много тяжб - судьи жирны, где много
покойников - муллы жирны" или другая
- "Если женятся двое хороших - будет
счастье, если женятся хороший и дурной
- будет беда, если женятся двое дурных
- будет война". В этих пословицах народ
путём повторения и сопоставления стремился
укрепить в сознании слушателей чувство
меры, справедливости, умение верно оценить
людей и. т. д.
Всё это свидетельствует о том, что народ
свои педагогические рекомендации сложил
и выразил руководствуясь потребностями
жизни, реагируя на разнообразные проявления
условий материальной жизни общества.
Эту мысль очень хорошо выразил П. Лафарг
: " Обиходные выражения и пословицы
показывают, быть может, ещё яснее, чем
отдельные слова, те нити, которые связывают
язык с явлениями окружающей жизни.
Таким образом, в самом композиционном
построении афоризмов видна их педагогическая
целесообразность, рассчитанная не просто
на усвоении истин, но и на то, чтобы они
стали не писаными законами жизни, оказывали
прямое воздействие на воспитание и формирование
личности.
В целях усиления воспитательного воздействия
педагогических миниатюр народ также
проявил заботу также о том, чтобы художественно
оформить своё творение, используя для
этого разнообразные средства поэтической
образности, словесной ритмики, добиваясь
таким образом яркого интонационного
- смыслового звучания афоризмов.
Эмоциональность народной поэтической
речи усиливается и намеренно подчеркивается
также постановкой риторических вопросов.
Подчеркивая дидактическое значение практики,
казахи задают риторический вопрос : "
Разве слышанное сравнить с виденным?
". Изречение зовёт к тому, чтобы человек
слышанное закреплял виденным, т. е. практикой.
Пословицы и поговорки с риторическими
вопросами сосредоточивают внимание человека
на главной, смысловой стороне изречения,
побуждают его задуматься над поставленным
вопросом, попытаться ответить на него,
тем самым достигается более эффективное
эмоциональное воздействие афоризмов
на сознание и поведение молодого человека.
Таким путём народная мудрость эффективно
выполняет свою воспитательную функцию.
Риторические восклицания имеют определённую
дидактическую задачу. Одним из признанных
методов воспитания в народной педагогике
является намёк. К примеру, желая безобидно
воздействовать на нового человека в семье,
говорят : "Тебе говорю очка, а ты слушай
невестка!".
В целях эмоционального воздействия на
молодое поколение народ разумно пользовался
и богатствами звуковой формы, обращал
внимание на музыкальность и мелодичность
афоризмов, используя для этого сравнения,
антитезы, гиперболы, метафоры, иронию,
аллегорию и. т. д. Особенно часто народ
прибегает к иронии, поскольку она даёт
возможность в мягкой форме осмеять негативные
явления, повторно облекая мысль в иносказательную
форму, когда комическое и смешное намеренно
подаются с серьёзным видом..
Таким образом, используя иронию в афоризмах,
народ, соблюдая определённый педагогический
такт, обращает внимание на людские слабости,
пороки, недостатки, пробуждает желание
и стремление устранить эти недостатки.
Используя гиперболы, народ намеренно
обращает внимание на важность таких качеств,
как воспитанность трудолюбие, стремление
к знанию, верность в любви и. т. д.
Метафора как форма иносказательной образности,
основанной на сходстве двух явлений,
также встречается в структуре народной
мудрости: "Яблоко от яблони далеко
на падает", "Любовь сильнее смерти",
"Муж и жена - птицы из одного гнезда".
Педагогический анализ показывает, что
в целях усиления эмоционального воспитательного
воздействия афоризмов на человека народ
стремился поэтическую речь сделать мелодичной,
музыкальной, используя для этого ритмические
звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения
и. т.д.