Воспитание нравственных поступков старших школьников в ситуациях выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу:
воспитание нравственных поступков школьников в ситуациях выбора будет осуществлено в том случае, если:
а) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) их действия приобретают осознанный характер;
в) используют приобретенный опыт для решения учебных задач.

Содержание

Введение
Глава 1. Нравственное воспитание школьников
1.1 Нравственное воспитание школьников как педагогическая проблема
1.2 Формирование нравственности учащихся
Глава 2. Воспитание нравственных поступков старших школьников в ситуациях выбора
2.1 Воспитание нравственных поступков старших школьников
2.2 Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание нравственных поступков старших школьников.rtf

— 216.83 Кб (Скачать файл)

Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.

Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития ; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою “нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Гоголь, когда утверждал: “Развязать каждому руки, а не связывать; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона”.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал “поступку наедине с собой”, или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках - сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. “Раскаяние - пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа - в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые достигаются через осознание вины - в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения”. Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы ее внешние и внутренние психологические механизмы?

Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств. Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральное отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми и др. в процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

 

 

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИТУАЦИЯХ ВЫБОРА

 

2.1 Воспитание нравственных поступков старших школьников

 

Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.

В социальной психологии общепризнано, что одной из главных задач человека является его самоопределение. В психологии, как правило, под самоопределением личности понимается сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самоопределение является центральным механизмом становления личностой зрелости, состоящим в осознанном выборе человеком своего места в многообразных социальных отношениях. Среди перечисленных в отечественных психологических источниках форм социального самоопределения, таких как конвенционально-ролевое, профессиональное, семейное, социальное, нас интересует социальное самоопределение. В нашей работе мы используем определение данного понятия, сформулированное М.И. Рожковым «…. социальное самоопределение - это выбор личностью своей социальной роли и социальной позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включенность в эту ситуацию».

Понятие «социальная роль» трактуется в словарях как социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений [2].

"Социальная позиция" определяется двояко: во-первых, как место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. Во-вторых, как взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах [5].

Таким образом, в процессе социального самоопределения личность определяет свое положение в системе общественных отношений, способ поведения в зависимости от выбранной позиции, собственную социальную функцию и систему взглядов, ценностных ориентаций и представлений. Основой этого процесса является ситуация выбора.

Опираясь на концепцию социальных проб М. И. Рожкова и изложенные выше определения понятий "социальное самоопределение", "социальная роль", "социальная позиция", можно сделать вывод, что одной из составляющих социального самоопределения является социальный выбор. В ситуации социального выбора проявляется "субъектность" человека и его "самость". Период младшего подросткового возраста характеризуется выработкой специфических черт человеческой "самости", а именно, формированием системы ценостных ориентаций, взглядов, убеждений. На этот процесс значительное влияние оказывает общение младших подростков со взрослыми.

К исследованию ситуации выбора обращались многие психологи и педагоги. Так, в своих работах проблему альтернативной ситуации и принятия решения в этой ситуации рассматривали В. П. Беспалько, А. В. Брушлинский, Л. П. Гурова, Л. Б. Ительсон, Ю. Козелецкий. К исследованию нравственного выбора в своих работах обращался С. Г. Якобсон. Использованием различных ситуаций выбора в практике учебой деятельности занимались Е. И. Ильин, Т. В. Машарова, В. Ф. Шаталов, С. Т. Шацкий. Выбор есть не что иное, как предпочтение одного из вариантов. Варианты выбора - альтернатива (франц.) - «необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями».

 

2.2 Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора

 

Ситуация выбора - это совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне которых актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из скрытых или явных альтернатив [3]. Для того, чтобы была возможность выбора, должно быть наличие вариантов. Варианты могут быть заданы ситуацией по-разному:

Информация о работе Воспитание нравственных поступков старших школьников в ситуациях выбора