Воспитание патриотизма за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 07:44, реферат

Краткое описание

Патриотическое воспитание – это формирование патриотического сознания (знаний, взглядов, убеждений, суждений, оценок, идеалов), морально-волевых черт характера (намерения, установки, мотивация, решения) и ориентированного поведения (действия и поступки, навыки и привычки) граждан РФ. Для того, чтобы яснее увидеть проблемные вопросы государственно-патриотического воспитания во всех сферах жизни нашего общества, которые изложены в Государственной Программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг." и пути их решения, нужно детально рассмотреть исторический опыт России, а также решение аналогичных вопросов в истории и современной геополитике развитых зарубежных стран.

Вложенные файлы: 1 файл

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЗА РУБЕЖОМ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

ско-патриотических качеств у старшеклассников через их участие в молодежных общественных организациях (А.С.Прутченков, Л.Е.Никитина, С.В.Тетерский, Л.Н.Щербакова и др.); анализ воспитания патриотизма с нравственно-этических позиций (В.И.Петрова, А.И.Шемшурина и др.); формирование патриотических качеств у учащихся во внеклассной деятельности (Н.Н.Васильев, Э.П.Стрельникова, Д.СЯковлева и др.).

Анализ развития педагогических знаний о воспитании патриотизма у учащихся показывает, что, несмотря на наличие целого ряда исследований по данной проблеме, задача воспитания патриотизма у учащихся старших классов в историко-краеведческои деятельности применительно к современным условиям не решена. Исследования, выполненные с начала 90-х годов XX века, затрагивают различные направления воспитания патриотизма у школьников: в учебно-воспитательном процессе (И.Н.Глазунова, В.П.Лукьянова, А.П.Петрянкина), в музейной и туристско-краеведческой деятельности (Г.В.Вишина, Н.В.Бушманова, Л.Г.Гужова, Е.В.Маркотенко), в историко-краеведческои работе (Е.А.Ганаева, Д.В.Кацюба, Т.Г.Питинова). Большинство научных трудов сосредоточено на решении отдельных аспектов воспитания патриотизма в различных видах деятельности. Проблема воспитания патриотизма старшеклассников в историко-краеведческои работе, которая обеспечила бы эффективную реализацию воспитательного потенциала исторического краеведения в деятельности школы, изучена неполно. Имеющиеся теоретические противоречия в исследованиях и недостаточная научная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Воспитание патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческои деятельности».

Объект исследования: воспитание патриотизма как качества личности у учащихся старших классов.

Предмет исследования: условия воспитания патриотизма у учащихся старших классов в историко-краеведческои деятельности.

Цель исследования: обосновать сущность и содержание процесса воспитания патриотизма у учащихся старших классов в историко-краеведческои деятельности.

Гипотеза исследования исходит из того, что воспитание патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческои деятельности может быть успешным, если будут:

- определены сущность  и содержание воспитания патриотизма  как качества личности учащихся  в процессе историко-краеведческои  деятельности в соответствии с идеями личностно-ориентированной педагогики;

- проанализирован опыт  школ и экспериментально проверены  в педагогической практике содержание  и методы воспитания патриотизма  у учащихся старших классов  в процессе историко-краеведческои деятельности;

- разработана научно-обоснованная  программа воспитания патриотизма  у учащихся старших классов  в процессе историко-краеведческои  деятельности с предложением  методических рекомендаций по  реализации воспитательного потенциала  школы в историко-краеведческои работе старшеклассников.

Задачи исследования.

1. Осуществить системный  анализ генезиса воспитания патриотизма  у учащихся старших классов  в процессе историко-краеведческои  деятельности и определить тенденции  его развития на современном  этапе.

2. Выявить сущность, содержание  и особенности воспитания патриотизма  у учащихся старших классов  в процессе историко-краеведческои  деятельности.

3. Обосновать и экспериментально  проверить содержание, формы и  методы обучения и внешкольной  деятельности, обеспечивающие эффективность процесса воспитания патриотизма у учащихся старших классов в историко-краеведческои деятельности, направленной на комплексное развитие патриотических качеств личности.

4. Разработать и апробировать  в опытно-экспериментальном исследовании авторскую программу «Воспитание патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности».

Методологической основой исследования являются философские, социологические идеи системного и личностно-деятельностного подходов в обучении и воспитании патриотизма как качества личности с учетом исторического опыта, тенденций, противоречий и перспектив развития общества и школы; психолого-педагогические закономерности и принципы гражданского, патриотического воспитания молодежи, осуществляемого школой в целостном процессе, важной составляющей которого становится историко-краеведческая деятельность учащихся.

Теоретико-методологической базой исследования послужили также: положения о воспитании патриотизма у учащейся молодежи, выдвинутые К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.В.Луначарским, С.Т.Шацким, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским; взгляды русских писателей и мыслителей, анализировавших нравственные основы воспитания патриотизма (В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, А.П.Куницын, А.Н.Радищев, Н.Г.Чернышевский); труды зарубежных философов, затрагивающие проблемы воспитания патриотизма (Платон, Аристотель, Ж.Ж.Руссо, К.А.Гельвеций, Г.Гегель); идеи зарубежных ученых-педагогов по воспитанию патриотизма (И.Ф.Гербарт, Ф.А.Дистерверг, Д.Локк, И.Г.Песталоцци и др.); идеи культурологического подхода (Л.П.Печко, Л.Г.Савенкова, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин); труды по аксиологическим аспектам образования (Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, Е.Н.Шиянов); работы по проблемам туризма и исторического краеведения (Д.Д.Семенов, Б.Е.Райков, И.И.Полянский, Н.А.Гейнике, С.О.Шмидт, А.А.Остапец-Свешников, Г.С.Лялина).

В диссертационном исследовании рассмотрены особенности системного подхода в воспитании и развитии личности (Д.Б.Эльконин, А.Н.Аверьянов), положения педагогики и психологии гуманизма (С.Л.Рубинштейн,

И.А.Каиров), личностный и деятельностный подходы (Л.В.Выготский, А.Н.Леонтьев), научные положения о социализации подрастающего поколения (Д.И.Фельдштейн, А.В.Петровский, В.Д.Шадриков); закономерности и принципы развития и воспитания личности (Н.А.Менчинская, Р.М.Рогова, Г.Н.Филонов, И.А.Липский, А.К.Быков), социологический анализ воспитания учащихся в современных условиях (С.В.Дармодехин, Э.А.Орлова, О.И.Волжина).

Основными методами исследования являются: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, исторической и краеведческой литературы по предмету исследования, учебных программ школ, пособий по истории, краеведению и музейной педагогике; обобщение и анализ опыта учебно-воспитательной деятельности средних общеобразовательных учреждений, школьных и краеведческих музеев по воспитанию патриотизма у старшеклассников; методы экспериментального исследования, включающего констатирующий и формирующий эксперименты; сравнения и обобщения; диагностические методики (анкетирование, тестирование, беседы, диспуты); применение воспитывающих ситуаций, целенаправленного лонгитюдного наблюдения за учащимися, их собственный самоанализ; методы математической статистики (контент-анализ, ранжирование).

Экспериментальная база исследования — средние общеобразовательные школы №№26, 815, 155, 352 г.Москвы, №1940 г.Зеленограда (Москва), №18 г.Павловского Посада Московской области, исторические, историко-краеведческие школьные музеи, существующие на базе указанных средних общеобразовательных учреждений, а также Народный краеведческий музей села Ярополец Волоколамского района Московской области.

Этапы диссертационного исследования.

На первом этапе (2000-2001 гг.) проводилось изучение и теоретический анализ состояния проблемы воспитания патриотизма у старшеклассников в ис-торико-краеведческой деятельности, выявление противоречий и факторов, влияющих на эффективность воспитательной работы со старшеклассниками,

обобщение опыта преподавания истории в старших классах, определение понятийного аппарата, методологии исследования и разработка программы опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2001-2003гг.) осуществлялось обоснование научно-методических основ решения проблемы исследования, выявлялся потенциал историко-краеведческои деятельности в воспитании патриотизма у старшеклассников, разрабатывались экспериментальные учебные материалы (анкеты, тесты, задания, темы докладов и рефератов), методики уроков и мероприятий по Отечественной истории XX века, осуществлялась реализация программы опытно-экспериментальной работы по проверке научной достоверности гипотезы в контрольных и экспериментальных группах СШ №№26, 155 и 352 г.Москвы и №18 Г.Павловского Посада Московской области на констатирующем этапе эксперимента.

На третьем этапе (2003-2005гг.) осуществлялась апробация результатов и корректировка авторской Программы, проводилась проверка основных положений гипотезы и уточнение теоретических выводов и итоговых результатов исследования в расширенном формирующем эксперименте на базе средних школ №352, №815 г.Москвы, №18 г.Павловского Посада Московской области, №1940 г. Зеленограда (Москва) и Народном краеведческом музее сЯрополец Волоколамского района Московской области, обработка и систематизация полученных материалов.

Научная новизна исследования.

1. Осуществлен системный  анализ генезиса воспитания патриотизма  у учащихся старших классов  в процессе историко-краеведческои  деятельности в контексте современных  преобразований в социокультурной  и образовательной областях, направлений  воспитания патриотизма учащихся в настоящее время и определены основные тенденции его развития.

2. Выявлены сущность, содержание  и особенности воспитания патриотизма  у учащихся старших классов  как качества личности в процессе  историко-

краеведческой деятельности при углубленном изучении школьниками Отечественной истории и истории родного края, в урочной и внеурочной творческо-познавательной работе, способствующей формированию личностного самосознания и нравственно-патриотических взглядов у старшеклассников.

3. Обоснованы и экспериментально проверены в практике учебных и внешкольных занятий конкретное содержание, формы и методы обучения, обеспечивающие эффективность процесса воспитания патриотизма у учащихся старших классов в историко-краеведческой деятельности.

4. Предложенная авторская программа «Воспитание патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности» представлена как единая система познавательной, интеллектуальной, творческой историко-краеведческой деятельности учащихся, в которой обосновано обновленное интегрированное содержание изучаемого в школе курса Отечественной истории XX века во взаимосвязи с музейной, краеведческой и историко-исследовательской работой.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе системного подхода и разработанной авторской программы углубляются содержание и методы воспитания патриотизма у учащихся старших классов в историко-краеведческой деятельности, раскрываются возможности воспитания патриотизма средствами исторического краеведения в интеграции с изучением Отечественной истории XX века и обществоведения в школе. Выявлены критерии и показатели эффективности воспитания патриотизма у учащихся старших классов в историко-краеведческой деятельности: уровень научных знаний (аргументированность выводов, возможность делать собственные заключения), уровень, т.е. проявление патриотических взглядов и убеждений (мировоззренческие оценки фактов и явлений, осознанные взгляды на природную и социально-культурную среду), уровень деятельностной мотивации (готовность к реализации на практике патриотической работы в исторической, краеведческой и других видах деятельности).

10

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и рекомендации позволяют повысить воспитательные возможности историко-краеведческой деятельности, предлагают дальнейшие направления в поиске эффективных средств историко-краеведческой работы с целью воспитания патриотизма старшеклассников как качества личности.

Авторская программа воспитания патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности (во взаимосвязи урочной, внеклассной и внешкольной работы), в основу которой положен личностно-деятельностный подход в различных сферах учебно-воспитательного процесса (проекты, рефераты на основе историко-краеведческого поиска, материалов и документов истории родного края, диспуты, исторические вечера и т.д.), обоснованы формы и методы работы со старшеклассниками, позволяет осуществлять переход научных знаний на мотивационно-деятельностный уровень (работа в клубах, кружках, школьных музеях, озеленение, уход за памятниками истории и культуры, научно-практическая исследовательская работа). На основе практической реализации программы подготовлены методические рекомендации по совершенствованию воспитания патриотизма у старшеклассников в процессе историко-краеведческой деятельности. Программа может быть использована для корректировки педагогического процесса в средних школах по воспитанию патриотизма у учащихся старших классов, в секциях и кружках исторического и историко-краеведческого профиля; отдельные методики, различные технологии поисково-исследовательского уровня могут применяться в музейной педагогике и туристско-краеведческой деятельности.

Практическую значимость исследования также составляют предложенные в диссертации содержание и методы коллективной и самостоятельной творческой работы старшеклассников (в проектной, поисковой, научно-исследовательской деятельности и т.д.), в интегрированных занятиях по Отечественной истории XX века, музейной, краеведческой и историко-исследовательской работе.

11

Достоверность результатов научного исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, целостным подходом к решению поставленной проблемы, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; подтверждается данными многолетней опытно-экспериментальной работы; сопоставлением полученных результатов с передовым педагогическим опытом других школ; репрезентативностью источниковедческой базы и объемом проводимого исследования; научной апробацией выводов, прошедших широкую практическую проверку; использованием математических методов при анализе полученных результатов и статистической достоверностью экспериментальных данных.

Информация о работе Воспитание патриотизма за рубежом